одинаково важны на данном этапе обучения, количество занятий распределяется
между ними равномерно. На каждый месяц
планируются пересказы небольших сказок и рассказов, занятий
по описанию игрушек и приемов; по описанию сюжетных картинок, по
составлению рассказов из опыта.
Игры, оказывающие комплексное воздействие на словарь,
грамматику, связность речи, должны быть интересными и увлекательными.
Наряду с играми, имеющие широкое обще развивающее
влияние на речь, в методике имеются дидактические игры. В
них вешаются вопросы активизации, уточнения той или иной
грамматической формы, чтобы помочь детям освоить трудные
формы в словоизменении (родительный падеж множественного
числа, повелительное наклонение глагола, согласование слов в
роде и т.д.), способы образования слов (наименование детенышей животных,
людей разных профессий, однокоренных слов).
Игры и упражнения признаны активизировать детскую
поисковую активность в форме грамматики, воспитывать у детей языковое
чутье, лингвистическое отношение к слову и элементарные формы осознания
языковой действительности.
Ради словесных приемов словарной работы особое место
занимает лексические упражнения, которые способствуют предупреждению
речевых недочетов, активизируют словарь детей.
Они формируют у детей практические навыки: умение быстро , выбрать из
своего словарного запаса наиболее точное, подхо-
дящее слово, составить предложение, различить оттенки в зна-
чении слов.
В старшем дошкольном возрасте в игровой форме ис-
пользуются упражнения на распространение предложений, согласование
подлежащего и сказуемого, постановку логического
ударения, на составление предложения по слову, по схеме. Для
этого используют такие игры: "Живые слова", "Надо сказать по-другому",
"Какие слова вы слышали" и так далее.
Для совершенствования структуры высказываний важную
роль играет обучение связной речи и рассказыванию, которое
может иметь игровую форму.
Игровую форму обучению может придать сюжет, включение задания -
рассказать в сюжетно-ролевую игру: фотовыставка, магазин, киоск открыток,
экскурсия по родному городу.
В игре используются такие приемы на вопрос (проблемные вопросы: почему,
когда, а что если...), распространение высказываний ребенка, обогащение
высказываний ребенка в рассказ,
пересказ начала фразы.
1.5. Связь речи с деятельностью детей.
Творческая деятельность ребенка проявляется, прежде
всего, в игре. В первую пору жизни детей труд преобразуется в
ту же игру. Игра- первая ступень трудового воспитания.
Игра и труд, протекающие в коллективе, представляют исклю-
чительно благоприятные условия для развития языка.
«Игра развивает язык, а язык организует игру», Одиноко
играющий ребенок и тот говорит, инстинктивно пользуется
языком как наиболее усовершенствованным средством для установления связи с
окружающей средой.
Неисчислимы те знания, которые ребенок приобретает в
игре. Играя, он учится, а ни одно учение немыслимо без по-
мощи основного учителя - языка. Игру детей мы должны в пер-
вую очередь приспособить к интересам развития их языка
Самостоятельность в области языка детей ни в чем не
проявляется так ярко и интенсивно, как в игре и через игру - в
труде. К организации игры детей главным образом сводятся
методические мероприятия по развитию речи детей дошколь--
ного возраста. Работа эта должна предусматривать интересы
организации обоих основных разделов игры - игр самостоятельных и игр
дидактических. Подбор пособий, приемы руководство игрой, виды и формы
вмешательства в ней должны быть тщательно продуманы и усвоены воспитателями
в связи с их влиянием на развитие речи детей.
Работая над ответственным делом развития речи детей и
планируя нашу работу, мы не должны забывать главного: работа эта достигает
намеченных нами целей только в том случае,
если она будет протекать в необходимых для ее успеха условиях:
1. Обеспечивать детям социальное речевое окружение,
соответствующее интересам их возраста, и постепенно рас-
ширять их социальные связи.
2.2. Предоставлять детям условия, содействующие
развитию их слуха и речевого аппарата:
а) создавать условия, поддерживающие в детях эмоциональную
настроенность, обуславливающую желательные речевые реакции;
б) создавать фон тишины;
в) организованно прелагать детям слуховые восприятия.
Поводить с ними игры голосом.
3. Предоставлять детям возможность часто слышать
'речь и говорить с ними.
4. Предоставлять детям обстановку, которая содействовала бы развитию их
восприятия и накоплению представлений;
а) сблизить и знакомить детей с природой;
б) дидактически соответствующим образом оборудовать
помещение;
в) обзавестись надлежащим запасом образовательного
игрового материала (игрушки, строительный материал, картины) и заботиться о
пополнении и обновлении его.
