Рефераты. Дефектология

В речи детей с ЗПР имеет место и нарушение согласования

существительного с прилагательным, числительным, местоимением в роде (два

белки, красная кресла, открыл

свою пасть), падеже (Первое сентября дети идут в школу). Обнаруживаются

ошибки в формах выражения временных отношений, в парадигмах спряжения

глаголов. Выявляются на-

рушения вида - временных форм глаголов в структуре одного предложений (Они

слушали, мама слушает, и видела, как они слушают)

2. Особенности словообразований у детей с ЗПР.

Формирование механизмов словообразования тесно связано с развитием

морфологической системы языка, а также с

функционированием механизмов, обеспечивающих усвоение

синтаксиса, Этот процесс основывается на способности обобщать и

дифференцировать языковые единицы.

В связи с недоразвитием познавательной деятельности, в

том числе процессов общения, сравнения дифференциации у

детей с ЗПР обнаруживаются особенности процессов словообразования.

Исследование словообразования (Е.В.Мальцева, Е.С.

Слепович, Е.Ф.Соботович,) показывают, что у детей с ЗПР

процесс словообразования задерживается и затягивается во

времени.

Одним из характерных признаков уровня сформироанности словообразования

является детское "словотворчество" Оно возникает в тот период, когда

ребенок начинает

выделяться словообразовательные морфемы, обобщать их в соответствии со

значениями, однако еще недостаточно дифференцирует с учетом норм языка.

По мнению АМ, Шахнаровича. детское словотворчество

возникает лишь на определенном этапе развития познавательной деятельности

ребенка. В связи с этими фактами становится понятным более позднее начало

детского словотворчества у

детей с ЗИР. У этих детей отмечается и большая продолжи-

тельность этого периода. По данным Р.Д.Тригер неологизмы

, наблюдаются даже в речи учеников 4 класса с ЗПР.

Исследование словообразования прилагательных от существительных,

проведенное Е.С.Слепович на контингенте

.дошкольников с ЗПР, показало следующее: если нормально

развивающиеся дети довольно часто образовывали прилагательные от

существительных, то дети с ЗПР делали это гораздо

реже, в единичных случаях. Это дети чаще всего образовывали от

существительных не прилагательные, а другие существительные или другую

форму того же слова. Таким образом, дети дошкольники с ЗПР заменяют

словообразование

словоизменением. У младших школьников с ЗПР появляется большое количество

прилагательных - «неологизмов»: они часто воспроизводят неправильные

словообразовательные варианты (лиса звериная, шапка шкурная).

Е.С.Слепович отмечает ряд особенностей в употреблении

«неологизмов» детьми с ЗПР. Одной из таких характерных

особенностей является то, что в речи детей с ЗПР наблюдался, как правило,

несколько словообразовательных вари-

антов (сад - садашный, садиный, садовый). В большинстве

случаев дети с ЗПР не дифференцируют и в импрессивной речи

правильный и неправильный словообразовательный вариант,

т.е, неправильные формы определяют как правильные, По-

следний факт свидетельствует о несформированности

«чувства языка» у детей с ЗПР.

Нарушение словообразования у детей с ЗПР проявляются,

осияно ярко на материале глаголов и прилагательных, с ис-

пользованием приставок и суффиксов (медведевая. Медведи-

ная берлога).

Особенности синтаксической структуры предложения.

Исследования Н.Ю.Боряковой, Е.В.Мальцевой,

Г.Н.Рахмаковой, Е.С.Слепович, Е.Ф.Соботович обнаружили у

детей с ЗПР и нарушения поверхностной структуры предложения, нарушения

грамматического оформления предложений,

которые проявляются как на уровне словосочетания

(изменения согласования и управления), так и на уровне пред-

ложения.

По сравнению с нормой дети с ЗПР делают гораздо

больше ошибок при воспроизведении меньшего речевого высказывания. Эти дети

используют ограниченный набор синтаксических конструкций, преимущественно

простых трехчленных конструкций (простые распространенные предложения с

дополнением или обстоятельством места) При этом прямое

дополнение употребляется чаще, чем косвенное, Обстоятельство места

используется чаще, чем другие виды обстоятельств.

Частыми ошибками были нарушения порядка слов в

предложении: постановка сказуемого в конец предложения

(девочка книгу убрала), постановка прилагательного в коней

предложения (девочка платье надевает красное).

Грамматическое оформление предложений характеризуется и большим

количеством аграмматизмов морфологического характера

Особенности формирования речевого высказывания у детей с ЗПР.

