4.Исследования фонематического анализа.
1) Выделение звука на фоне слова.
Материал: слова, из которых ребенок по заданию должен
выделить данный звук,
Звук «С» из слов: сода, луна, рука, коса, гром, стол, утка,
весна, трава, скала, клумба, посуда, самолет, абрикос.
Звук «Ш» из слов: шары, рана, гамак, каша, кошка, кар-
ман, мешок, помидор, малыши, крыло, штаны, карандаш.
Звук «Р» из слов: вата, весы, рана, дубок, сурок, сахар,
чайник, марка, стул, брат, топор, пижама, мухомор, сарафан.
Звук «Л» из слов: лапа, сани, лужа, пила, очки, сумка,
шапка, палка, мост, волк, душ, пол, палатка, клумба, стол.
Процедура; ребенку предлагается ряд слов, из которых он
по заданию должен выделить заданный звук.
Инструкция: «Слушай внимательно. Я буду называть слова. Если ты услышишь
в слове звук "С" (Ш Р Л) подними ру-
ку».
Оценка выполнения: правильное выполнение задания - 3
балла, ошибки при выполнении звука в словах со стечением
согласных - 2 балла, ошибки при выделении звука в словах со
стечением согласных, в многослоговых (простых) словах с местоположением
звука в середине слова - 1 балл, ошибки при
выделении звука в простых словах с местоположением звука в
начале или конце слова - О баллов.
2) выделение первого, последнего звука в слове.
Речевой материал: шар, сок, лук, рама, бусы, кошка, стол„
спутник, крыло, самолет, карандаш.
Процедура: ребенку называется слово и предлагается определить 1-ый и
последний звук.
Инструкция: «Слушай внимательно. Я назову слово. Скажи, какой 1-ый
(последний) звук в слове?
Оценка: правильное выполнение задания - 3 балла, ошибки при определении
последнего звука - 2 балла, ошибки при
определении 1-го звука - 1 балл, невыполнение задания - О бал-
3) определение последовательности и количества звуков в
слове.
Речевой материал: дом, сыр, мак, луна, ваза, кошка, по-
. вар.
Процедура: ребенку называлось слово, после чего он
должен был определить последовательность и количество звуков в слове.
Инструкция: «Слушай внимательно. Я назову слово. Скажи, какой 1-ый (2-
ой и т.д.) звук в слове. Сколько всего звуков в ЭТОМ Слове?».
Оценка: правильное выполнение задания - 3 балла, ошибки при анализе 2-
х сложного слова со стечением согласных - 2
балла, ошибки при анализе 2-х сложного слова без стечения со-
гласных - 1 балл, ошибки при анализе односложных слов - 0 балов.
4)определения местоположения звука по отношению к
другим звукам.
Речевой материал;
а) картинки - мыло, сумка, дом;
б) слова - шапка, кошка, карандаш.
Процедура: перед ребенком раскладываются предметные
картинки, которые он должен рассмотреть, Затем называется
картинка, а) ребенок должен показать ту, названии которой он слышит
заданный звук («М») в начале (конце, середине) слова;
б) называется слово, ребенок должен определить, где в слове
слышится заданный звук («Ш»).
Инструкция: а) «Посмотри на картинки. Покажи ту кар-
тина, где звук «М» слышится в начале (середине, конце)»; б)
«Слушай внимательно, Я назову слова. Скажи, где слышится
звук «Ш» в слове?».
Оценка: правильное выполнение задания - 3 балла, ошибки при
определении местоположения звука в середине слова
без опоры на наглядность - 2 балла, ошибки при определении
местоположении в середине слова с опорой на наглядность - 1
балл, ошибки в определении местоположения звука в начале и
конце слова с опорой на наглядность - 0 баллов,
5. Исследования фонематического синтеза.
Речевой материал: звуки, произносим е в заданной
последовательности: н, о, с; ш, а, р; л, а, п, а; р, у, к, а; к, о, ш, к,
а.
Процедура: называется звуки и предлагается составить
слово из этих звуков.
Инструкция: «Слушай внимательно. Я назову звуки. Скажи, какое слово
можно составить из этих звуков?»
Оценка: правильное выполнение задания — 3 балла, ошибки в синтезе 2-х
сложных слов со стечением согласных - 2 бал-
ла, ошибки в синтезе 2-х сложных слов без стечения согласных
— 2 балла, ошибки в синтезе односложных слов или невыполнение заданий - О
баллов.
Исследование звуко-слоговой структуры слова.
1) исследования воспроизведения звуко-слоговой структуры слова.
Проводилось с использованием традиционных в логопедии методов и приемов.
Речевым материалом исследования служили слова различной слоговой сложности
и зву-
конаполняемости.
