Рефераты. Дефектология

держащих артикуляторно и акустически далекие звуки допусти-

ли 9.09% ошибок, в отличие от детей с общим недоразвитием ре-

чи, которые не сделали ни одной ошибки в словах, отли-

чающихся этим признаком, Я думаю, что в первую очередь, это

можно объяснить тем, что у детей с задержкой психического раз-

вития в силу пониженной познавательной активности обеднен

словарный запас, как активный, так и пассивный, и эти до-

школьники не знают значений некоторых слов предлагаемых

экспериментатором и, зачастую, делают выбор картинок случайным. У 30% детей

с задержкой психического развития, либо в заменах звуков на слоги (пример„

в слове "бусы" - первый звук ("бу") '- 40% дети с общим недоразвитием речи

и 45% с задержкой психического развития (таблица 4).

Выделение последнего звука в словах не вызвало затруднений в 12.72%

случаев у детей с общими речевыми нарушениями

и 'в 19.92% случаев у детей с задержкой развития. Все допускали

ошибки при анализе слова "рама", "бусы", "кошка", "крыло", за-

меняя гласные звуки, стоящие в конце слов па слоги (например,

"кошка" - последний звук "ка"), что свидетельствует о несфор-

мированности у детей обеих категорий понятий "звук" и "слог".

15 % детей с общим недоразвитием и 10% детей с задержкой психического

развития при определении первого и послед-

него звука в слове выделяли исключительно слоги.

Характеристика ошибок по определению Таблица 4.

|Характер |Общее недоразвитие речи |Задержка психического |

|ошибок | |развития |

| |Количество |Показатель |Количество |Показатель |

| |детей |% |детей |% |

|Выделение | 8 | 40 | 9 | 45 |

|слога вместо | | | | |

|1-го звука | | | | |

|Выделение | 10 | 50 | 10 | 50 |

|слога вместо | | | | |

|последнего | | | | |

|звука | | | | |

|Замена | 5 | 25 | 6 | 30 |

|выделяемого | | | | |

|на другой | | | | |

Практически всегда приходилось прибегать к интонационному выделению звуков,

для более упрощенного их определения, и тем не менее это всегда помогало.

Анализ этой серии задания показал, что дети с задержкой

психического развития чуть лучше выделяют первый и последний звук в слове,

но разница эта незначительная, на мой взгляд.

Максимальную сложность для выполнения представил пол-

ный, анализ слов т.е. определение последовательности и коли-

чества звуков (3-я серия задания). Причем большинство ошибок

имело место при определении последовательности звуков в сло-

вах - 25% у детей с общим недоразвитием речи и 25% с задержкой

развития.

25% детей с общим речевым недоразвитием и столько же

испытуемых другой категории детей вовсе не смогли справиться

с заданием (называли все звуки наугад или слоги).

Характерной ошибкой для обеих категорий детей явилось

пропуск гласных звуков (пример, в слове "дом" 1-й звук '"д", 2-ой

звук "м"). Эта ошибка встречалась при анализе слов у всех испы-

туемых. При анализе слова "кошка" дети опускали согласную

"Ш" или "К" в середине слова. Еще одной характерной ошибкой

было перечисление слогов вместо звуков (пример„"луна" 1-ый

звук "лу", 2-ой "на"). Такая ошибка встречалась у 20% детей с

общим недоразвитием речи и 15% детей с задержкой психиче-

ского развития.

При определении количества звуков тоже соответственно,

допускалось, множество ошибок. Если ребенок слово "дом" раз-

ложил на звуки "д" и "м", то количество звуков будет им опреде-

лено ошибочно. Но зачастую, дети число звуков определяли на

угад пример, слово "сыр" разложили на звуки "с", "р", на вопрос

, о количестве звуков в этом слове отвечали: "три".

Проанализировать односложное слово, разложить его на

звуки и определить их число было доступно 10% детей с общим

недоразвитием речи и 15% с задержкой психического развития,

двухсложные слава без стечения согласных 5% детей каждой ка-

тегории двухсложное слово со стечением не смог проанализиро-

вать никто.

Почти все дети с задержкой психического развития с появ-

лением сложностей при выполнении задания замолкают или по-

вторяют названный ими звук, т.е. иначе говоря эти дети не вла-

деют способами звукового анализа и столкнувшись с трудностя-

ми они становятся беспомощны.

У детей с общим недоразвитием речи невозможность определить

последовательность и количество звуков в словах являет-

ся, следствием отставания в развитии аналитико-синтетической

деятельности мозга.

