Рефераты. Дефектология

4.Исследования фонематического анализа.

1) Выделение звука на фоне слова.

Материал: слова, из которых ребенок по заданию должен

выделить данный звук,

Звук «С» из слов: сода, луна, рука, коса, гром, стол, утка,

весна, трава, скала, клумба, посуда, самолет, абрикос.

Звук «Ш» из слов: шары, рана, гамак, каша, кошка, кар-

ман, мешок, помидор, малыши, крыло, штаны, карандаш.

Звук «Р» из слов: вата, весы, рана, дубок, сурок, сахар,

чайник, марка, стул, брат, топор, пижама, мухомор, сарафан.

Звук «Л» из слов: лапа, сани, лужа, пила, очки, сумка,

шапка, палка, мост, волк, душ, пол, палатка, клумба, стол.

Процедура; ребенку предлагается ряд слов, из которых он

по заданию должен выделить заданный звук.

Инструкция: «Слушай внимательно. Я буду называть слова. Если ты услышишь

в слове звук "С" (Ш Р Л) подними ру-

ку».

Оценка выполнения: правильное выполнение задания - 3

балла, ошибки при выполнении звука в словах со стечением

согласных - 2 балла, ошибки при выделении звука в словах со

стечением согласных, в многослоговых (простых) словах с местоположением

звука в середине слова - 1 балл, ошибки при

выделении звука в простых словах с местоположением звука в

начале или конце слова - О баллов.

2) выделение первого, последнего звука в слове.

Речевой материал: шар, сок, лук, рама, бусы, кошка, стол„

спутник, крыло, самолет, карандаш.

Процедура: ребенку называется слово и предлагается определить 1-ый и

последний звук.

Инструкция: «Слушай внимательно. Я назову слово. Скажи, какой 1-ый

(последний) звук в слове?

Оценка: правильное выполнение задания - 3 балла, ошибки при определении

последнего звука - 2 балла, ошибки при

определении 1-го звука - 1 балл, невыполнение задания - О бал-

3) определение последовательности и количества звуков в

слове.

Речевой материал: дом, сыр, мак, луна, ваза, кошка, по-

. вар.

Процедура: ребенку называлось слово, после чего он

должен был определить последовательность и количество звуков в слове.

Инструкция: «Слушай внимательно. Я назову слово. Скажи, какой 1-ый (2-

ой и т.д.) звук в слове. Сколько всего звуков в ЭТОМ Слове?».

Оценка: правильное выполнение задания - 3 балла, ошибки при анализе 2-

х сложного слова со стечением согласных - 2

балла, ошибки при анализе 2-х сложного слова без стечения со-

гласных - 1 балл, ошибки при анализе односложных слов - 0 балов.

4)определения местоположения звука по отношению к

другим звукам.

Речевой материал;

а) картинки - мыло, сумка, дом;

б) слова - шапка, кошка, карандаш.

Процедура: перед ребенком раскладываются предметные

картинки, которые он должен рассмотреть, Затем называется

картинка, а) ребенок должен показать ту, названии которой он слышит

заданный звук («М») в начале (конце, середине) слова;

б) называется слово, ребенок должен определить, где в слове

слышится заданный звук («Ш»).

Инструкция: а) «Посмотри на картинки. Покажи ту кар-

тина, где звук «М» слышится в начале (середине, конце)»; б)

«Слушай внимательно, Я назову слова. Скажи, где слышится

звук «Ш» в слове?».

Оценка: правильное выполнение задания - 3 балла, ошибки при

определении местоположения звука в середине слова

без опоры на наглядность - 2 балла, ошибки при определении

местоположении в середине слова с опорой на наглядность - 1

балл, ошибки в определении местоположения звука в начале и

конце слова с опорой на наглядность - 0 баллов,

5. Исследования фонематического синтеза.

Речевой материал: звуки, произносим е в заданной

последовательности: н, о, с; ш, а, р; л, а, п, а; р, у, к, а; к, о, ш, к,

а.

Процедура: называется звуки и предлагается составить

слово из этих звуков.

Инструкция: «Слушай внимательно. Я назову звуки. Скажи, какое слово

можно составить из этих звуков?»

Оценка: правильное выполнение задания — 3 балла, ошибки в синтезе 2-х

сложных слов со стечением согласных - 2 бал-

ла, ошибки в синтезе 2-х сложных слов без стечения согласных

— 2 балла, ошибки в синтезе односложных слов или невыполнение заданий - О

баллов.

Исследование звуко-слоговой структуры слова.

1) исследования воспроизведения звуко-слоговой структуры слова.

Проводилось с использованием традиционных в логопедии методов и приемов.

Речевым материалом исследования служили слова различной слоговой сложности

и зву-

конаполняемости.