5. В интересах обогащения содержания речи детей
планомерно руководить развитием Йх наблюдательности, заботиться о
расширении круга их представлений, закреплять
, и осмысливать последние словами.
6. И интересах правильного формирования структуры
речи и ее фонетических проявлений предоставлять дело вос-
Ф
питания лицам, владеющим грамотной, правильной речью и
мастерством в деле методического руководства развитием
речи детей,
7. Использовать игру как фактор наибольшего значения
— в деле развития речи детей
а) правильно организовать самостоятельную игру, обеспечив ее
надлежащим помещением, игрушками и руководством;
б) планомерно проводить дидактические игры, строго согласуя
их с интересами и возрастом детей.
8. Неизменно поддерживать в детях чувство удовлетворения и по
возможности, не нарушаемой радости
А главное помнить, что ребенок- это своеобразный маленький человек и
может быть . таящий в себе зачатки многих
способностей, развитие которых зависит от педагогов.
1
П. Особенности речевой деятельности детей- с
ЗПР,
У детей с ЗПР отмечается замедленный темп речевого
развития и большая распространенность нарушения речи.
Так в исследованиях В.А.Ковшикова и Ю.Г.демьянова из
40 детей с ЗПР шести-семи лет у 38 (95%) выявлены разнооб-
~ные нарушения речи. Стерег отмечает, что нарушение ре-
чи чаще отмечается у мальчиков (44,5%), чем у девочек
(28.3%). Исследованием Е.В,Мальцевой в младших классах
школы для детей с ЗПР выявлено 39.2% детей с дефектами ре-
чи,
Характерным признаком клинической картины большин-
ства детей с ЗПР является сложность речевой патологии, нали-
Я
О
чие комплекса речевых нарушений, сочетание различных де-
фектов речи. Многие проявления патологии речи связаны с
общими психопатологическими особенностями этих детей.
У большинства детей с ЗПР имеются нарушения как им-
прессивной, так и экспрессивной речи, нарушение как устной,
так и письменной речи, неполноценность не только спонтанной, но и
отраженной речи.
Как отмечает З.Тржесоглава, импрессивная речь этих детей
характеризуется недостаточностью дифференциации речевого восприятия,
речевых звуков, не различением смысла от-
дельных слов, тонких оттенков речи. Экспрессивной речи этих
детей свойственны нарушения звукопроизношения, бедность
, словарного запаса, недостаточная сформированность грамма-
тического строя речи, наличие стереотипов, аграмматизмов, речевая ина-
активность(Н.Ю.Борякова,Г.И.Жаренкова, А.Д.Кошелева,
Е.В.Мальцева, Б.Ф. Соботович, Р.Д.Тригер,
С.Г.шевченко и др.)
Во многих случаях картина речевых нарушений свидетельствует о наличие
общего недоразвития речи, о задержке
речевого развития. Задержка развития речи проявляется и в не-
достаточном уровне вербальных, интеллектуальных способностей.
Таким образом, особенности речи у детей с ЗПР характеризуется
нарушением речи как системы. Своеобразие речи отражает недоразвитие как
иэмоциональное - волевой сферы, т
ак и познавательной деятельности. Можно сделать вывод о
том, что симптоматика и механизмы речевых нарушений у детей с ЗПР являются
неоднородными.
Одним из характерных признаков нарушения речевого
вития детей с ЗПР является недостаточность речевой регуляции действия,
трудность вербализации действий, не-
сформированность планирующей функции речи «В.И. Лубов
скип, Г.И.Жаренкова),
В настоящее время психология располагает некоторыми
данными о речевой деятельности детей с ЗПР дошкольного
возраста. Исследования В.И.Лубовского (1978), Р.Д.Тригер
(1972, 1981), Л.В.Ясаман (1976) и другие показали, что дети
этой категории испытывают трудности в вербализации своих
действий. У них отмечается неточность словарного запаса, речевая
инактивность, трудности в понимании и оперирования рядом сложных логико-
грамматических структур, затруднения употреблении некоторых частей речи,
динамические нару-
шения.
На теснейшую взаимосвязь речевого и опознавательного
развития указывают российские (Л.С.Выготский, Н.И. Жинкин,
СЛ.Рубинштейн, А.Г.Лурия, А.К.Маркова, Ф.А.Сохин,
Г.Н.Ушакова и др.) и зарубежные психологи
(Дж.Брунер,У.Беллуджи, Р,Браун, М.Д.Брейн).
Поскольку познавательная деятельность старших дошко-
льников с ЗПР характеризуется отставанием в развитии, не-
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14