. трехсложные слова, состоящие из открытых слогов без
стечения согласных: машина, корова, дорога;
. трехсложные слова, состоящие из открытых и закры-
тых слогов со стечением согласных в начале слова: глу-
бина, внучата, грамота; со стечением согласных в сере-
дине слов: дорожка, бородка, веранда; со стечением со-
гласных в конце слов: машинист, горизонт, документ;
со стечением согласных с разным местоположением в
слове: братишка, гвоздика, звездочка;
. четырехсложные слова, состоящие из открытых и за-
крытых слогов без стечения согласных: ежевика, бале-
рина, черепаха;
крытых слогов со стечением согласных в начале слова:
сковорода, внимание, движение; со стечением согласных в конце слова:
кочерыжка, табуретка, занавеска; со
стечением согласных с разным местоположением в
слове: авторучка, скворечник, простокваша;
. пятисложные слова: милиционер, преподаватель пово-
рачивать, останавливать.
Процедура: ребенку предлагалось повторить названное
экспериментатором слово.
Инструкция: «Слушай внимательно, я назову слово, а ты
повтори его»,
Оценка выполнения: правильное воспроизведение звуко-
слоговой структуры всех слов - 3 балла, ошибочное вос-
произведение звуко-слоговой структуры трехсложных
слов со стечением согласных - 1 балл, ошибочное воспро-
изведение звуко-слоговой структуры пятисложных и че-
тырехсложных слов со стечением согласных - 2 балла,
ошибочное воспроизведение звуко-слоговой структуры
трехсложных и четырехсложных слов без стечения со-
гласных - О баллов.
2)исследование воспроизведения звукослогового облика
слов в структуре предложения.
Материалом исследования служили предложения, вклю-
чающие в свою структуру слова, различной звуко-слого-
вой сложности:
В аквариуме плавают золотые рыбки.
У мальчика поднялась температура,
Весной скворцы поселились в скворечнике.
Волосы подстригаются в парикмахерской.
Водопроводчик чинит водопровод.
Процедура; ребенку предлагалось повторить названное
экспериментальное предложение.
Инструкция; «Слушай внимательно. Я скажу предложе-
ние, а ты его повтори»
слоговой структуры слова во всех предложениях-3 балла,
единичные ошибки воспроизведения звуко-слоговой
структуры слов в предложениях-2 балла, большое количе-
ство ошибок при воспроизведении звуко-слоговой струк-
туры слов в предложении-1 балл, невозможность воспро-
изведения звуко-слоговой структуры в предложении-0
III 6 ОСОБЕННОСТИ НАРУШЕНИЯ ФОНЕМАТИ-
ЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШЕСТОГО
СЕДЬМОГО ГОДОВ ЖИЗНИ.
III.1. Анализ ошибок фонематического восприятия.
Анализ исследований показал, что ни один ребенок не вы-
полнил все предложенные задания правильно, без ошибок. Общее число баллов
по всем заданиям разных категорий детей,
резко различаются (диаграмма 1).
Так, у 10 исследуемых детей с диагнозом общее недоразви-
тие речи общее число баллов 94, у детей с задержкой психиче-
ского развития - 113.
Диаграмма 1 (количественный показатель общего числа
баллов у разной категории детей) дает наглядное представление
о степени выраженности ошибок в фонематическом восприятии у
детей. Очевидным является заметное превосходство по общему
количеству баллов у детей с задержкой психического развития
по сравнению с дошкольниками с общим недоразвитием речи (в
1,2 раза). Возможно этот факт объясняется более тяжелым системным
нарушением речи у детей с общим недоразвитием речи.
Диаграмма 1.
Количественный показатель числа баллов у детей с общим
недоразвитием речи с задержкой психического развития.
113
94
ОНР ЗПР
Результаты обследования состояния звукопроизношения у
детей с общим недоразвитием речи и задержкой психического
развития с учетом количества дефектно произносимых ими зву-
ков приведены в таблице 1,2,3.
У всех детей данной категории наблюдалось полиморфное
нарушение звукопроизношения. Количественная характеристика
состояния нарушения звукопроизношения с учетом числа де-
фектно произносимых звуков приведена в таблице 1.
Нарушение звукопроизношения Таблица 1.
| |Количество детей |Показатели % |
|Нарушение | ОНР | ЗПР | ОНР | ЗПР |
|Звукопрои-зно| | | | |
|шения | | | | |
|Неправиль-ное| 4 | 4 | 20 | 20 |
|произноше-ние| | | | |
|Неправиль-ное| 2 | 3 | 10 | 15 |
|2-х групп | | | | |
|звуков | | | | |
|Неправиль-ное| 4 | 3 | 20 | 15 |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14