7 лет представляют собой смену целостных
форм общения. Каждая из них характеризуется особым содер--
жанием потребности в общении, ведущим мотивом Основны-
ми средствами, Т.е. форма общения отражает определенный
уровень развития деятельности общения.
Речь активно формируется в первые три года жизни
(М.М.Алексеева, М.М.Кольцова и др.). К трем годам ребенок
овладевает определенными формами общения с окружающими:
ситуативно-личностными (1-е полугодие жизни ребенка) и ситуативно-деловыми
(6 месяцев - 3 года). С трехлетнего возраста начинается переход к более
высокой форме общения - вне-
ситуативно-познавательной форме общения (3 года - 5 лет).
Эта форма характеризуется познавательными мотивами и речевыми средствами
общения. А к 6-7 годам общение приобретает внеситуативно-личностную форму,
она формулируется на
основе личностных мотивов и осуществляется с помощью речевых средств
общения.
Рассматривая языковой процесс (речевую деятельность),
необходимо подчеркнуть, что психическое развитие ребенка
происходит в процессе развития его деятельности, в процессе
общения. Общение, как отмечалось, представляет собой особый вид
деятельности. Языковой процесс является реализацией
деятельностного подхода к процессу формирования речи. Деятельностный подход
предполагает и саму речевую деятельность.
Затрагивая вопрос о языковой системе языка, необходимо
в ранге над речью в дошкольных учреждениях учитывать системную организацию
языка. Система языка строится на трех
принципах отношений: синтагматические (отношения между единицами одного
уровня), которые усваиваются ребенком в конкретной ситуации;
парадигматические (отношения между словами разной меры обобщенности), для
усвоения которых
необходим- тщательный отбор речевого материала и проведе-
ния языковых наблюдений,. иерархические (отношения харак-
теризуют строение языка с точки зрения различных его уров-
ней), элементы которых изучаются и в дошкольных учрежде-
ниях,
Зависимость психического развития ребёнка от развития речи.
Развитие человека - физическое и психическое - проходит
следующие возрастные ступени: младенчество, ранний детский возраст,
дошкольный (детство), младший школьный, под-ростковый, юношеский возраст,
зрелость. Интеллект появляется на ступени раннего детского возраста и
интенсивно совершенствуется в дальнейшем. Но он развивается у человека и
совершенствуется только при непременном условии овладения
речью.
Если взрослые, окружающие ребенка, начинают
правильно учить его говорить уже с младенчества, у него развивается
способность представлять, а затем мыслить, и воображать; с
каждой возрастной ступенью эти способности совершенствуются. Параллельно с
развитием интеллекта развивается и совершенствуется эмоционально- волевая
сфера.
Наукой доказано, что без речевого общения, т. е. без социальной
(общественной) среды человеческое существо не может стать полноценным
человеком. И мы должны помнить; что
речь- инструмент развития высших отделов психики растущего
человека. Обучая ребенка родной речи, взрослые одновременно
способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, готовят почву для
успешного его обучения в школе.
Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим
условием становления у ребенка полно-
ценной психики и дальнейшего правильного развития ее.
Своевременное - значит начатое с первых дней после рождения полноценное -
значит достаточное по объему языкового
материала и побуждающее ребенка к овладению речью в полную силу его
возможностей на каждой возрастной ступени.
. Внимание к развитию речи ребенка на первых возрастных ступенях особенно
важно потому, что в это время интенсивно развивается мозг и формируются его
функции. Согласно исследованиям физиологов, функции центральной нервной
системы
легко поддаются тренировке именно в период их интенсивного
формирования. Без тренировки развитие этих функций задерживается и
даже может остановиться навсегда. Для функции речетворче-
ства «таким «критическим» периодом развития является, пер-
вые три года жизни ребенка; к этому сроку в основном заканчивается
анатомическое созревание речевых областей мозга,
ребенок овладевает главными грамматическими формами родного языка,
накапливает большой запас слов. Если же в первые
три года речи малышу не было уделено должного внимания, то
в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное».
А.Н.Гвоздев предлагает в развитии речи от года до семи
лет различать три периода.
Первый период - период предложений, состоящих из
аморфных слов - корней; 1 год З месяца -1 год 8 мес., произносятся
однословные предложения - слоги; 1 год 8 месяцев -1 год
10 месяцев - произносятся предложения из нескольких слов-
слогов.