. трехсложные слова, состоящие из открытых слогов без

стечения согласных: машина, корова, дорога;

. трехсложные слова, состоящие из открытых и закры-

тых слогов со стечением согласных в начале слова: глу-

бина, внучата, грамота; со стечением согласных в сере-

дине слов: дорожка, бородка, веранда; со стечением со-

гласных в конце слов: машинист, горизонт, документ;

со стечением согласных с разным местоположением в

слове: братишка, гвоздика, звездочка;

. четырехсложные слова, состоящие из открытых и за-

крытых слогов без стечения согласных: ежевика, бале-

рина, черепаха;

. четырехсложные слова, состоящие из открытых и за-

крытых слогов со стечением согласных в начале слова:

сковорода, внимание, движение; со стечением согласных в конце слова:

кочерыжка, табуретка, занавеска; со

стечением согласных с разным местоположением в

слове: авторучка, скворечник, простокваша;

. пятисложные слова: милиционер, преподаватель пово-

рачивать, останавливать.

Процедура: ребенку предлагалось повторить названное

экспериментатором слово.

Инструкция: «Слушай внимательно, я назову слово, а ты

повтори его»,

Оценка выполнения: правильное воспроизведение звуко-

слоговой структуры всех слов - 3 балла, ошибочное вос-

произведение звуко-слоговой структуры трехсложных

слов со стечением согласных - 1 балл, ошибочное воспро-

изведение звуко-слоговой структуры пятисложных и че-

тырехсложных слов со стечением согласных - 2 балла,

ошибочное воспроизведение звуко-слоговой структуры

трехсложных и четырехсложных слов без стечения со-

гласных - О баллов.

2)исследование воспроизведения звукослогового облика

слов в структуре предложения.

Материалом исследования служили предложения, вклю-

чающие в свою структуру слова, различной звуко-слого-

вой сложности:

В аквариуме плавают золотые рыбки.

У мальчика поднялась температура,

Весной скворцы поселились в скворечнике.

Волосы подстригаются в парикмахерской.

Водопроводчик чинит водопровод.

Процедура; ребенку предлагалось повторить названное

экспериментальное предложение.

Инструкция; «Слушай внимательно. Я скажу предложе-

ние, а ты его повтори»

Оценка выполнения: правильное воспроизведение звуко-

слоговой структуры слова во всех предложениях-3 балла,

единичные ошибки воспроизведения звуко-слоговой

структуры слов в предложениях-2 балла, большое количе-

ство ошибок при воспроизведении звуко-слоговой струк-

туры слов в предложении-1 балл, невозможность воспро-

изведения звуко-слоговой структуры в предложении-0

баллов.

III 6 ОСОБЕННОСТИ НАРУШЕНИЯ ФОНЕМАТИ-

ЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШЕСТОГО

СЕДЬМОГО ГОДОВ ЖИЗНИ.

III.1. Анализ ошибок фонематического восприятия.

Анализ исследований показал, что ни один ребенок не вы-

полнил все предложенные задания правильно, без ошибок. Общее число баллов

по всем заданиям разных категорий детей,

резко различаются (диаграмма 1).

Так, у 10 исследуемых детей с диагнозом общее недоразви-

тие речи общее число баллов 94, у детей с задержкой психиче-

ского развития - 113.

Диаграмма 1 (количественный показатель общего числа

баллов у разной категории детей) дает наглядное представление

о степени выраженности ошибок в фонематическом восприятии у

детей. Очевидным является заметное превосходство по общему

количеству баллов у детей с задержкой психического развития

по сравнению с дошкольниками с общим недоразвитием речи (в

1,2 раза). Возможно этот факт объясняется более тяжелым системным

нарушением речи у детей с общим недоразвитием речи.

Диаграмма 1.

Количественный показатель числа баллов у детей с общим

недоразвитием речи с задержкой психического развития.

113

94

ОНР ЗПР

Результаты обследования состояния звукопроизношения у

детей с общим недоразвитием речи и задержкой психического

развития с учетом количества дефектно произносимых ими зву-

ков приведены в таблице 1,2,3.

У всех детей данной категории наблюдалось полиморфное

нарушение звукопроизношения. Количественная характеристика

состояния нарушения звукопроизношения с учетом числа де-

фектно произносимых звуков приведена в таблице 1.

Нарушение звукопроизношения Таблица 1.

| |Количество детей |Показатели % |

|Нарушение | ОНР | ЗПР | ОНР | ЗПР |

|Звукопрои-зно| | | | |

|шения | | | | |

|Неправиль-ное| 4 | 4 | 20 | 20 |

|произноше-ние| | | | |

|Неправиль-ное| 2 | 3 | 10 | 15 |

|произноше-ние| | | | |

|2-х групп | | | | |

|звуков | | | | |

|Неправиль-ное| 4 | 3 | 20 | 15 |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.