Рефераты. Дефектология

наличие грамматических стереотипов, аграмматизмов, речевая инактивность.

Своеобразие речи отражает недоразвитие

как эмоционально-волевой сферы, так и познавательной деятельности.

III цели, задачи, методы и

организация исследования.

Современное представление о многоуровневой структуре

процесса восприятия речи (Н.И.Жинкин, И.А.Зимняя,

В.И.Галунов, Л,А.Чистович, Е.Н.Винарская и др.). По данным

указанных авторов, функционирование каждого последующего

бивня опирается на результаты анализа речевого воздействия

предыдущего уровня, при этом на более высоких уровнях осуществляется сжатое

описание сообщения, но по более существенным признакам. Процесс восприятия

речи, по Н.И. Жинки-

ну, И, А. Зимней, включает такие уровни как сенсорный, пер-

цептивный, языковой, смысловой, По Галунову В.В., Чистович

А.А., в процессе восприятия речи можно выделить ступени

собтвенно-слухового восприятия, (долингвистические) и лингвистические

ступени. При

этом конечным звеном лингвистических ступеней является

расшифровка смысла речевого сообщения. Е.Н. Винярская,

анализируя нарушения функциональной звуковой системы, выделяет фонетический

(сенсомоторный) и фонологический

(языковой) уровни восприятия. Автор подчеркивает взаимодействие этих

уровней:"... при поражении речевой системы в

звене коркового анализатора акустических характеристик речевых сигналов

может быть затруднено выполнение всех заданий, предъявляемых на слух,

независимо от того, предполагают или нет фонологическую квалификацию

звуков."

Положение о соотношении элементарных и высших

психических функций в процессе развития ребенка

(Л.С.Высотский, А.Р.Лурия). Психологические данные о соотношении

элементарных и высших психических функций в

процессе онтогенеза свидетельствуют о том, что на первоначальных этапах

развития сложная психическая деятельность

''опирается на более элементарные функции. На более поздних

этапах формирования высшие психические функции представляют собой сложную

структуру и осуществляются на основе

участия более высоких уровней психической деятельности. В

связи с этим Л.С.Высотским было сформулировано следующее

положение: в раннем возрасте поражение или недоразвитие

какой-либо зоны коры, обеспечивающей элементарные психические функции,

неизбежно приводят к вторичному недоразвитию высших психических функций.

Выдвинутое Л.С.Вы-

сотским положение позволяет говорить о том, что фонематические функции

(дифференциация фонем, фонематический анализ и синтез) опирается в своем

развитии на достаточно сформированные более элементарные функции восприятия

речи.

Общее недоразвитие речи обычно является следствием

резидуально - органического поражения мозга. Его следует отличать от

нарушений речевого развития при текущих нервно-

психических заболеваниях (эпилепсии, шизофрении и многих

других)

При резидуально-органическом поражении центральной

нервной системы выделяют два основных вида нарушений: дизонтогенетические,

как следствие недоразвития определенных

структур и физиологических систем или отставания сроков их

формирования; примером подобных нарушений и является об-

щее недоразвитие речи; энцефалопатические - как следствие

повреждения тех или иных структур центральной нервной сис-

темы, примером этих нарушений могут быть локальные рече-

вые и двигательные, а также другие расстройства, например,

дизентерия, детские церебральные параличи, гидроцефалия.

При общем недоразвитии речи у детей нарушено или от-

стаёт от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики,

грамматики, фонетики, При этом типичном являются отклонения в смысловой и

произносительной

сторонах речи. Речевая недостаточность у дошкольников может варьироваться

от полного отсутствия у них общеупотребительной речи до наличия развернутой

речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-

фонематического недоразвития.

Фонематическое недоразвитие у данной категории детей

проявляется, в основном, в несформированности процессов артикуляторными

признаками, но и иногда дети не различают и

, более контрастные звуки.

Это задерживает овладение детьми звуковым анализом и

синтезом.

Недоразвитие фонематического восприятия при вы-

полнении элементарных действий звукового анализа

(например, узнавание звука) проявляется в том, что дети сме-

шивают заданные звуки с близкими по звучанию. При более

сложных формах звукового анализа (например, придумывание

слов на заданный звук) у этих детей оно проявляется в смеше-

нии заданных звуков с другими, менее сходными.

Уровень фонематического восприятия детей находится в

определенной зависимости от выраженности лексико-

-грамматического недоразвития речи.

