Рефераты. Дефектология

одинаково важны на данном этапе обучения, количество занятий распределяется

между ними равномерно. На каждый месяц

планируются пересказы небольших сказок и рассказов, занятий

по описанию игрушек и приемов; по описанию сюжетных картинок, по

составлению рассказов из опыта.

Игры, оказывающие комплексное воздействие на словарь,

грамматику, связность речи, должны быть интересными и увлекательными.

Наряду с играми, имеющие широкое обще развивающее

влияние на речь, в методике имеются дидактические игры. В

них вешаются вопросы активизации, уточнения той или иной

грамматической формы, чтобы помочь детям освоить трудные

формы в словоизменении (родительный падеж множественного

числа, повелительное наклонение глагола, согласование слов в

роде и т.д.), способы образования слов (наименование детенышей животных,

людей разных профессий, однокоренных слов).

Игры и упражнения признаны активизировать детскую

поисковую активность в форме грамматики, воспитывать у детей языковое

чутье, лингвистическое отношение к слову и элементарные формы осознания

языковой действительности.

Ради словесных приемов словарной работы особое место

занимает лексические упражнения, которые способствуют предупреждению

речевых недочетов, активизируют словарь детей.

Они формируют у детей практические навыки: умение быстро , выбрать из

своего словарного запаса наиболее точное, подхо-

дящее слово, составить предложение, различить оттенки в зна-

чении слов.

В старшем дошкольном возрасте в игровой форме ис-

пользуются упражнения на распространение предложений, согласование

подлежащего и сказуемого, постановку логического

ударения, на составление предложения по слову, по схеме. Для

этого используют такие игры: "Живые слова", "Надо сказать по-другому",

"Какие слова вы слышали" и так далее.

Для совершенствования структуры высказываний важную

роль играет обучение связной речи и рассказыванию, которое

может иметь игровую форму.

Игровую форму обучению может придать сюжет, включение задания -

рассказать в сюжетно-ролевую игру: фотовыставка, магазин, киоск открыток,

экскурсия по родному городу.

В игре используются такие приемы на вопрос (проблемные вопросы: почему,

когда, а что если...), распространение высказываний ребенка, обогащение

высказываний ребенка в рассказ,

пересказ начала фразы.

1.5. Связь речи с деятельностью детей.

Творческая деятельность ребенка проявляется, прежде

всего, в игре. В первую пору жизни детей труд преобразуется в

ту же игру. Игра- первая ступень трудового воспитания.

Игра и труд, протекающие в коллективе, представляют исклю-

чительно благоприятные условия для развития языка.

«Игра развивает язык, а язык организует игру», Одиноко

играющий ребенок и тот говорит, инстинктивно пользуется

языком как наиболее усовершенствованным средством для установления связи с

окружающей средой.

Неисчислимы те знания, которые ребенок приобретает в

игре. Играя, он учится, а ни одно учение немыслимо без по-

мощи основного учителя - языка. Игру детей мы должны в пер-

вую очередь приспособить к интересам развития их языка

Самостоятельность в области языка детей ни в чем не

проявляется так ярко и интенсивно, как в игре и через игру - в

труде. К организации игры детей главным образом сводятся

методические мероприятия по развитию речи детей дошколь--

ного возраста. Работа эта должна предусматривать интересы

организации обоих основных разделов игры - игр самостоятельных и игр

дидактических. Подбор пособий, приемы руководство игрой, виды и формы

вмешательства в ней должны быть тщательно продуманы и усвоены воспитателями

в связи с их влиянием на развитие речи детей.

Работая над ответственным делом развития речи детей и

планируя нашу работу, мы не должны забывать главного: работа эта достигает

намеченных нами целей только в том случае,

если она будет протекать в необходимых для ее успеха условиях:

1. Обеспечивать детям социальное речевое окружение,

соответствующее интересам их возраста, и постепенно рас-

ширять их социальные связи.

2.2. Предоставлять детям условия, содействующие

развитию их слуха и речевого аппарата:

а) создавать условия, поддерживающие в детях эмоциональную

настроенность, обуславливающую желательные речевые реакции;

б) создавать фон тишины;

в) организованно прелагать детям слуховые восприятия.

Поводить с ними игры голосом.

3. Предоставлять детям возможность часто слышать

'речь и говорить с ними.

4. Предоставлять детям обстановку, которая содействовала бы развитию их

восприятия и накоплению представлений;

а) сблизить и знакомить детей с природой;

б) дидактически соответствующим образом оборудовать

помещение;

в) обзавестись надлежащим запасом образовательного

игрового материала (игрушки, строительный материал, картины) и заботиться о

пополнении и обновлении его.

