Рефераты. Понятие, предмет, цели, задачи, функции криминологии

20.Виды и этапы предупреждения.

Виды предупредительного воздействия на преступность

1.Ранняя профилактика - объектом ранней профилактики выступают факторы неблагоприятного формирования личности. И такие формы антиобщественной направленности и жизненной ситуации, которые ведут к совершению аморальных поступков, дисциплинарных, административных и гражданских правонарушений, могущих перейти в преступное поведение.

2.Непосредственная профилактика - направлена на лиц, находящихся на грани совершения преступления. К этой категории близко примыкают те лица, которые совершили деяния, содержащие признаки преступления, но освобожденные от уголовной ответственности и наказания. Непосредственная профилактика занимает значительное место в деятельности ОВД, по выборочным данным она осуществляется в отношении свыше 60% лиц, состоящих на учете.

3.Предупреждение рецидива - пенитенциарное предупреждение (предупреждение преступлений, осуществляемое в процессе исполнения уголовного наказания, в том числе при условном осуждении и отсрочке исполнения приговора), а также постпенитенциарное предупреждение, осуществляется после отбытия наказания.

Меры общего предупреждения преступлений, рассчитаны на неопределенный круг субъектов (например, относящихся к группе социального риска), а равно воздействие на криминогенные процессы, явления, обстоятельства, ситуации социального, демографического, экономического, психологического, правового, организационного и иного характера. (Мониторинг, правовое воспитание, криминологическую экспертизу, минимальные стандарты безопасности, а также порядок координации деятельности по предупреждению преступности, ее программное и научное обеспечение).

21.Индивидуальная профилактика.

Индивидуальное предупреждение - это прежде всего воздействие на тех лиц, от кот можно ожидать совершение преступлений, и их соц среду. Данный вид деятельности представляет собой целенаправленную работу с конкретным человеком и его ближайшим окружением.

В детализированном виде объектами индивидуального предупреждения преступного поведения явл:

антиобщественное поведение и образ жизни лица, совершение преступления кот достаточно вероятно;

крим-лог значимые личностные характеристики человека, определяющие деформацию его поведения;

крим-лог значимые психофизиологические особенности (в меру их подверженности исправлению, изменению, лечению);

непосредственные условия неблагоприятного формирования и жизнедеятельности личности (прежде всего в семье), ином бытовом окружении;

элементы неблагоприятной жизненной ситуации, кот объективно имеют криминогенный характер и существуют достаточно продолжительное время.

В целях обеспечения эффективности индивидуального предупреждения преступного поведения важно соблюдать следующие основные требования: своевременность, последовательность, реальность, законность.

Меры индивидуального предупреждения:

1 постановка на профилактический учет; 2 профилактическая беседа; 3 официальное предостережение; 4 профилактическая помощь; 5 применение мер гражданско-правового характера, административно-правового, уголовно-правового.

Кому оказывается индивидуальное профилактическое воздействие:

А)лицам, совершившим преступление:

освобожденным из мест лишения свободы осужденным к лишению свободы; осужденым к лишению свободы с отсрочкой исполнения приговора; освобожденным от уголовной ответственности в связи с применением мер общественного или административного воздействия; осужденным к мерам наказаний, не связанным с лишением свободы; совершившим общественно опасные деяния до достижения возраста уголовной ответственности; обвиняемым в совершении преступлений, но не заключенные под стражу в период следствия;

б)лицам, совершившим административные проступки, ведущим антиобщественный образ жизни:

вернувшихся из специальных учебно - воспитательных учреждений; совершившим правонарушения, влекущие меры общественного воздействия либо административного взыскания; систематически употребляющим спиртные напитки; допускающим немедицинское употребление наркотиков или других средств, влекущих одурманивание; систематически самовольно уходящим из семьи в возрасте до 16 лет; самовольно уходящим из специальных учебно - воспитательных учреждений; злостно уклоняющимся от учебы; ведущим иной, антиобщественный образ жизни;

22.Анализ причин и условий преступности в связи с социальными противоречиями.

При-чи-ны и ус-ло-вия пре-ступ-но-сти в раз-ных ис-точ-ни-ках на-зы-ва-ют-ся по-раз-но-му (де-тер-ми-нан-ты, фак-то-ры и пр.). Итак, при-чи-на-ми пре-ступ-но-сти на-зы-ва-ет-ся со-во-куп-ность со-ци-аль-ных яв-ле-ний и про-цес-сов, ко-то-рые во взаи-мо-дей-ст-вии с об-стоя-тель-ст-ва-ми, иг-раю-щи-ми роль ус-ло-вий, де-тер-ми-ни-ру-ют су-ще-ст-во-ва-ние пре-ступ-но-сти как со-ци-аль-но-го яв-ле-ния, на-ли-чие от-дель-ных со-став-ных ее час-тей, а на ин-ди-ви-ду-аль-ном уров-не - со-вер-ше-ние кон-крет-ных пре-сту-п-ле-ний. Из при-ве-ден-но-го оп-ре-де-ле-ния сле-ду-ет, что по-ня-тие при-чин пре-ступ-но-сти свя-за-но с фи-ло-соф-ски-ми ка-те-го-рия-ми при-чин, ус-ло-вий и де-тер-ми-нант, со-дер-жа-ние ко-то-рых бу-дет рас-кры-то в по-сле-дую-щем из-ло-же-нии, а так-же име-ет раз-лич-ные уров-ни: при-чи-ны всей пре-ступ-но-сти, от-дель-ных ее струк-тур-ных под-раз-де-ле-ний, еди-нич-ных пре-сту-п-ле-ний.