3-я серия задания - определение местоположения звука по

отношению к другим звукам предполагалось в двух вариантах на

материале картинок (т.е. при участии зрительного и слухового

восприятия) и со слов.

Оценка выполнения этой серии задания у детей с общим

недоразвитием речи - 1, у детей с задержкой психического развития -О. Хуже

с выполнением этой серии справились дети с задержкой психического развития.

Большую трудность представляло определение местополо-

жения звука со слов экспериментатора и чуть легче и точнее дети

определяли место звука в слове имея наглядный материал, т.к.

при этом детям не нужно удерживать в памяти слово, посмотрев

на картинку они его легко вспомнят. Сложность здесь представлял

непосредственно сам фонематический анализ данного слова:

вычленение заданного звука из слова, определение его места в

слове ~начало, середина, конец). Но и здесь было допущено не-

мало ошибок, т.к. результаты исследования указывают на недо-

статочный уровень сформированности элементарных форм фо-

нематического анализа.

Лишь 5% детей с общим недоразвитием речи безошибочно

смогли определить местоположение звука в слове на материале

картинок. Остальные 95% детей в полном объеме с этим задани-

ем не справились (таблица 5).

К

2

Определение местоположение звука в слове. Таблица 5.

|Речевой |Местопол|ОНР |Показатель%| ЗПР |Показатель |

|материал|ожение |количество | |количество |% |

| |звуков в|правильных | | | |

| |слове |ответов | | | |

|Картинки|Начало |6 |9.99 |2 |3.33 |

| |Середина|3 |4.99 |3 |4.99 |

| |Конец |6 |9.99 |4 |6.66 |

|Слова |Начало |5 |8.33 |3 |4.99 |

| |Середина|3 |4.99 |2 |3.33 |

| |Конец |4 |6.66 |2 |3.33 |

Дети с общим недоразвитием речи правильно определили

местоположение звука в начале слова на материале картинок в

9.99'Ъ случаев, это самый хороший результат в выполнении этой

серии заданий. В свою очередь, дети с задержкой психического

развития здесь же имеют правильные ответы в 3.33% случаев

(начало слова) и 6.66% случаев (конец слова).

Процент правильного определения места звука в середине

слова у обеих категорий детей 4.99%

Определение местоположения звука в слове на материале

слов дало меньшее число правильных ответов. Правильное опре-

деление испытуемыми с общим речевым недоразвитием речи в

начале слова составило 3.33%, в конце 6.66% у дошкольников

другой категории соответственно 4.99% и 3.33.

Как видно из таблицы детям с задержкой психического раз-

вития одинаково трудно определить место звука в слове, используя наглядный

материал или опираясь только на слуховое вос-

приятие. Все это является следствием дефицитарности высших

корковых функций, слабости процессов мышления и мнести-

ческой деятельности.

Анализ результатов исследования фонематического анализа

свидетельствует о резком недоразвитии у детей с общим недо-

развитием речи и задержкой психического развития языкового

анализа на уровне слова.

Причем количество ошибок, допускаемых детьми, было

прямо связано со сложностью задания.

Ш.2 АНАЛИЗ-СИНТЕЗ, ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ЗВУКО-

ВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖ-

КОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.

Исследование фонематических функций включало в себя

исследование фонематического синтеза слов. Дети должны были

синтезировать из звуков слова (односложные и двухсложные).

5% детей с общим недоразвитием речи безошибочно соста-

вили все слова из данных звуков. Такой же процент правильного

выполнения задания и среди детей с ЗПР.

Не справились полностью с выполнением этого задания

10% детей с общим недоразвитием речи и 10%, с задержкой пси-хического

развития. Этот процент детей либо назвал слова на-

угад, никак не соотносятся с данными звуками, либо вообще ни-

чего не могли сказать. Нередко при синтезе звуков дошкольники

получали совершенно другие слова пример, "папа" вместо

"лапа", "утка" вместо "рука". Эта ошибка встречалась у 15% де-

тей с общим недоразвитием речи и у 25% среди детей с задерж-

кой психического развития. У 10% детей с общим недоразвитием

речи имело место перестановка слогов в двухсложном слове

(например, "рука", дети называют "кару"). 40% детей с общим

недоразвитием речи смогли произнести синтез односложных и

30% двухсложных слов, дети другой категории соответственно: 25%

25%2525псры и 25%

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.