|произноше-ние| | | | |
|свыше 2-х | | | | |
|групп звуков | | | | |
Таким образом, наиболее распространенным у детей с об-
щем недоразвитием речи было нарушение произношения свыше
2-групп звуков. У детей с задержкой психического развития на-
рушение произношения 2-х групп звуков. Среди нарушенных
групп звуков как у детей с общим недоразвитием речи, так и у
детей с задержкой психического развития оказались соноры, а
среди сохраненных переднеязычные, заднеязычные и звук "Й".
Степень распространенности неправильного произношения
различных групп звуков у обследуемых детей представлена в
таблице 2.
'36
У
Количество детей с нарушенным звукопроизношением
Таблица 2.
| |Количество детей с |Показатели % |
| |нарушенным | |
| |звукопроизношением | |
|Группы звуков| ОНР | ЗПР | ОНР | ЗПР |
|Свистящие: | 5 | 4 | 25 | 20 |
|cc',зз',ц. | | | | |
|Шипящие: | 6 | 4 | 30 | 20 |
|Ш, Ж, Ч, Щ. | | | | |
|Сонорные: р | 8 | 5 | 40 | 25 |
|р' |7 |5 |35 |25 |
|л |6 |5 |30 |25 |
|л' |2 |4 |10 |20 |
Анализ экспериментальных данных показал, что своеобра-
зие количественных нарушений звукопроизношения у дошколь-
ников с общим недоразвитием речи и задержкой психического
развития артикуляторной сложностью звуков, и немаловажную
роль играют и акустические характеристики. Как видно из таб-
лицы 2, самыми распространенными у детей разных категорий
оказались нарушения произношения сонорных звуков "Р", "Р'",
"Л", которые являются наиболее яркими в акустическом плане и
наиболее сложными в артикуляторном. За ними следуют группы
свистящих и шипящих. Звуки, входящие в эти группы, по данным В.И.
Бельтюкова (1), являются акустически близкими между
собой в противовес сонорным. В свою очередь свистящие звуки,
нарушенные в большей степени, чем шипящие, являются самыми акустически
близкими между собой. Это свидетельствует
о наличие у дошкольников обеих групп нарушений слухового
восприятия, отрицательно влияющего на усвоение нормативного
произношения.
~
Неоднородными оказались и уровни нарушенного произ-
ношения, отражающие этапы усвоения звука в процессе развития
ребенка.
Уровни
Таблица 3
| |Количество детей |Показатели % |
|Полное неумение правильно | 1 | 1 | 5 | 5 |
|Произносить звук или группу звуков | | | | |
|Неправильное произношение звука или| 4 | 4 | 20| 20 |
|звуков в речи при правильном | | | | |
|произношении изолированно или в | | | | |
|лёгких словах | | | | |
|Полиморфное нарушение | 3 | 4 | | 20 |
|звукопроизношения, при котором | | |15 | |
|часть звуков не автоматизирована, | | | | |
|остальные смешиваются в | | | | |
|произношении | | | | |
|Нарушение дифференциации близких по| 2 | 1 | 10| 15 |
|звучанию или артикуляции звуков | | | | |
|речи при умении правильно | | | | |
|произносить звуки | | | | |
Как видно из этой таблицы, наибольший процент составили
дети с неправильным произношением звука или звуков в речи
при их правильном изолированном произношении или произно-
шении в простых словах. Это касается детей как с общим недо-
развитием речи (20%), так и детей с задержкой психического
развития (20%). Причем, максимальную трудность представляла
автоматизация звуков [Р] [Р'] [Л], свистящих. Нарушение свистящих в
большинстве случаев было представлено межзубным
сигматизмом. Звук [Л] либо первоначально отсутствовал, либо
имел место губно-губной ламбдацизм. Звук [Р] был представлен
одноударным вариантом, велярным ротоцизмом или отсутство-
вал.
