Рефераты. Дефектология

Дефектология

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение

1) Теоретические аспекты проблемы развития речи

дошкольников.

1.1 Психофизиологический и лингвистический аспекты

проблемы.

1.2 Зависимость психического развития ребенка от развития

речи.

1.З Теоретические основы программы и методики развития

речи дошкольников.

1.4 Основные направления работы по развитию речи детей

старшего дошкольного возраста.

1.5Связь речи с деятельностью детей.

2) Особенности речевой деятельности детей с задержкой

психического развития.

2. 1. Особенности лексики у детей с задержкой психического

развития.

2.2. Особенности грамматического строя.

3. Особенности синтаксической структуры предложения.

4. Особенности формирования речевого высказывания у

детей с задержкой психического развития.

ВЫВОДЫ

3) Организация исследования

3.1.Симптоматика и механизмы нарушения

фонематических функций у дошкольников с общим

недоразвитием речи. 32

3.2.Симптоматика и механизмы нарушения

стороны речи у дошкольников с задержкой психического

развития.

3.3 Цели, задачи и организация исследований.

3.4. Характеристика детей разных экспериментальных групп

3.5

Теоретические основы и содержание методики

констатирующего эксперимент.

3.6 Особенности нарушения фонематических функций у

детей с задержкой психического развития 6-7 годов жизни.

Заключение

Литература

Введение

Совершенствование системы образования требует

внедрения в практику работы общеобразовательных

учреждений, комплекса мер, направленных на

своевременное обеспечение каждому ребенку в

соответствии с его возрастом адекватных условий для

развития, формирование полноценной личности,

получение должного образования. В настоящее время

значительно возросли требования к речевому развитии

детей старшего дошкольного возраста, к моменту выпуска

из детского сада они должны достигнуть определенного

уровня развития речевой активности, словаря,

грамматического строя речи, готовности к переходу от

диалогической речи к связному высказыванию.

Как показали исследования Л.С.Выготского. А.Р.Лурия,

А.К.марковой и др. авторов, возможности построения

связности высказывания, объединенного одной мыслью,

обусловлены возникновением регулирующей,

планирующей функции речи в старшем дошкольном

возрасте.

У нормально развивающихся детей к началу школьного

происходит отделение речи от непосредственного

практического опыта, она приобретает новые функции.

Однако не все дети этого возраста одинаково легко

овладевают новыми видами речевой деятельности . По

данным клинических, педагогических и психологических

исследований ( Т.А. Власова, М.С.Певзнер,

К.С.Лебединская, и др.) младшие школьники с задержкой

психического развития, составляющие около 5о%

неуспевающих учеников с большим трудом осваивают

школьную программу. Особые трудности у них возникают

, в процессе обучения русским языком, что в свою очередь

связано с несформированностью речевой готовности к

школьному обучению

К тому же особенности психического и моторного развития

детей с задержкой психического развития не могут не

сказаться на формирование такой сложной функции, какой

является речевая функция.

Данная дипломная работа ставит перед собой следующую

цель:

1.Изучить особенности речевой деятельности детей с

задержкой психического развития.

2.Исследовать особенности нарушения фонематических

функций.

Для достижения этой цели в дипломной работе решаются

следующие задачи:

1.Изучить психолого-педагогическую и методическую

литературу по проблеме развития речи у детей.

2.Обследовать речь детей с задержкой психического

развития и выявить уровни речевого развития

3.Анализ литературных данных, касающихся проблемы

общего недоразвития речи и задержки психического

развития.

4. Теоретическое обоснование и создания методики

изучения фонематической стороны речи дошкольников с

общим недоразвитием речи и задержкой психического

развития.

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

ДОШКОЛЬНИКОВ

Мы поставили перед собой задачу изучить особенности

речевого развития у детей старшего дошкольного возраста с

задержкой психического развития (ЗПР). Но прежде необходимо проследить, как

же развивается и совершенствуется речь

дошкольников в норме.

Мы постараемся осветить психофизиологический и лингвистический

аспекты становления и развития речи, подробно

остановимся на теоретических основах программы и методики

развития речи дошкольников, и, рассматривая зависимость

психического развития ребенка от развития речи, перейдем

собственно к особенностям речевой деятельности у детей с

ЗПР.

1.1. Психофизиологический и лингвистический аспекты

проблемы.

