Рефераты. Дефектология

7 лет представляют собой смену целостных

форм общения. Каждая из них характеризуется особым содер--

жанием потребности в общении, ведущим мотивом Основны-

ми средствами, Т.е. форма общения отражает определенный

уровень развития деятельности общения.

Речь активно формируется в первые три года жизни

(М.М.Алексеева, М.М.Кольцова и др.). К трем годам ребенок

овладевает определенными формами общения с окружающими:

ситуативно-личностными (1-е полугодие жизни ребенка) и ситуативно-деловыми

(6 месяцев - 3 года). С трехлетнего возраста начинается переход к более

высокой форме общения - вне-

ситуативно-познавательной форме общения (3 года - 5 лет).

Эта форма характеризуется познавательными мотивами и речевыми средствами

общения. А к 6-7 годам общение приобретает внеситуативно-личностную форму,

она формулируется на

основе личностных мотивов и осуществляется с помощью речевых средств

общения.

Рассматривая языковой процесс (речевую деятельность),

необходимо подчеркнуть, что психическое развитие ребенка

происходит в процессе развития его деятельности, в процессе

общения. Общение, как отмечалось, представляет собой особый вид

деятельности. Языковой процесс является реализацией

деятельностного подхода к процессу формирования речи. Деятельностный подход

предполагает и саму речевую деятельность.

Затрагивая вопрос о языковой системе языка, необходимо

в ранге над речью в дошкольных учреждениях учитывать системную организацию

языка. Система языка строится на трех

принципах отношений: синтагматические (отношения между единицами одного

уровня), которые усваиваются ребенком в конкретной ситуации;

парадигматические (отношения между словами разной меры обобщенности), для

усвоения которых

необходим- тщательный отбор речевого материала и проведе-

ния языковых наблюдений,. иерархические (отношения харак-

теризуют строение языка с точки зрения различных его уров-

ней), элементы которых изучаются и в дошкольных учрежде-

ниях,

Зависимость психического развития ребёнка от развития речи.

Развитие человека - физическое и психическое - проходит

следующие возрастные ступени: младенчество, ранний детский возраст,

дошкольный (детство), младший школьный, под-ростковый, юношеский возраст,

зрелость. Интеллект появляется на ступени раннего детского возраста и

интенсивно совершенствуется в дальнейшем. Но он развивается у человека и

совершенствуется только при непременном условии овладения

речью.

Если взрослые, окружающие ребенка, начинают

правильно учить его говорить уже с младенчества, у него развивается

способность представлять, а затем мыслить, и воображать; с

каждой возрастной ступенью эти способности совершенствуются. Параллельно с

развитием интеллекта развивается и совершенствуется эмоционально- волевая

сфера.

Наукой доказано, что без речевого общения, т. е. без социальной

(общественной) среды человеческое существо не может стать полноценным

человеком. И мы должны помнить; что

речь- инструмент развития высших отделов психики растущего

человека. Обучая ребенка родной речи, взрослые одновременно

способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, готовят почву для

успешного его обучения в школе.

Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим

условием становления у ребенка полно-

ценной психики и дальнейшего правильного развития ее.

Своевременное - значит начатое с первых дней после рождения полноценное -

значит достаточное по объему языкового

материала и побуждающее ребенка к овладению речью в полную силу его

возможностей на каждой возрастной ступени.

. Внимание к развитию речи ребенка на первых возрастных ступенях особенно

важно потому, что в это время интенсивно развивается мозг и формируются его

функции. Согласно исследованиям физиологов, функции центральной нервной

системы

легко поддаются тренировке именно в период их интенсивного

формирования. Без тренировки развитие этих функций задерживается и

даже может остановиться навсегда. Для функции речетворче-

ства «таким «критическим» периодом развития является, пер-

вые три года жизни ребенка; к этому сроку в основном заканчивается

анатомическое созревание речевых областей мозга,

ребенок овладевает главными грамматическими формами родного языка,

накапливает большой запас слов. Если же в первые

три года речи малышу не было уделено должного внимания, то

в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное».

А.Н.Гвоздев предлагает в развитии речи от года до семи

лет различать три периода.

Первый период - период предложений, состоящих из

аморфных слов - корней; 1 год З месяца -1 год 8 мес., произносятся

однословные предложения - слоги; 1 год 8 месяцев -1 год

10 месяцев - произносятся предложения из нескольких слов-

слогов.