Ис-сле-до-ва-ние при-чин пре-ступ-но-сти рас-кры-ва-ет при-ро-ду это-го со-ци-аль-но-не-га-тив-но-го яв-ле-ния, объ-яс-ня-ет его про-ис-хо-ж-де-ние, по-ка-зы-ва-ет, от че-го за-ви-сит су-ще-ст-во-ва-ние пре-ступ-но-сти, что спо-соб-ст-ву-ет ее со-хра-не-нию, в на-стоя-щее вре-мя его ожив-ле-нию, а что это-му про-ти-во-дей-ст-ву-ет. Толь-ко на ос-но-ве по-доб-ных зна-ний мож-но обес-пе-чить эф-фек-тив-ную борь-бу с пре-ступ-но-стью: пред-ви-деть про-ис-хо-дя-щие в ней из-ме-не-ния, оп-ре-де-лить и осу-ще-ст-вить не-об-хо-ди-мые ме-ро-прия-тия по пре-ду-пре-ж-де-нию пре-ступ-ных про-яв-ле-ний, их со-кра-ще-нию. Для со-труд-ни-ков Фе-де-раль-ной по-гра-нич-ной служ-бы зна-ние при-чин и ус-ло-вий пре-ступ-но-сти, в час-ти их ка-саю-щей-ся, яв-ля-ет-ся од-ним из ус-ло-вий их ус-пеш-ной про-фес-сио-наль-ной дея-тель-но-сти, свя-зан-ной с пре-ду-пре-ж-де-ни-ем го-су-дар-ст-вен-ных пре-сту-п-ле-ний, пра-во-на-ру-ше-ний, со-вер-шае-мых во-ен-но-слу-жа-щи-ми и пр., ко-гда ис-клю-чи-тель-но важ-ное зна-че-ние при-об-ре-та-ет не толь-ко борь-ба с кон-крет-ны-ми но-си-те-ля-ми зла - кон-тра-бан-ди-ста-ми, ли-ца-ми, не-за-кон-но вы-ез-жаю-щи-ми из стра-ны и въез-жаю-щие в стра-ну, свя-зан-ны-ми с ор-га-ни-зо-ван-ной пре-ступ-но-стью и во-ен-но-слу-жа-щи-ми, со-вер-шаю-щи-ми во-ин-ские и об-ще-уго-лов-ные пре-сту-п-ле-ния, но и про-фи-лак-ти-ка пра-во-на-ру-ше-ний, уст-ра-не-ние их при-чин и ус-ло-вий.

Про-бле-ма при-чин пре-ступ-но-сти ре-ша-ет-ся в на-шей стра-не в со-от-вет-ст-вии с фи-ло-соф-ской тео-ри-ей при-чин-но-сти.

При-ме-ни-тель-но к рас-смат-ри-вае-мо-му во-про-су эта тео-рия вы-ра-жа-ет-ся:

во-пер-вых, в объ-ек-тив-ном ха-рак-те-ре, т.е. при-чи-на по-ро-ж-да-ет след-ст-вие в ре-аль-ной дей-ст-ви-тель-но-сти, а не в соз-на-нии лю-дей;

во-вто-рых, при-чин-ная связь пред-по-ла-га-ет взаи-мо-дей-ст-вие яв-ле-ний, на-хо-дя-щих-ся в по-доб-ной свя-зи. Взаи-мо-дей-ст-вие при-чи-ны и след-ст-вия мо-жет но-сить раз-лич-ный ха-рак-тер - ме-ха-ни-че-ский, фи-зи-че-ский, хи-ми-че-ский, пси-хо-ло-ги-че-ский и т.д. По-сколь-ку пре-ступ-ность про-яв-ля-ет-ся в ви-нов-ном по-ве-де-нии лю-дей, дей-ст-вие при-чин пре-ступ-но-сти име-ет со-ци-аль-но-пси-хо-ло-ги-че-ский ха-рак-тер - воз-дей-ст-вие со-от-вет-ст-вую-щих объ-ек-тов, яв-ле-ний, про-цес-сов на соз-на-ние, пси-хо-ло-гию лю-дей;

в-треть-их, лю-бое яв-ле-ние так или ина-че - пря-мо или кос-вен-но, не-по-сред-ст-вен-но или опо-сред-ст-во-ва-но, свя-за-но со все-ми дру-ги-ми яв-ле-ния-ми (т.е. при-зна-ет-ся всеобщая связь и взаи-мо-обу-слов-лен-ность яв-ле-ний);

