Рефераты. Понятие, предмет, цели, задачи, функции криминологии

Применение сравнительного метода основывается на положении об относительной повторяемости явлений и процессов при наличии общих причин и условий. При этом проводится сравнение с тем, как развивалось подобное явление в прошлом и в других странах. Применение сравнительного метода предполагает изучение криминологической деятельности в других зарубежных странах, а также их опыт в области прогнозирования преступности.

Метод социального экспериментирования в силу ограничения практического и нормативного характера применяется редко и в определённых пределах, например при прогнозирования рецидива в исправительно-трудовых учреждениях.

Методы экстрополяции, моделирования и экспертных оценок применялись в органах внутренних дел в 1970 г. при прогнозе преступности на 5 лет в нашей стране. Сопоставление прогноза с фактическими данными показало, что прогноз по тяжким и наиболее распространённым преступлениям оказался достаточно точным. Вместе с тем по некоторым другим видам преступлений отклонения от прогнозируемых показателей оказались достаточно значительными.

Интересный опыт прогнозирования преступности в масштабах района накоплен в Ленинграде. Используя методы экстраполяции, экспертных оценок и математических моделей, работниками органов внутренних дел были изучены внутригодовые колебания преступности (так называемой “сезонной волны”), которые имеют достаточно устойчивые закономерности. Это дало возможность разработать специальный криминологический календарь на весь год, в котором отражались, какие месяцы года являются наиболее криминогенными и по каким видам преступлений. На основе такого прогноза преступности разрабатываются варианты рационального использования сил и средств в наиболее криминогенные месяцы года.

Таким образом, в криминологической литературе и на практике имеется определенный опыт проведения прогностических исследований. Однако возможности их конкретно и широкого использования в современных условиях ещё ограничены как из-за сложности и несовершенства имеющихся методик, так и в силу необходимости учёта интенсивно развивающихся изменений в экономических, социальных, политических и правовых условиях жизни общества, психологии людей. Требуется также чёткая ориентация прогноза на учёт факторов, не только стимулирующих преступность, но и сдерживающих её распространение; перевод ряда криминологических методик на язык машинного программирования.

17.Понятие и виды криминологического планирования.

Борьба с преступностью включает самые разнообразные средства и методы воздействия на преступность. Однако основным средством должно быть и является предупреждение преступности и преступлений. Успех предупреждения преступности во многом зависит от целенаправленности и планомерности предупредительной деятельности. Внедрение в практику предупредительной деятельности плановых начал есть реальный поворот к её эффективности.

Планирование предупреждения преступности - это деятельность представительных органов власти по разработке и внедрению системы мероприятий, направленных на создание и развитие позитивных объективных и субъективных условий, исключающих или нейтрализующих возможность отклоняющегося от норм уголовного законодательства поведения людей.

Целью планирования предупреждения преступности является достижение или сохранение тенденции снижения преступности и позитивное изменение её характера и структуры в планируемый период.

Наибольшую результативность в сфере борьбы с преступностью могут приносить криминологические планы (или разделы), являющиеся органической частью социально-экономического планирования.

Известно, что преступность представляет собой многофакторный социальный феномен, обусловленный комплексом негативных общественных явлений и процессов. Причём каждое из этих явлений и процессов действует не изолированно, а во взаимодействии. Составные части взаимодействующих негативных явлений могут относится к самым различным областям социальной действительности. Соответственно количественному и качественному разнообразию факторов, обусловливающих преступность, должность быть противопоставлен научно обоснованный комплекс мероприятий экономического, социального политического, организационного, социально-психологического и иного порядка, направленный на устранение или нейтрализацию указанных факторов. Отсюда и успех борьбы с преступностью зависит от решения комплекса социальных задач.

Способом решения социальных проблем в жизни различных социальных общностей (трудовые коллективы, район, город, область и т.д.) и являются планы социального развития, в которых криминологические разделы составляют их органическую часть.

Совершенствование процесса предупреждения преступности в рамках и на основе планирования экономического социального развития является одним из перспективных направлений существенного повышения эффективности, рациональности и гуманистичности предупредительной деятельности. Органически сочетая в себе общие и специальные мероприятия различного характера, планы экономического и социального развития комплексно решают задачу устранения и нейтрализации негативных явлений, обуславливающих преступность, что обеспечивает дальнейшее укрепление общественных отношений. Планирование позволяет осуществлять предупредительную деятельность не стихийно, от случая к случаю, а на базе глубоко продуманных, целенаправленных мер с учётом конкретных условий, возможностей и средств того или иного региона. На основе планов объединяются и координируются усилия всех организаций и органов, что является предпосылкой значительной активизации и избежания дублирования в их деятельности11 Орехов В.В. Социальное планирование и вопросы борьбы с преступностью. Л., 1972. .

