В речи детей с ЗПР имеет место и нарушение согласования
существительного с прилагательным, числительным, местоимением в роде (два
белки, красная кресла, открыл
свою пасть), падеже (Первое сентября дети идут в школу). Обнаруживаются
ошибки в формах выражения временных отношений, в парадигмах спряжения
глаголов. Выявляются на-
рушения вида - временных форм глаголов в структуре одного предложений (Они
слушали, мама слушает, и видела, как они слушают)
2. Особенности словообразований у детей с ЗПР.
Формирование механизмов словообразования тесно связано с развитием
морфологической системы языка, а также с
функционированием механизмов, обеспечивающих усвоение
синтаксиса, Этот процесс основывается на способности обобщать и
дифференцировать языковые единицы.
В связи с недоразвитием познавательной деятельности, в
том числе процессов общения, сравнения дифференциации у
детей с ЗПР обнаруживаются особенности процессов словообразования.
Исследование словообразования (Е.В.Мальцева, Е.С.
Слепович, Е.Ф.Соботович,) показывают, что у детей с ЗПР
процесс словообразования задерживается и затягивается во
времени.
Одним из характерных признаков уровня сформироанности словообразования
является детское "словотворчество" Оно возникает в тот период, когда
ребенок начинает
выделяться словообразовательные морфемы, обобщать их в соответствии со
значениями, однако еще недостаточно дифференцирует с учетом норм языка.
По мнению АМ, Шахнаровича. детское словотворчество
возникает лишь на определенном этапе развития познавательной деятельности
ребенка. В связи с этими фактами становится понятным более позднее начало
детского словотворчества у
детей с ЗИР. У этих детей отмечается и большая продолжи-
тельность этого периода. По данным Р.Д.Тригер неологизмы
, наблюдаются даже в речи учеников 4 класса с ЗПР.
Исследование словообразования прилагательных от существительных,
проведенное Е.С.Слепович на контингенте
.дошкольников с ЗПР, показало следующее: если нормально
развивающиеся дети довольно часто образовывали прилагательные от
существительных, то дети с ЗПР делали это гораздо
реже, в единичных случаях. Это дети чаще всего образовывали от
существительных не прилагательные, а другие существительные или другую
форму того же слова. Таким образом, дети дошкольники с ЗПР заменяют
словообразование
словоизменением. У младших школьников с ЗПР появляется большое количество
прилагательных - «неологизмов»: они часто воспроизводят неправильные
словообразовательные варианты (лиса звериная, шапка шкурная).
Е.С.Слепович отмечает ряд особенностей в употреблении
«неологизмов» детьми с ЗПР. Одной из таких характерных
особенностей является то, что в речи детей с ЗПР наблюдался, как правило,
несколько словообразовательных вари-
антов (сад - садашный, садиный, садовый). В большинстве
случаев дети с ЗПР не дифференцируют и в импрессивной речи
правильный и неправильный словообразовательный вариант,
т.е, неправильные формы определяют как правильные, По-
следний факт свидетельствует о несформированности
«чувства языка» у детей с ЗПР.
Нарушение словообразования у детей с ЗПР проявляются,
осияно ярко на материале глаголов и прилагательных, с ис-
пользованием приставок и суффиксов (медведевая. Медведи-
ная берлога).
Особенности синтаксической структуры предложения.
Исследования Н.Ю.Боряковой, Е.В.Мальцевой,
Г.Н.Рахмаковой, Е.С.Слепович, Е.Ф.Соботович обнаружили у
детей с ЗПР и нарушения поверхностной структуры предложения, нарушения
грамматического оформления предложений,
которые проявляются как на уровне словосочетания
(изменения согласования и управления), так и на уровне пред-
ложения.
По сравнению с нормой дети с ЗПР делают гораздо
больше ошибок при воспроизведении меньшего речевого высказывания. Эти дети
используют ограниченный набор синтаксических конструкций, преимущественно
простых трехчленных конструкций (простые распространенные предложения с
дополнением или обстоятельством места) При этом прямое
дополнение употребляется чаще, чем косвенное, Обстоятельство места
используется чаще, чем другие виды обстоятельств.
Частыми ошибками были нарушения порядка слов в
предложении: постановка сказуемого в конец предложения
(девочка книгу убрала), постановка прилагательного в коней
предложения (девочка платье надевает красное).
Грамматическое оформление предложений характеризуется и большим
количеством аграмматизмов морфологического характера
Особенности формирования речевого высказывания у детей с ЗПР.
