Изучая тенденции, перспективы изменения криминологически значимых явлений, эта наука также предсказывает (прогнозирует) их будущее развитие (изменения). В связи с этим мы можем назвать эту функцию - прогностической.
Криминология, как наука прикладная, призвана обеспечивать научное управление социальными процессами, связанными с предупреждением преступности. Проблема предупреждения преступности в известном смысле фокусирует все остальные вопросы, изучаемые криминологией. Поэтому именно этим определяется практически преобразовательная функция криминологии. Ясно, что наука сама по себе не осуществляет каких-либо преобразований в обществе, но она вооружает соответствующие субъекты социальной профилактики соответствующими знаниями, методиками предупредительного воздействия на преступность.
2.Становление и развитие криминологии как науки.
Криминология возникла как самостоятельная наука в середине 19-го века в связи с появлением работы Чезаре Ломброзо "Преступный человек" или “Прирожденный преступник” (1876), в ней было сформулировано следущее:
1) существуют прирожденные преступники, то есть люди, которые от рождения склонны совершать преступления и никакое исправление их невозможно;
2) прирожденный преступник обладает определенными физическими (внешними) чертами, по которым его можно распознать; (скошенный лоб, волосистость тела, грубые черты лица).
3) преступность передается по наследству от родителей к детям.
В 1885 году Рафаель Гарофало опубликовал монографию под названием "Криминология".
В России до октября 1917 года криминология не была развита как самостоятельная наука, а изучалась в рамках уголовного права.
В 20-ые годы в учебниках по уголовному праву (Гернета Михаила Николаевича (1874-1953) (основные работы “Детоубийство”(1911); ”Преступление и борьба с ним в связи с эволюцией общества”(1916); “Моральная статистика”(1922); Трайнина Арона Наумовича (1881-1949) д.ю.н., профессор, член-корреспондент Академии наук СССР большое значение имел анализ преступности и ее причин. Так, например, в учебнике по уголовному праву под ред. А.А. Пионтковского содержались разделы криминологического характера: социологическое учение о преступлении; меры борьбы с преступностью; юридическое учение о преступности.
Советская криминология представляла собой практическое направление уголовной статистики. При губернских судах были созданы отделы моральной статистики, изучавшие преступность, ее причины, личность преступника.
После 1935 года криминология перестала преподаваться, а исследования в данной области стали секретны.
В 1964 годы Постановлением ЦК КПСС о юридическом образовании и юридической науке криминология вносится в учебные планы как обязательная дисциплина юридических вузов. В 1966 году издан первый учебник по криминологии юридическим факультетом МГУ.
В 1963 организуется Всесоюзный институт по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности.
В 1990 годах принимаются федеральные программы о борьбе с организованной преступностью и коррупцией, принятие Федерального закона от 24 июня 1999 года " Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". Федеральная целевая программа по усилению борьбы с преступностью на 1999-2000 годы (утв. Постановлением Правительства РФ от 10 марта 1999 г. №270) // СЗ РФ от 22 марта 1999, №12, ст. 1484.
В настояшее время криминологи помогают в разработке законопроектов по вопросам профилактики преступлений, борьбы с организованной преступностью.
Происходит координация самих криминологических исследований.
Криминологическая ассоциация под председательством Долговой А.И., Союз криминалистов и криминологов, Координационное бюро НИИ при Генпрокуратуре РФ.
Международное сотрудничество, участие в международных конгрессах и совещаниях.
3.Общенаучные и частнонаучные методы, используемые в криминологии.
Криминологическое исследование - это один из видов социального исследования в его широком понимании. Оно осуществляется с применением всех методов использования общественных явлений. При этом учитываются особенности предмета и содержания криминологии. используются следующие общенаучные методы познания:
восхождение от абстрактного к конкретному;
гипотеза;
системно-структурный анализ;
исторический метод;
сравнение;
динамический и статистический методы.
В криминологии применяется метод познания - системный подход. Этот метод предполагает рассмотрение исследуемого объекта как некоторого единства взаимодействующих элементов, а качество объекта определяется не столько набором составляющих его элементов, сколько характером взаимодействия между ними.