Второй период - период усвоения грамматической струк-
ры предложения: 1 год 10 месяцев - 2 года 1 месяц - в предложениях
употребляется полные слова, но без окончаний или с
неправильными окончаниями; 2 года 1 месяц - 2 года 3 месяца предложениях
употребляются оформленные слова: усваиваются падежные окончания
существительных, прилагательных,
,личные окончания глаголов; 2 года 3 месяца - 3 года - в пред-
ложениях употребляются служебные слова для выражения син-
таксических отношений.
Третий период - период усвоения грамматической систе-
мы русского языка: 3 года - 7 лет - совершенствуются грамма-
тическая структура и звуковая сторона речи, создаются пред-
посылки для обогащения словаря.
Можно сделать вывод, что в речи ребенка последователь-
но развиваются:
1) синтаксический строй предложения (а также выра-
зительность его интонации);
2) морфологическая оформленность слов;
3) звуковой состав слов.
Следует отметить, что в период между тремя и семью го-
дами речь ребенка интенсивно обогащается грамматическими
формами, и при достаточном развивающем потенциале рече-
вой среды он может в совершенстве усвоить грамматический
строй родного языка и его фонетическую систему, что делает
возможным быстрое обогащение словаря .
1. 3 . Теоретические основы программы и
методики развития речи дошкольников
Проблема развития речи дошкольников является комплексной, так как она
основана на данных не только психологии и педагогики, но и общего
языкознания, социолингвистики, а также психолингвистики.
Результаты исследований психологов, педагогов, лингвистов создали
предпосылки для комплексного подхода в решении задач речевого развития
детей (Л.С.Выготский,
А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин, Л.В.Щерба,
А.А.Пешковский, В.В.Виноградов. К.Д.Ушинский, Е.Итихеева,
Е.А.Флерина, Ф.А.Сохин) Работы представителей разных на-
правлений науки отчетливо доказывают, насколько велика в
речевом развитии роль правильного организованной коммуникации. Комплексный
подход к вопросам развития речи и речевого общения в детском саду
(взрослого с детьми и детей друг
с другом, как на занятиях, так и вне занятий) предусматривает
значительное увеличение и обогащение возможностей для участия в речевом
общении каждого ребенка. При этом первостепенно важным является полноценное
овладение родным язы-
ком в максимально сенситивный для этого период.
Теоретический подход к данной проблеме основывается
на представлении о закономерностях речевого развития до-
школьников, сформированных в трудах Л.С.Выготского,
Д.Б.Эльконина, А.А. Леонтьева, Ф.А.Сохина,
А,М.Шахнаровича. В общем, виде их взгляды на природу языковых способностей
можно рассмотреть следующим образом;
• речь ребенка развивается в результате генерализации
языковых явлений, восприятия речи взрослых и собственной
речевой активности;
• ведущей задачей в обучении языку является формирование языковых
обобщений и элементарного осознания языка и
речи;
• ориентировка ребенка в языковых явлениях создает условия для
самостоятельных наблюдений над языком. Для само-
развития речи.
• обучение языку, развитие речи рассматривается не
только в лингвистической сфере (как овладение ребенком язы-
ковыми навыками - фонетическими, лексическими, граммати-
ческими), но в сфере формирования общения детей друг с дру-
гом и с взрослыми (как овладение коммуникативными умения-
ми) Отсюда существенной задачей становится не только фор-
мирование культуры речи, но и культуры общения.
• основная задача развития ребенка дошкольного воз-
раста - это овладение нормами и правилами родного языка, оп-
ределяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие их
' коммуникативных способностей (заметим, что индивидуаль-
ные различия речевого уровня у детей одного возраста могут
быть исключительно велики).
• Ряд авторов в своих исследованиях выделяет три основные направления
разработки психолого-педагогических
проблем развития речи дошкольников. Совершенствования со-
держания и методов обучения языку;
• - структурное (формирование разных структурны уровней системы языка
- фонетического, лексического, грамматического);
• - функциональное формирование навыков владения
языком в его коммуникативной функции - развитие связной
речи.
В исследованиях первого направления (А.И. Максимов.
Е.М.Струнина, Э.А.Федеравичене, А.Г. Тамбовцева,
Г.И. Николайчук). Л.А.Колунова. А.А.Смага) установлено, что наибольшая
эффективность при овладении языком достигается при условии, если дети
вовлекаются в активную речевую работу. Так работа над словарем оказывает
подлинное развивающее воздействие, если она не ограничена
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14