У детей с общим недоразвитием речи отмечаются ошибки в передаче

слоговой структуре слова. Правильно повторяя за

логопедом сложные слова, дети нередко в самостоятельной ре-

чи их искажают, сокращая обычно количество слогов (вместо:

дети слепили снеговика - дети сипили новика) Много ошибок

наблюдается при передаче звуконаполняемости слов: переста-

новки замены звуков и слогов, сокращение при стечении со-

гласных в слове (товотик вместо животик).

.

З

ф

Типичными для детей являются персеверации слов

(хахист - хоккеист, ваваяпотик-водопроводчик), антиципации

(астобус-автобус); добавление лишних звуков и слогов

лимонт-лимон)

Характер ошибок слогового состава обусловлен состоянием

сенсорных (фонематических) или моторных (артикуляционных)

возможностей ребенка.

Преодоление ошибок, выражающихся в перестановке или

добавлении слогов, свидетельствуют о первичном недоразвитии слухового

восприятия ребенка.

Ошибки типа сокращения числа слогов, уподобление слогов друг другу,

сокращение стечений согласных указывает на

преимущественное нарушение артикуляционной сферы, и носят более стабильный

характер.

Из всего вышесказанного можно заключить, что общее

недоразвитие речи представляет собой системное недоразвитие

речи, при котором нарушаются все ее компоненты, в том числе и фонетико-

фонематическая сторона речи. Степень нарушения фонематического восприятия

(дифференциация фонем,

Звуковой анализ синтез), а также звуко-слоговая структура слова зависит от

уровня речевого недоразвития.

В большей степени недостаточность фонематического

восприятия проявляется у детей 1 и 2 уровня и в меньшей у детей с третьим

уровнем общего недоразвития речи.

Симптоматика и механизмы нарушения фонематической стороны речи у

дошкольников с задержкой психического развития.

Анализ литературных данных по проблеме нарушения

фонематического восприятия у детей с задержкой психического развития

показал, что подробных и всесторонних публикаций, посвященной этой теме

практически не существует.

Как уже отмечалось выше, к рассматриваемой группе от-

носятся дети с психофизическим психическим инфантилизмом,

а также дети с церебрастеническими состояниями. В обоих

случаях имеются признаки перенесенного органического забо-

левания центральной нервной системы. Клиническими проявлениями последствий

таких заболеваний являются некоторое

недоразвитие сложных форм поведения, чаще всего при наличии незрелости

эмоционально личностных компонентов, повышенная утомляемость, быстрая

истощаем ость, несформиро-

ванность целенаправленной деятельности, а также интеллектуальных операций,

основных понятий и представлений.

У детей с задержкой психического развития наблюдается

сравнительно низкий уровень развития восприятия. Об этом

свидетельствует, прежде всего, недостаточность, ограниченность,

фрагментарность знаний детей об окружающем мире.

Это нельзя отнести за счет бедности опыта ребенка. Да собст-

венно и сама эта бедность опыта в значительной мере обусловлена тем, что

восприятие детей неполноценно и не поставляет

достаточной информации. Формирование образов окружающего осуществляется на

основе способности ощущать отдельные

простейшие свойства предметов и явлений. И поскольку каких-

либо нарушений на уровне органов чувств у детей с задержкой

психического развития не обнаруживается, ощущения эти достаточно правильны.

Однако восприятие не сводится к сумме

отдельных ощущений, это результат сложного взаимодействия

ощущений (часто ощущений, относящихся к нескольким органам чувств) и уже

имеющихся в коре головного мозга следов

прошлых восприятий. Видимо, это взаимодействие и нарушено

у детей с задержкой психического развития.

Существенным недостатком восприятия у этих детей является значительное

замедление процесса переработки поступающей через органы чувств информации.

В условиях кратко-

временного восприятия тех или иных объектов или явлений

многие детали остаются «не схваченными». Ребенок с задержкой психического

развития воспринимает за определенное

время' меньший объем материала, чем его нормально развивающийся сверстник.

Различие между детьми с задержкой психического развития и их нормально

развивающимися сверстниками становятся

более выраженными по мере усложнения объектов и ухудшения условий

восприятия.

Скорость восприятия у детей с задержкой психического

развития становится заметно ниже нормальной для данного

возраста фактически при любом отклонении от оптимальных

условий. Такое действие оказывает, например, очень частая

смена сигналов, сочетаний, одновременного появления не-

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.