Как показывают исследования Л.С.Выготского,
,А,Р.Лурия, А.К.марковой и других авторов, возможности по-
с~ния связного высказывания, объединенного одной мыс-
лью, обусловлены возникновением регулирующей, планирую-
щей функции речи в старшем дошкольном возрасте. У нор-
мыьно развивающихся детей к началу школьного обучения
происходит Отделение речи от непосредственного практиче-
ского опыта, она приобретает новые функции. Однако все дети
ЭТОГО возраста одинакОВО легко ОвладеваЮт НОВЫМ видом рече"
вой деятельности. По данным клинических, психологических и
педагогических исследований (Т,А.Власова, М.С.Певзнер.
К.С.Лебединская. Н.А.Никашина, Р.Д.Тригер и другие) дети - с
ЗПР. составляющие 50% неуспевающих учеников младших
классов с большим трудом усваивают школьную программу.
Значительные трудности у них возникают в процессе обучения
русскому языку, что в свою очередь связано с несформирован-
ностью речевой готовности к школьному обучению.
В связи с этим изучение особенностей формирования
монологической речи у старших дошкольников с ЗПР и их
возможностей в построении развернутых речевых высказываний представляет
большую возможность и актуальность. Про-
веденное экспериментальное исследование показало отставание дошкольников с
ЗПР в овладении монологической речью,
что связано с низким уровнем речевой активности, замедленным, темпом
становления планирующей функции речи, не-
сформированностью основных этапов порождения разверну-
того речевого высказывания: замысла, внутреннего программирования и
грамматического структурирования.
Значительное количество ошибок в грамматическом
оформлении речевых сообщений у детей с ЗПР позволяет говорить о
несформированности у них синтаксических связей и
парадигматических отношений слов. Пропуск предиката свидетельствует о
несформированности у детей с ЗПР предикативности речи.
Трудности в построении высказываний у детей с ЗПР во
многом обусловлены недоразвитием у них познавательной деятельности,
незрелостью мыслительных операций, низким
уровнем саморегуляции умственной деятельности, а также не-
сформированностью произвольных процессов.
Также у них наблюдается отставание в формировании
функции речи, основных этапах порождения высказывания. Об
этом свидетельствует наличие трудностей в кодировании и де-
кодировании речевых сообщений.
В заключении хочется отметить, что старшие дошкольники с ЗПР имеют
определенные возможности в плане по-
строения своих высказываний. В условиях специальной коррекционной работы
они могут приблизиться к уровню владения монологической речью, который
характерен для их нор-
мально развивающихся сверстников. Успешность продвижения
зависит от индивидуально- типических особенностей.
ВЫВОДЫ:
Таким образом, на основании вышеизложенного, можно сделать следующие
выводы:
1. Физиологическую основу речи составляет деятельностью второй
сигнальной системы, раздражителем которой
выступают слова. Функционирование второй сигнальной
системы осуществляется в неразрывном взаимодействии с
первой.
2. Становление устной речи происходит как становление деятельности.
Важнейшим условием формирования уст-
ной речи, является развитие ребенка мотивационной стороны
речевой деятельности. У детей с ЗПР в ходе специального
обучения надо формировать потребность в речевом общении.
3, Развитие речи - это развитие способа общения. У
детей с ЗПР отмечается ситуативный характер общения, низ-
кий уровень владения познавательности, личностными кон-
тактами с взрослыми. Для таких детей наиболее предпочти-
тельной оказывается ситуация совместной с взрослыми игры
-,это говорит о преобладании игровой мотивации, о не-
сформированности устойчивых мотивов общения с взрослы-
ми.
4. Речь-инструмент развития высших отделов психики
ражего человека. Задержка речевого развития на начальных возрастных
ступенях не может быть компенсирована
впоследствии
5.Методика обучения детей с ЗПР базируется на понимании процесса
овладения языком как взаимодействия
трёх взаимосвязанных явлений: языковой способности, речевой деятельности,
языковой программы.
6. Основная задача речевого развития ребенка дошкольного возраста -
это владение нормами и правилами родно-
го языка, определенными для каждого возрастного этапа и
развитие их коммуникативных способностей (заметим, что
индивидуальные различия речевого уровня у детей одного
возраста могут быть исключительно велики)
7. Речевые задачи для детей дошкольного возраста
включают: воспитание звуковой культуры речи, словарную
работу. Формирование грамматического строя речи, ее связности при
построении развернутого высказывания.
8. Особенности речи у детей с ЗПР характеризуются
нарушениями речи, как системы; у них отмечается нарушения
звукопроизношения, бедность словарного запаса, недостаточная
сформированность грамматического строя речи,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14