5. В интересах обогащения содержания речи детей

планомерно руководить развитием Йх наблюдательности, заботиться о

расширении круга их представлений, закреплять

, и осмысливать последние словами.

6. И интересах правильного формирования структуры

речи и ее фонетических проявлений предоставлять дело вос-

Ф

питания лицам, владеющим грамотной, правильной речью и

мастерством в деле методического руководства развитием

речи детей,

7. Использовать игру как фактор наибольшего значения

— в деле развития речи детей

а) правильно организовать самостоятельную игру, обеспечив ее

надлежащим помещением, игрушками и руководством;

б) планомерно проводить дидактические игры, строго согласуя

их с интересами и возрастом детей.

8. Неизменно поддерживать в детях чувство удовлетворения и по

возможности, не нарушаемой радости

А главное помнить, что ребенок- это своеобразный маленький человек и

может быть . таящий в себе зачатки многих

способностей, развитие которых зависит от педагогов.

1

П. Особенности речевой деятельности детей- с

ЗПР,

У детей с ЗПР отмечается замедленный темп речевого

развития и большая распространенность нарушения речи.

Так в исследованиях В.А.Ковшикова и Ю.Г.демьянова из

40 детей с ЗПР шести-семи лет у 38 (95%) выявлены разнооб-

~ные нарушения речи. Стерег отмечает, что нарушение ре-

чи чаще отмечается у мальчиков (44,5%), чем у девочек

(28.3%). Исследованием Е.В,Мальцевой в младших классах

школы для детей с ЗПР выявлено 39.2% детей с дефектами ре-

чи,

Характерным признаком клинической картины большин-

ства детей с ЗПР является сложность речевой патологии, нали-

Я

О

чие комплекса речевых нарушений, сочетание различных де-

фектов речи. Многие проявления патологии речи связаны с

общими психопатологическими особенностями этих детей.

У большинства детей с ЗПР имеются нарушения как им-

прессивной, так и экспрессивной речи, нарушение как устной,

так и письменной речи, неполноценность не только спонтанной, но и

отраженной речи.

Как отмечает З.Тржесоглава, импрессивная речь этих детей

характеризуется недостаточностью дифференциации речевого восприятия,

речевых звуков, не различением смысла от-

дельных слов, тонких оттенков речи. Экспрессивной речи этих

детей свойственны нарушения звукопроизношения, бедность

, словарного запаса, недостаточная сформированность грамма-

тического строя речи, наличие стереотипов, аграмматизмов, речевая ина-

активность(Н.Ю.Борякова,Г.И.Жаренкова, А.Д.Кошелева,

Е.В.Мальцева, Б.Ф. Соботович, Р.Д.Тригер,

С.Г.шевченко и др.)

Во многих случаях картина речевых нарушений свидетельствует о наличие

общего недоразвития речи, о задержке

речевого развития. Задержка развития речи проявляется и в не-

достаточном уровне вербальных, интеллектуальных способностей.

Таким образом, особенности речи у детей с ЗПР характеризуется

нарушением речи как системы. Своеобразие речи отражает недоразвитие как

иэмоциональное - волевой сферы, т

ак и познавательной деятельности. Можно сделать вывод о

том, что симптоматика и механизмы речевых нарушений у детей с ЗПР являются

неоднородными.

Одним из характерных признаков нарушения речевого

вития детей с ЗПР является недостаточность речевой регуляции действия,

трудность вербализации действий, не-

сформированность планирующей функции речи «В.И. Лубов

скип, Г.И.Жаренкова),

В настоящее время психология располагает некоторыми

данными о речевой деятельности детей с ЗПР дошкольного

возраста. Исследования В.И.Лубовского (1978), Р.Д.Тригер

(1972, 1981), Л.В.Ясаман (1976) и другие показали, что дети

этой категории испытывают трудности в вербализации своих

действий. У них отмечается неточность словарного запаса, речевая

инактивность, трудности в понимании и оперирования рядом сложных логико-

грамматических структур, затруднения употреблении некоторых частей речи,

динамические нару-

шения.

На теснейшую взаимосвязь речевого и опознавательного

развития указывают российские (Л.С.Выготский, Н.И. Жинкин,

СЛ.Рубинштейн, А.Г.Лурия, А.К.Маркова, Ф.А.Сохин,

Г.Н.Ушакова и др.) и зарубежные психологи

(Дж.Брунер,У.Беллуджи, Р,Браун, М.Д.Брейн).

Поскольку познавательная деятельность старших дошко-

льников с ЗПР характеризуется отставанием в развитии, не-

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.