Рефераты. Разработка системы мониторинга оценки бизнеса промышленного предприятия

 Для этого необходимо описать основные факторы, влияющие на стоимость компании, а также подготовить подробную классификацию активов.

Важную роль в управлении стоимостью играет глубокое понимание того, какие именно параметры деятельности фактически определяют стоимость бизнеса. Знать их важно по двум причинам. Во-первых, предприятие не может работать непосредственно со стоимостью. Оно вынуждено заниматься тем, на что способно влиять, - например, удовлетворением запросов потребителей, себестоимостью, капитальными вложениями и т.д. На предприятии должна быть разработана система факторов стоимости (рост объема продаж, прибыль от основной деятельности, оборачиваемость капитала) - до самого детального уровня, где фактор стоимости увязывается с показателями, на основе которых принимаются решения, зависящие непосредственно от функциональных и оперативных менеджеров. Необходимо установить соподчиненность различных факторов, определить какой из них оказывает наибольшее воздействие на стоимость, и возложить ответственность за этот параметр на конкретных людей, участвующих в достижении целей организации.

Факторы стоимости можно разделить на две условные группы:

·        внешние факторы (факторы, возникающие независимо от волеизъявления менеджмента компании, которые, однако, не означают, что наступление тех или иных событий нельзя было предвидеть и принять меры по минимизации негативных последствий);

·        внутренние (связанные с действиями менеджмента, отраслевой спецификой самого предприятия).

 На рисунке 3.2 показано, что факторы стоимости можно использовать на трех уровнях:

1 уровень - на общем, где прибыль от основной деятельности в сочетании с показателем инвестированного капитала служат основой для расчета рентабельности и инвестиций;

2 уровень - на уровне деловой единицы, где особенно уместны такие параметры, как клиентская база;

3 уровень - и на низовом уровне, где требуется предельная детализация, чтобы увязать факторы стоимости с конкретными решениями, находящимися в компетенции оперативных менеджеров.





      УРОВЕНЬ 1                                                                 УРОВЕНЬ 2           УРОВЕНЬ 3



Рис. 3.2   Определение факторов стоимости на разных уровнях

Шаг 4. Данный шаг предполагает проведение управленческой инвентаризации имущества предприятия и оценку бизнеса, во время которого следует выявить:

1 - те активы, которые не участвуют в генерации денежного потока предприятия (социальные и избыточные активы);

2 - неотраженные на балансе активы, которые имеют стоимость и участвуют в создании денежного потока. То есть, предположим, предприятие имеет долгосрочный контракт с поставщиком, согласно которому стоимость приобретаемых материалов и комплектующих оказывается ниже среднерыночных. Или же предприятие заключило договор, по которому оно может экономить средства на арендной плате.

Главное отличие управленческой инвентаризации от бухгалтерской состоит в том, что в ее рамках проводится оценка эффективности использования всех объектов имущества, по результатам которой принимают соответствующие решения.

Нужно отметить, что выявление активов предусматривает формулировку их точного названия и кодификацию. В результате из общего массива информации в компании выделяется четко структурированный блок, описывающий все активы предприятия, которому можно дать название. К примеру, в ЗАО «Лукойл-Пермь» он получил название «Реестр активов», ведение которого поручено отделу управления активами.

В ходе управленческой инвентаризации после выявления активов рассматриваются операции (и так же, как и сами активы кодируются), которые проводит предприятие со своими активами – от момента приобретения, в процессе использования, до момента продажи и/или ликвидации. (Рис. 3.3)

На рисунке показано, что все операции с активами можно подразделить на внешние и внутренние. Внешние - это операции, связанные с движением активов из внешней среды компании во внутреннюю, и наоборот. Активы становятся при этом товаром, который  реализуется по рыночной стоимости. Данные операции изменяют структуру активов, и, следовательно, их совокупную величину.


Внутренние – это операции, осуществляемые с активами компании при проведении текущей, инвестиционной и финансовой деятельности. В данном случае активы оказывают непосредственное влияние на финансовый результат деятельности компании.

Рис. 3.3   Взаимосвязь операций, осуществляемых с активами в компании, с оценкой эффективности их использования и видом стоимости

Описание всего спектра операций с активами весьма полезно, т.к. происходит осмысление вопроса: а какие же схемы заложены в договора проведения внешних операций, а насколько они удачны с точки зрения юридических норм и действующей системы налогообложения.