Как показывают исследования Л.С.Выготского,

,А,Р.Лурия, А.К.марковой и других авторов, возможности по-

с~ния связного высказывания, объединенного одной мыс-

лью, обусловлены возникновением регулирующей, планирую-

щей функции речи в старшем дошкольном возрасте. У нор-

мыьно развивающихся детей к началу школьного обучения

происходит Отделение речи от непосредственного практиче-

ского опыта, она приобретает новые функции. Однако все дети

ЭТОГО возраста одинакОВО легко ОвладеваЮт НОВЫМ видом рече"

вой деятельности. По данным клинических, психологических и

педагогических исследований (Т,А.Власова, М.С.Певзнер.

К.С.Лебединская. Н.А.Никашина, Р.Д.Тригер и другие) дети - с

ЗПР. составляющие 50% неуспевающих учеников младших

классов с большим трудом усваивают школьную программу.

Значительные трудности у них возникают в процессе обучения

русскому языку, что в свою очередь связано с несформирован-

ностью речевой готовности к школьному обучению.

В связи с этим изучение особенностей формирования

монологической речи у старших дошкольников с ЗПР и их

возможностей в построении развернутых речевых высказываний представляет

большую возможность и актуальность. Про-

веденное экспериментальное исследование показало отставание дошкольников с

ЗПР в овладении монологической речью,

что связано с низким уровнем речевой активности, замедленным, темпом

становления планирующей функции речи, не-

сформированностью основных этапов порождения разверну-

того речевого высказывания: замысла, внутреннего программирования и

грамматического структурирования.

Значительное количество ошибок в грамматическом

оформлении речевых сообщений у детей с ЗПР позволяет говорить о

несформированности у них синтаксических связей и

парадигматических отношений слов. Пропуск предиката свидетельствует о

несформированности у детей с ЗПР предикативности речи.

Трудности в построении высказываний у детей с ЗПР во

многом обусловлены недоразвитием у них познавательной деятельности,

незрелостью мыслительных операций, низким

уровнем саморегуляции умственной деятельности, а также не-

сформированностью произвольных процессов.

Также у них наблюдается отставание в формировании

функции речи, основных этапах порождения высказывания. Об

этом свидетельствует наличие трудностей в кодировании и де-

кодировании речевых сообщений.

В заключении хочется отметить, что старшие дошкольники с ЗПР имеют

определенные возможности в плане по-

строения своих высказываний. В условиях специальной коррекционной работы

они могут приблизиться к уровню владения монологической речью, который

характерен для их нор-

мально развивающихся сверстников. Успешность продвижения

зависит от индивидуально- типических особенностей.

ВЫВОДЫ:

Таким образом, на основании вышеизложенного, можно сделать следующие

выводы:

1. Физиологическую основу речи составляет деятельностью второй

сигнальной системы, раздражителем которой

выступают слова. Функционирование второй сигнальной

системы осуществляется в неразрывном взаимодействии с

первой.

2. Становление устной речи происходит как становление деятельности.

Важнейшим условием формирования уст-

ной речи, является развитие ребенка мотивационной стороны

речевой деятельности. У детей с ЗПР в ходе специального

обучения надо формировать потребность в речевом общении.

3, Развитие речи - это развитие способа общения. У

детей с ЗПР отмечается ситуативный характер общения, низ-

кий уровень владения познавательности, личностными кон-

тактами с взрослыми. Для таких детей наиболее предпочти-

тельной оказывается ситуация совместной с взрослыми игры

-,это говорит о преобладании игровой мотивации, о не-

сформированности устойчивых мотивов общения с взрослы-

ми.

4. Речь-инструмент развития высших отделов психики

ражего человека. Задержка речевого развития на начальных возрастных

ступенях не может быть компенсирована

впоследствии

5.Методика обучения детей с ЗПР базируется на понимании процесса

овладения языком как взаимодействия

трёх взаимосвязанных явлений: языковой способности, речевой деятельности,

языковой программы.

6. Основная задача речевого развития ребенка дошкольного возраста -

это владение нормами и правилами родно-

го языка, определенными для каждого возрастного этапа и

развитие их коммуникативных способностей (заметим, что

индивидуальные различия речевого уровня у детей одного

возраста могут быть исключительно велики)

7. Речевые задачи для детей дошкольного возраста

включают: воспитание звуковой культуры речи, словарную

работу. Формирование грамматического строя речи, ее связности при

построении развернутого высказывания.

8. Особенности речи у детей с ЗПР характеризуются

нарушениями речи, как системы; у них отмечается нарушения

звукопроизношения, бедность словарного запаса, недостаточная

сформированность грамматического строя речи,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.