Рефераты. Понятие, предмет, цели, задачи, функции криминологии

В формировании корыстно-паразитической мотивации первостепенная роль принадлежит семейно-бытовой среде и влиянию преступных и иных антиобщественных элементов. Более трети корыстных преступников имели в ближайшем окружении пример антиобщественного поведения родственников, судимых за корыстные преступления; более половины осужденных за кражи знали до начала преступной деятельности о безнаказанном совершении преступлений лицами из бытового окружения, поддерживали с ними контакты. По данным выборочного исследования, каждая четвертая кража и каждый третий грабеж совершался несовершеннолетними с участием взрослых. Показательно, что три пятых карманных воров стали ими при активном содействии рецидивистов. Нельзя, в частности, не учитывать при анализе причин корыстных преступлений влияния на психологию некоторой неустойчивой части молодежи уголовных традиций, ложной романтики и измышлений о «красивой» жизни преступников, в том числе пропагандируемых рецидивистами для вовлечения в свою среду несовершеннолетних.

3. К специфическим условиям, которые способствуют совершению корыстных преступлений, относятся: а) упущения и недостатки в хозяйственной и организационно-управленческой деятельности, жилищно-коммунальных органов, снижение защищенности жилищ и хранилищ от проникновения в них преступников, а также защищенность лиц, находящихся на улицах, во дворах, в подъездах от посягательств. Например, слабая укрепленность дверей и дверных коробок, несложность конструкций замков, отсутствие удовлетворяющих спрос платных стоянок, гаражей и противоугонных средств для автомашин; слабая освещенность улиц, дворов и подъездов, отсутствие или ненадежность систем сигнализации, возможностей быстрого вызова работников милиции; б) существенные недостатки борьбы со сбытом похищенного имущества. Сейчас уже почти нет традиционных скупщиков краденого («барыг»): они специализируются лишь на отдельных видах похищаемых предметов (чаще предметов старины и искусства). По данным выборочного исследования, в девяти случаях из десяти похищенное имущество сбывалось в магазинах, предприятиях бытового обслуживания или прямо на улицах. Причем значительная часть таких «скупщиков» догадывалась » происхождении имущества, однако желание приобрести его за бесценок побеждало.

Виктимологические условия. Так, около двух пятых случаев краж из квартир (а в сельской местности -- почти в трех пятых случаев) потерпевшие сами создавали обстановку, облегчающую доступ преступников в жилище (оставляли открытыми двери, окна, ключи в легко доступных местах). В случаях мошенничества «вина» жертвы этого преступления часто связана с готовностью самого потерпевшего участвовать в заведомо незаконной сделке. Небрежность владельцев в обеспечении охраны ярко способствует ряду краж автомашин и даже разбойных нападений с проникновением в жилище. Значительная часть уличных грабежей осуществляется в отношении лиц, находящихся в сильной степени опьянения или легкомысленно принимающих приглашения незнакомых людей отправиться к ним «в гости».

Условием, облегчающим продолжение преступной деятельности карманных и квартирных воров, лиц, coвершающих грабежи и разбои, мошенничества, является также пассивность части потерпевших после совершения преступления, промедление или отказ от поил >ш заявления, неоткровенные показания об обстоятельствах дел, компрометирующих заявителя.

43.Предупреждение преступлений в сфере экономической деятельности.

1. Предупреждение хищений, как и обеспечение бережного отношения к государственной собственности, к народному добру в целом, базируется на общесоциальных мероприятиях по развитию производства, совершенствованию управления экономикой, ориентированию всей экономической деятельности на конечные народнохозяйственные результаты; по воспитанию членов общества в духе высокой сознательности и чувства социальной справедливости и ответственности. Совершенствование экономического механизма, поднятие его на уровень новых требований органически включает и всестороннее использование идеологических и таких экономических рычагов как хозрасчет, прибыль, цена, материальные поощрения и санкции для решительной борьбы с бесхозяйственностью. В этой связи проводится большая работа по выявлению и устранению в сферах технологии и организации производства, хранения, перевозки, реализации, учета и контроля материальных ценностей и денежных средств недостатков, которые затрудняют борьбу с непроизводительными издержками и потерями.

Указанные меры способствуют и предупреждению формирования личностных качеств, на основе которых может возникнуть и реализоваться мотивация совершения хищений. Они стимулируют активное участие широкого круга трудящихся в охране социалистической собственности.

2. На базе названных мероприятий развертывается специальная профилактика хищений, в которой участвуют, координируя свою деятельность, хозяйственные министерства, ведомства, трудовые коллективы ', органы ведомственного и вневедомственного контроля (включая народный контроль, инспекции); правоохранительные органы -- суд, прокуратура, органы внутренних дел, юстиции, арбитража и общественные организации. Их профилактическая деятельность направлена на то, чтобы организационными, финансовыми, юридическими средствами накрепко закрыть всякие щели для тунеядства, взяточничества, спекуляции, для нетрудовых доходов, любых посягательств на собственность.