в-чет-вер-тых, все-об-щая связь яв-ле-ний не оз-на-ча-ет, од-на-ко, что все свя-зи рав-но-цен-ны и рав-но-знач-ны, т.е. сле-ду-ет раз-ли-чать свя-зи су-ще-ст-вен-ные и не-су-ще-ст-вен-ные, не-по-сред-ст-вен-ные и опо-сре-до-ван-ные, пря-мые и об-рат-ные;

в-пя-тых, при-чин-ную связь на-до от-ли-чать от иных ви-дов свя-зи - кор-ре-ля-ци-он-ной, вре-мен-ной и про-стран-ст-вен-ной и пр., т.е. из всей со-во-куп-но-сти яв-ле-ний и про-цес-сов тре-бу-ет-ся вы-де-лить те, ко-то-рые так или ина-че свя-за-ны с пре-ступ-но-стью (вы-зы-ва-ют, по-ро-ж-да-ют пре-ступ-ность как свое след-ст-вие. Их (свя-зи) на-зы-ва-ют ге-не-ти-че-ски-ми. Кро-ме них, уго-лов-ная ста-ти-сти-ка фик-си-ру-ет за-ви-си-мость ме-ж-ду чис-лом со-вер-шае-мых пре-сту-п-ле-ний и вре-ме-на-ми го-да (зи-ма, ле-то), дня-ми не-де-ли (буд-ни, пред-празд-нич-ные и празд-нич-ные дни), вре-ме-на-ми су-ток (день, ве-чер, ночь); на уро-вень пре-ступ-но-сти во-ен-но-слу-жа-щих влия-ет их по-ло-воз-ра-ст-ная струк-ту-ра и пр. Во всех этих слу-ча-ях связь не-ге-не-ти-че-ская, ибо на-зван-ные об-стоя-тель-ст-ва са-ми по се-бе не по-ро-ж-да-ют пре-сту-п-ле-ния, хо-тя для ор-га-ни-за-ции борь-бы с пре-ступ-но-стью и пре-ду-пре-ж-де-ния пре-сту-п-ле-ний учет по-доб-ных свя-зей в дея-тель-но-сти по-гра-нич-ных войск име-ет не-ма-ло-важ-ное зна-че-ние;

в-шес-тых, для пра-виль-но-го по-ни-ма-ния при-чин-ной свя-зи очень важ-но иметь в ви-ду ее слож-ный, мно-го-сту-пен-ча-тый, ие-рар-хи-че-ский ха-рак-тер. Ка-ж-дая при-чи-на име-ет свою при-чи-ну, а ка-ж-дое след-ст-вие по-ро-ж-да-ет но-вое след-ст-вие. К то-му же од-на при-чи-на мо-жет вы-зы-вать не-сколь-ко след-ст-вий, рав-но как од-но след-ст-вие мо-жет иметь ряд при-чин;

в-седь-мых, при-чи-на “дей-ст-ву-ет” лишь при на-ли-чии оп-ре-де-лен-ных ус-ло-вий. Имен-но взаи-мо-дей-ст-вие при-чин и ус-ло-вий по-ро-ж-да-ет след-ст-вие. Так, со-вер-ше-ние во-ин-ско-го пре-сту-п-ле-ния, ква-ли-фи-ци-ро-ван-но-го по ст. 252 (На-ру-ше-ние пра-вил во-ж-де-ния или экс-плуа-та-ции ма-шин), вы-ра-зив-ше-го-ся в со-вер-ше-нии ав-то-мо-биль-ной ава-рии, ко-гда во-ен-ный во-ди-тель в дожд-ли-вую по-го-ду при пло-хой ви-ди-мо-сти пре-вы-сил ско-рость и не за-ме-тил раз-мы-то-го уча-ст-ка до-ро-ги. При-чи-на про-ис-ше-ст-вия - пре-вы-ше-ние ско-ро-сти и нев-ни-ма-тель-ность во-ди-те-ля; не будь это-го, ава-рия бы не слу-чи-лась. Дожд-ли-вая по-го-да и пло-хая ви-ди-мость - ус-ло-вия про-ис-шед-шей ава-рии; са-ми по се-бе они не мо-гут ее вы-звать, но и без этих ус-ло-вий ава-рия вряд ли про-изош-ла бы. Та-ким об-ра-зом, суть ус-ло-вия и его от-ли-чие от при-чи-ны со-сто-ит в том, что это яв-ле-ние или про-цесс, ко-то-рые са-ми по се-бе не мо-гут по-ро-дить не-по-сред-ст-вен-но дан-ное след-ст-вие, но, со-пут-ст-вуя при-чи-нам в про-стран-ст-ве и во вре-ме-ни и вли-яя на них, обес-пе-чи-ва-ют оп-ре-де-лен-ное их раз-ви-тие, не-об-хо-ди-мое для воз-ник-но-ве-ния след-ст-вия. Ины-ми сло-ва-ми, при-чи-на по-ро-ж-да-ет следствие, в то вре-мя как ус-ло-вие это-му лишь спо-соб-ст-ву-ет, обес-пе-чи-вая воз-мож-ность дей-ст-вия при-чи-ны.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.