В то же время, как показывает анализ практики, существует ряд общих недостатков, отрицательно сказывающихся на эффективности этой формы планирования предупреждения преступности. К ним , в частности, относятся: 1) недооценка криминологических проблем при разработке и осуществлении экономических, политических, идеологических и иных общих мероприятий планов; 2) неупорядоченность соотношения ведомственных, межведомственных планов и криминологических разделов планов социального развития, что приводит к дублированию и в ряде случаев к безответственности при выполнении мероприятий планов; 3) отсутствие систематического контроля за реализацией мероприятий криминологического раздела плана со стороны государственных и общественных организаций, права и обязанности которых в этой части нормативно не регламентированы; 4) разработка криминологических разделов планов без предварительных (предплановых) исследований преступности путем простого сведения в рамках одного документа малообоснованных мероприятий, касающихся некоторых сторон деятельности административных органов; 5) отсутствие нормативного акта, регламентирующего процедуру разработки, согласования и контроля за выполнением мероприятий криминологического раздела плана.

Не решен до настоящего времени и вопрос о субъекте социального планирования предупреждения преступности. Представляется, что этим субъектом могут и должны быть государственные органы власти (организации общества всех уровней). Последовательное сокращение преступности невозможно обеспечить только усилием органов прокуратуры, милиции и суда (специальных субъектов), ибо многие процессы и явления, оказывающие прямое либо косвенное влияние на преступность, находятся вне сферы деятельности этих органов (например, миграционные процессы, нарушения половозрастной структуры населения региона, создание благоприятных условий повышения культурного и образовательного уровня и т.д., влияющее на состоянии преступности).

Органы государственной власти на местах и в центре обладают необходимыми материальными, финансовыми, организационными и правовыми возможностями позитивного воздействия на все сферы социальной жизни различных уровней организации общества.

Правовой основой деятельности органов по экономическому и социальному планированию, в том числе и планированию предупреждения преступности, является Конституция, которая возлагает на органы государственной власти обеспечение соблюдения законов, охрану государственного и общественного порядка, прав граждан.

Назрела потребность разработки методологических и методических основ определения эффективности предупреждения преступности на основе и в рамках планов социального развития регионов и трудовых коллективов, которые позволили бы дать конкретный и обоснованный ответ на вопрос, какие в качественном и количественном выражении результаты следует ожидать от реализации плана и его отдельных разделов, в частности от криминологического.

18.Понятие предупреждения преступности.

Предупреждение преступности - это многоуровневая система мер (государственных, общественных, специальных), направленных на выявление, устранение, ограничение, ослабление или нейтрализацию причин и условий преступности, отдельных видов преступлений и конкретных преступлений, а также на удержание от перехода или возврата на преступный путь людей, условия жизни и (или) поведение которых указывают на реальную возможность совершения ими преступлений в будущем.

Деятельность по предупреждению преступности направлена на сокращение преступности как явления.

Система предупреждения преступности имеет три уровня: общий (федеральный), субъектов федерации и органов местного самоуправления.

Предупреждение преступности - это специфическая разновидность социального управления, целью которого является снижение вероятности преступного поведения, для чего субъект, используя весь комплекс законных мер воздействия (в том числе и принудительных), стимулирует включение объекта в систему общественно полезных отношений и ограничивает его негативные связи (Щедрин).

В криминологической литературе предлагаются разные варианты обозначения полного комплекса всех видов воздействия, используемых для сдерживания преступности:

-“борьба с преступностью";

-"комплексное воздействие на преступность";

-“предупреждение преступности”;

-“деятельность по предупреждению преступности”;

-“социально-правовой контроль над преступностью”.

Все виды деятельности по предупреждению преступлений подразделяются на две части: 1уголовная репрессия, то есть предупреждение, которое осуществляется в рамках уголовного правосудия; 2. профилактика или превенция, в которую входят все виды антикриминогенного воздействия, находящиеся за рамками уголовного правосудия.

Уголовная репрессия - необходимое и очень весомое средство, но еще никто не доказал ее исключительность и преимущество перед другими. Признание специфичности уголовно-правового предупреждения ничего не меняет. Свои особенности имеет также предупреждение преступности средствами, предусмотренными административным, трудовым и другими отраслями законодательства, которые изучаются соответствующими правовыми науками. Экономические средства влияния на преступность, например, не менее специфичны и эффективны, чем уголовно-правовые.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.