Задачи и функции в борьбе с хищениями специально выделены и закреплены законом применительно ко всем субъектам этой борьбы. При этом каждый субъект ориентирован на взаимодействие с другими, но при условии соблюдения компетенции, недопустимости дублирования, подмены, попыток «делать все за всех». Реализация этого требования обеспечивается путем выделения конкретных целей и мероприятий по борьбе с хищениями в самостоятельные разделы планов экономического и социального развития; межведомственных (комплексных) планов борьбы с правонарушениями; разработки целевых программ различных уровней; выделения отдельных пунктов в условиях социалистического соревнования и коллективных договорах. Состояние, совместные задачи и меры повышения эффективности борьбы с хищениями периодически обсуждаются на межведомственных координационных совещаниях. В советах профилактики трудовых коллективов рекомендуется образовывать секции по борьбе с хищениями и бесхозяйственностью.

3. По направленности меры специального предупреждения хищений подразделяются на обеспечивающие:

формирование общественной атмосферы непримиримости к посягательствам на социалистическую собственность, готовности членов общества активно участвовать в борьбе с ними в соответствии со ст. 61 Конституции СССР;

надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране социалистической собственности;

выявление и устранение условий, создающих возможность для хищений;

использование общепревентивного воздействия уголовно-правовой борьбы с хищениями на лиц, склонных к их совершению; использование уголовно-правовых средств предупреждения хищений путем привлечения к ответственности за менее тяжкие преступления;

индивидуальное воспитательно-профилактическое воздействие (общественное и правовое) на лиц, склонных к совершению хищений, включая пресечение или нейтрализацию отрицательных влияний на них.

4. Первая группа мер специального предупреждения формирует общественное мнение и традиции трудовых коллективов путем: а) обсуждения значения, задач конкретных возможностей борьбы с хищениями, ущерба, который они причиняют (в том числе с мелкими хищениями) на собраниях, производственных совещаниях, в лекциях и беседах, на занятиях в сети политической и экономической учебы, через средства массовой информации; б) наставничества; в) проведения а коллективах заседаний товарищеских судов, выездных заседаний административных комиссий, судов; г) обсуждения представлений, определений и информации правоохранительных органов; д)вовлечения членов коллектива в практическую деятельность по охране народного добра: рейды, проверки, смотры и т. д.

5. Ко второй группе относятся ревизии, инвентаризации, проверки и другие меры государственного и общественного контроля и надзора за состоянием охраны социалистической собственности в процессе различных операций с материальными и денежными ценностями в различных отраслях народного хозяйства, ведомствах, объединениях, коллективах.

6. Третья группа включает меры перечисленных выше субъектов борьбы с, хищениями по: а) совершенствованию норм расходования сырья и естественной убыли; б) усилению защиты документов от подлога, совершенствованию форм документов и схем документооборота, чтобы максимально затруднить внесение ложных данных; в) внедрению технических средств охраны материальных и денежных ценностей (в том числе затруднить возможность использования ЭВМ для хищений); г) расширению возможностей контроля за реальностью операций по приему, выдаче, перевозке денежных, материальных ценностей и совершенствованию условий хранения имущества; д) предупреждению и пресечению случаев назначения на должности, связанные с материальной ответственностью, с учетом имущества или с контролем за его сохранностью, лиц, не внушающих доверия '; е) пресечению возможных каналов сбыта похищенного.

Перечисленные меры должны применяться в комплексе. Своевременность, достаточность, гласность их применения значима и для формирования общественного мнения о надежности охраны социалистической собственности, готовности граждан активно участвовать в выявлении и устранении условий, создающих возможность для хищений.

7. Четвертую группу образуют меры: а) формирующие у населения убеждение в реальности, неотвратимости ответственности расхитителей и «невыгодных» для них материальных последствий преступной деятельности, в том числе кратного взыскания причиненного ущерба (выездные заседания судов, публикация сообщений о приговорах, информации в коллективах и т. д.); б) обеспечивающие неотвратимость и гласность ответственности за совершение должностных и хозяйственных преступлений, создающих благоприятную ситуацию для хищений (приписки, злоупотребление служебным положением, неисполнение приговора суда о лишении права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью, халатность, недобросовестное отношение к охране имущества и т. д.).

8. Пятую группу составляют меры воздействия и пресечения отрицательных влияний на лиц, прошлое поведение которых, связи, неуважительное отношение к принципу распределения по труду, стремление жить на широкую ногу любой ценой, склонность к пьянству, азартным играм и т. п. делает возможным совершение хищений. Индивидуального воспитательно-профилактического воздействия требуют и лица, уличенные в малозначительных еще служебных злоупотреблениях корыстного характера.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.