Шаг 5. Процедура оценки бизнеса.

В конечном итоге эффективность управления предприятием определяется не его ликвидностью или рентабельностью, не величиной прибыли, а увеличением "цены" бизнеса.

На данном этапе необходимо определить точку отсчета, то есть берется ближайшая прошедшая отчетная дата, на которую и определяется стоимость компании. Именно в сравнении с данной величиной стоимости будут определяться дальнейшие достижения предприятия. Но проведению расчета стоимости бизнеса должен предшествовать ряд процедур.

1.          Процесс перехода бухгалтерской отчетности к международным стандартам, требует проведение процедуры трансформации и предполагает корректировку статей бухгалтерской отчетности с целью их приведения к виду, принятому в международных стандартах.

2.           Начальной стадией оценки является, как правило, анализ финансового состояния предприятия, для чего рассматриваются балансы и другие документы бухгалтерской отчетности за ряд прошедших лет. Это необходимо для получения представления о фактическом финансовом положении предприятия и для изучения тенденций его развития.

Необходимо также провести анализ социально-экономического состояния региона, отраслевой анализ,  выборку предприятий – аналогов, общий обзор рынка, на котором функционирует предприятие.

Как было продемонстрировано в первых двух главах, методы, позволяющие определить стоимость предприятия, условно можно разделить на несколько групп:

·          базирующиеся на определении стоимости отдельных активов, которыми владеет оцениваемое предприятие (имущественный подход);

·          основанные на анализе конъюнктуры фондового рынка (как биржевого, так и внебиржевого), а точнее, сделок, совершенных с акциями или долями уставного капитала предприятий, аналогичных оцениваемому предприятию (рыночный подход);

·           основанные на анализе доходов оцениваемого предприятия (доходный подход).

Имущественный подход позволяет найти ответ на вопрос о стоимости создания предприятия, аналогичного оцениваемому объекту. Эта стоимость, с одной стороны, может рассматриваться как барьер для вхождения в отрасль новых конкурентов, а с другой стороны, позволяет понять, сколько могут получить акционеры, распродав активы (ликвидировав предприятие).

Рыночный подход позволяет определить цену, которую инвесторы в сложившихся экономических условиях готовы заплатить нынешним акционерам за оцениваемое предприятие.

Результат, получаемый в ходе использования методов доходного подхода, отражает величину денежных средств, которые предприятие способно заработать для своих владельцев в будущем.

Сопоставление результатов, полученных в ходе применения методов различных групп, имеет большую информативность для менеджмента предприятия, нежели результаты, полученные одним методом, или усредненная величина результатов.

Шаг 6. Данный шаг предполагает формирование показателей деятельности и эффективности мониторинга и управления стоимостью предприятия.
 Все показатели целесообразно разбить на:

·        тактические - фондоотдача, оборачиваемость оборотных активов, оборачиваемость видов оборотных активов, рентабельность активов и т. п.;

·        стратегические - рыночная стоимость компании и ее динамика, отношение рыночной и балансовой стоимости компании; уровень достаточности формирования денежных средств и эффективность их использования, анализ денежных потоков и др.

Это множество показателей позволит определить эффективность управления стоимостью на всех уровнях управления.

Информация о результатах деятельности предприятия, рассматриваемая сквозь призму мониторинга оценки бизнеса, может через определенные промежутки времени предоставляться заинтересованным лицам, в частности акционерам. Это не разовая акция, а постоянно проводимая работа по увеличению информационной прозрачности предприятия.

 При помощи созданной стоимостной модели предприятия с определенной периодичностью проводится расчет тактических и стратегических показателей. Таким образом, появляется возможность наблюдать изменение рыночной стоимости бизнеса.

Шаг 7. Разрабатывается система регламентирующих документов.
На этом этапе сводятся воедино в соответствующее положение разработанные процедуры, правила, сроки и назначаются ответственные за реализацию системы оценки и управления стоимостью компании. Также формулируются требования к форматам управленческой отчетности.

Таким образом, для улучшения финансового состояния ОАО предлагается создать стоимостную модель предприятия. Для этого, в соответствии с выше изложенным материалом, необходимо провести поэтапную работу.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.