Полиморфное нарушение звукопроизношения, при котором
часть звуков не автоматизирована, остальные смешиваются в
произношении наблюдалась у 15% детей с общим недоразвитием
речи и у 20% детей с задержкой психического развития. Это, по
всей видимости обусловлено существованием нечетких артикуляторных
образов, приводит к стиранию граней между слуховыми дифференциальными
признаками звуков. Таким образом,
создается помеха для их различения. Речедвигательный анализа-
тор в данном случае играет тормозящую роль в процессе восприятия устной
речи, создавая вторичные осложнения в слуховой дифференциации звуков.
У 15% детей с общим недоразвитием речи и 20% с задержкой психического
развития продвинувшихся на последний наи-
более высокий этап усвоения звука, имело место смешение близ-
ких по звучанию или артикуляции звуков. Эти звуки правильно
произносились детьми изолированно. Полученные результаты
свидетельствуют о сложности выработки дифференцировок, о
глубоком нарушении фонематического слуха, который лежит в
основе фонематической дислексии и акустической дисграфии.
Полученные результаты обследования состояния звукопро-
изношения у детей с общим недоразвитием речи и задержкой
психического развития, в первую очередь являются настораживающими в плане
прогнозирования успешности овладения деть-
ми грамотой, в частности чтением и письмом. Наибольший про-
цент из них составили дети с неправильным произношением. У
детей с общим недоразвитием речи (20%) затруднен процесс автоматизации
звуков, они задерживаются на этом этапе, также как
и дети с задержкой психического (20%) из-за недостаточности
автоматизации движений и действий.
Следовательно, логопедическую работу с ними необходимо
начинать значительно раньше, чем это имеет место в практике
работы логопедов в настоящее время. Два, а порой и один год
преимущественно фронтальной работы - срок недостаточный для
достижения полного успеха.
Далее исследовалось восприятие речи на фонологическом
вовне (различение согласных звуков в словах и слогах).
При исследовании слуховой дифференциации звуков на материале слов-
квазеомонимов было выявлено, что значительно
хуже с этим заданием справлялись дети с общим недоразвитием
речи, Общее количество баллов у этой категории детей - 13, у детей с
задержкой психического развития - 19. Количество ошибок
у детей с общим недоразвитием речи - 22. Что составляет 66,66%
от общего числа ошибок, у детей с задержкой психического раз-
вития - 11, это 33,33%.
Правильное выполнение этого задания было отмечено в
10% случаев у дошкольников с общим недоразвитием речи и у
10 % с задержкой психического развития. В 80% были допущены
ошибки. Наиболее часто дети обеих категорий неверно указы-
вали на картинку, если в ее названии содержались звуки, отличающиеся по
признаку звонкости, глухости (рис.1).
33,33%
11
10
9
8 21,21%
7
6 15,15%
12,12%
5
9,09%
4
6,06%
3 3,03%
2 0%
1
1 2 3
дети с общим недоразвитием речи;
дети с задержкой психического развития.
По оси ординат — количество ошибок
По оси абсцисс- признаки различения звуков
акустической и артикуляторной близости:
1- глухость- звонкость,
2- твердость-мягкость,
3- акустической и артикуляторной удаленности,
4- акустической близости, но артикуляторной удаленности.
У детей с общим недоразвитием речи эти ошибки составили
33,33%, у детей с задержкой психического развития 15.15%. Рез-
ко различается число ошибок по признаку твердости-мягкости. У
детей с общим недоразвитием речи это составило 21.21%, у де-
тей с задержкой психического развития - 3.03%. Это еще раз ука-
зывает на слабость слуховых деференцировок у детей с систем-
ным нарушением речи.
Всего 6.06% ошибок у детей с задержкой психического
развития и 12.12% у детей с общим недоразвитием речи наблюдалось в
различении слов-квазеомонимов по признаку акустически
близких, но артикуляторно далеких (миска-мишка). Вероятно,
относительно низкий показатель неправильных ответов при воспроизведении
слов по данному признаку, может свидетельствовать о том, что большую роль в
нарушении дифференциации
играет трудность в артикулировании некоторых звуков.
Интересным на мой взгляд, является то, что дети с задерж-
кой психического развития при слуховом различении слов, со-
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14