Психофизиологическое объяснение формируемых у чело-

века языковых процессов, взаимодействие между мозгом и

языком как между двумя материальными системами отражено

в рефлекторной теории И.М.Сеченова, И.П.Павлова, а также их

последователей.

И.М.Сеченов в рефлекторную работу мозга включил все

аспекты сознательной и бессознательной жизни человека, по-

казал роль речи как основного условия мышления внечувст-

венными объектами, подчеркнул значение деятельности ре-

чедвигательного анализатора и речевых кинестезии для пси-

хического отражения действительности в сознании.

И.М.Сеченов своими физиологическими исследованиями заложил основы учения о

механизме речемышления и подошел к

разработке психологической теории речи.

И.П.Павлов является создателем нового раздела физио-

логии- физиологии больших полушарий головного мозга.

Ученый констатировал, что функционирование второй

сигнальной системы осуществляется в неразрывном взаимодействии с первой,

Нарушение взаимодействия может привести к тому, что речь превратится в

бессмысленный поток слов.

Как отмечает А.Р.Лурия, речевые зоны в коре головного

мозга представлены зонами Брока и Вернике. У.Пенфилд обнаружил верхнюю

речевую область, которая играет вспомогательную роль. Автор доказал, что

все три речевые области тес-

но связаны между собой и функционируют как единый речевой

механизм.

М.М.Кольцова отмечает, что двигательный отдел головного мозга, в

который поступают речевые раздражители,

принято называть речедвигательным центром. Речедвигательный анализатор

начинает действовать и увиваться лишь с

формированием речи.

Развивая идеи И.П.Павлова о двух сигнальных системах, А.Н.Соколов в

своих исследованиях внутренней речи по-

казал специфику первой сигнальной системы. Он отмечал, что

усвоение речевой системы понятий приводит к тому, что у человека,

владеющего речью, другие формы мышления - наглядно-образное, наглядно-

практическое осуществляются на языковой базе - тех понятий, которые

сохраняются и затем актуализируются в виде внутренней речи,

Внутреннюю речь Соколов рассматривал как

«основной механизм мышления». Он считал, что внутренняя

речь представляет между собой взаимодействие различных речевых механизмов

(двигательного, слухового, зрительного).

Касаясь вопроса о психологическом аспекте формирования устной

речи, необходимо отметить, что стержнем современной психологической науки

служит теория деятельностной

детерминации психики, огромная заслуга, в разработке которой принадлежит

Л.С.Выготскому. Язык включен в систему

общепсихологических категорий благодаря трактовке сознания и языка,

Центральное место в психологической концепции

Л.С.Выготского о происхождении высших психических функций занимает тезис об

опосредствующей функции знака в

предметной деятельности. Л.С.Выготским были разработаны

вопросы возникновения и развития речи. Автор указывает, что

речь - одна из разновидностей знака. Присвоение знаков идет в

процессе в предметной совместной деятельности и через общение.

Психологи (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев и другие) констатируют, что

становление устной речи происходит как становление деятельности.

Следовательно, как и в любой деятельности, важнейшим условием для

формирования устной речи

является развитие у ребенка мотивационной стороны речевой

деятельности. Установлено, что для развития речи необходимо

формирование потребности в общении через деятельность с

предметами окружающего мира.

Отмечается, что языковая способность закладывается в

раннем возрасте в процессе овладения предметной деятельностью. Указывается

также, что данная проблема нуждается в дальнейшем исследовании.

Многие авторы отмечают, что языковую способность

следует рассматривать, как умение ребенка воспроизводить по

подражанию предметные различные и речевые действия взрослых в конкретной

ситуации, а также умение анализировать и

обобщать значение отдельных слов. Развитие речи - это развитие способа

общения, и в процессе общения ребенок усваивает звуковой состав слова,

определенные модели предложений.

Общепризнанно, что психическое развитие ребенка про-

исходит на основе освоения культурно - исторического опыта,

носителем которого является взрослый. Этот процесс имеет

сложный характер, в нем немалую роль играет квалифицированно организованное

общение ребенка с взрослым

(Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, М.И.Лисина)

Изучение специфики общения ребенка с взрослыми

(Л.С.Выготский, А. Н. Леонтьев, Д.Б.Эльконин, М.И.Лисина)

Исследования, выполненные под руководством

М.И.Лисиной (1978) показали, что общение с взрослыми у детей от рождения до

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.