В криминологии применяется и другой общенаучный метод познания - структурно-функциональный анализ. Так, значение профилактики преступности может быть правильно объяснено только при том условии, что профилактика преступлений будет изучаться в ее взаимодействии с другими элементами, входящими в систему мер предупреждения преступности.
Среди конкретных методов для проведения исследований преступности используются статистические и социологические методы.
Статистические методы применяются:
1)для цифровой характеристики количественно-качественных показателей преступности;
2)для установления зависимости между преступностью несовершеннолетних и общей преступности и другими социальными процессами (например, между уровнем жизни и преступностью);
3)для дачи прогноза о тенденциях преступности;
4)для оценки эффективности деятельности правоохранительных органов (например, уровня раскрываемости преступлений).
Статистическое наблюдение представляет собой сбор сведений о преступности, учтенных и зарегистрированных в документах первичного учета, которые ведутся в правоохранительных органах. Например, в МВД и прокуратуре России к документам первичного учета, содержащим сведения о преступности, относятся:
-статистическая карточка на выявленное преступление (форма №1);
-статистическая карточка о результатах расследования преступления (форма №1.1);
-статистическая карточка на преступление, по которому лицо, его совершившее, установлено (форма №1.2);
-статистическая карточка на лицо, совершившее преступление (форма №2);
-статистическая карточка о движении уголовного дела (форма №3);
-статистическая карточка о результатах возмещения материального ущерб и изъятия предметов преступной деятельности (форма №4);
-статистическая карточка о результатах судебного рассмотрения (форма №6)
Группировка представляет собой систематизацию документов первичного учета, подсчет данных, их распределение по определенным признакам.
Сводка предполагает сведение результатов обработки данных воедино и воплощение в форме, доступной для восприятия, т.е. в виде таблиц, графических изображений.
Статистический анализ представляет собой обобщение, сравнение, сопоставление полученных данных между собой.
Среди социологических (частнонаучных) методов наибольшое распространение получили такие методы как наблюдение (включенное и невключенное), экспертная оценка, социометрия, анкетный метод, анализ.
Применение конкретно-социологических методов:
изучение документов;
опросы в форме анкетирования и интервью;
наблюдение;
эксперимент;
тестирование;
интервью;
Интервью - беседа, один на участников которой задает вопросы, а другой на них отвечает. Достоинство - позволяет получить необходимую информацию быстрее и полнее. Раз-новидности интервью - свободное и стандартизированное.
Тестирование - метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи(тесты). Три этапа тестирования: выбор теста, проведение и интерпретация результатов.
Анкетный метод - это способ исследования путем оп-роса лиц или обобщения сведений, содержащихся в уголов-ных делах, по специально разработанной анкете.
Различаются анкеты закрытые и открытые, а также от-крыто-закрытые анкеты.
Преимущества метода - дает возможность: в короткий срок и при небольших затратах охватить значительную группу изучаемых лиц; быстро провести повторные опросы через определен-ный промежуток времени; достичь эффекта анонимности опрашиваемых. Недостатки метода: дает сведения о мнениях о поступках. и не о самих по-ступках; вероятна возможность ошибочных записей из-за непо-нимания характера вопроса.
Социометрия - измерение социально-психологических связей между людьми, позволяющее проследить криминоло-гические особенности взаимоотношений.
Экспертная оценка - необходима для прогнозирования тех или иных явлений. В основе результата оценки факторов, влияющих на преступность, находится мнение соответст-вующих специалистов, ответы которых обобщаются и ана-лизируются для определения их усредненного значения.
Документальный метод предполагает изучение доку-ментов, представляющих интерес в криминологических ис-следованиях; обобщение судебно-следственной практики;
опросы преступников, других лиц; проведение психологиче-ских тестов; социограммы.
Эксперимент и условия. Условия - ограниченность применения в связи с про-блемами этического характера. Возможность применения для проверки действия социально-положительных факторов, эффективности профилактической работы.
Наблюдение - процесс визуального восприятия обста-новки (ситуации). Виды наблюдения: непосредственное и включенное.
При непосредственном наблюдении обстановки (ситуации), имеющей криминологическое значение, исследо-ватель лимитирует свою деятельность созерцательным на-блюдением конкретной ситуации.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35