Второй период - период усвоения грамматической струк-

ры предложения: 1 год 10 месяцев - 2 года 1 месяц - в предложениях

употребляется полные слова, но без окончаний или с

неправильными окончаниями; 2 года 1 месяц - 2 года 3 месяца предложениях

употребляются оформленные слова: усваиваются падежные окончания

существительных, прилагательных,

,личные окончания глаголов; 2 года 3 месяца - 3 года - в пред-

ложениях употребляются служебные слова для выражения син-

таксических отношений.

Третий период - период усвоения грамматической систе-

мы русского языка: 3 года - 7 лет - совершенствуются грамма-

тическая структура и звуковая сторона речи, создаются пред-

посылки для обогащения словаря.

Можно сделать вывод, что в речи ребенка последователь-

но развиваются:

1) синтаксический строй предложения (а также выра-

зительность его интонации);

2) морфологическая оформленность слов;

3) звуковой состав слов.

Следует отметить, что в период между тремя и семью го-

дами речь ребенка интенсивно обогащается грамматическими

формами, и при достаточном развивающем потенциале рече-

вой среды он может в совершенстве усвоить грамматический

строй родного языка и его фонетическую систему, что делает

возможным быстрое обогащение словаря .

1. 3 . Теоретические основы программы и

методики развития речи дошкольников

Проблема развития речи дошкольников является комплексной, так как она

основана на данных не только психологии и педагогики, но и общего

языкознания, социолингвистики, а также психолингвистики.

Результаты исследований психологов, педагогов, лингвистов создали

предпосылки для комплексного подхода в решении задач речевого развития

детей (Л.С.Выготский,

А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин, Л.В.Щерба,

А.А.Пешковский, В.В.Виноградов. К.Д.Ушинский, Е.Итихеева,

Е.А.Флерина, Ф.А.Сохин) Работы представителей разных на-

правлений науки отчетливо доказывают, насколько велика в

речевом развитии роль правильного организованной коммуникации. Комплексный

подход к вопросам развития речи и речевого общения в детском саду

(взрослого с детьми и детей друг

с другом, как на занятиях, так и вне занятий) предусматривает

значительное увеличение и обогащение возможностей для участия в речевом

общении каждого ребенка. При этом первостепенно важным является полноценное

овладение родным язы-

ком в максимально сенситивный для этого период.

Теоретический подход к данной проблеме основывается

на представлении о закономерностях речевого развития до-

школьников, сформированных в трудах Л.С.Выготского,

Д.Б.Эльконина, А.А. Леонтьева, Ф.А.Сохина,

А,М.Шахнаровича. В общем, виде их взгляды на природу языковых способностей

можно рассмотреть следующим образом;

• речь ребенка развивается в результате генерализации

языковых явлений, восприятия речи взрослых и собственной

речевой активности;

• ведущей задачей в обучении языку является формирование языковых

обобщений и элементарного осознания языка и

речи;

• ориентировка ребенка в языковых явлениях создает условия для

самостоятельных наблюдений над языком. Для само-

развития речи.

• обучение языку, развитие речи рассматривается не

только в лингвистической сфере (как овладение ребенком язы-

ковыми навыками - фонетическими, лексическими, граммати-

ческими), но в сфере формирования общения детей друг с дру-

гом и с взрослыми (как овладение коммуникативными умения-

ми) Отсюда существенной задачей становится не только фор-

мирование культуры речи, но и культуры общения.

• основная задача развития ребенка дошкольного воз-

раста - это овладение нормами и правилами родного языка, оп-

ределяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие их

' коммуникативных способностей (заметим, что индивидуаль-

ные различия речевого уровня у детей одного возраста могут

быть исключительно велики).

• Ряд авторов в своих исследованиях выделяет три основные направления

разработки психолого-педагогических

проблем развития речи дошкольников. Совершенствования со-

держания и методов обучения языку;

• - структурное (формирование разных структурны уровней системы языка

- фонетического, лексического, грамматического);

• - функциональное формирование навыков владения

языком в его коммуникативной функции - развитие связной

речи.

В исследованиях первого направления (А.И. Максимов.

Е.М.Струнина, Э.А.Федеравичене, А.Г. Тамбовцева,

Г.И. Николайчук). Л.А.Колунова. А.А.Смага) установлено, что наибольшая

эффективность при овладении языком достигается при условии, если дети

вовлекаются в активную речевую работу. Так работа над словарем оказывает

подлинное развивающее воздействие, если она не ограничена

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.