Рефераты. Понятие, предмет, цели, задачи, функции криминологии

Отмечается также: а) ограниченность использования ряда каналов культурной информации (регулярно читали книги не более 10--20% обследованных подростков, совершающих преступления, газеты -- менее 10%, причем в основном спортивную и развлекательную информацию); б) использование кино, телевидения, радио преимущественно как средства заполнения свободного времени, а не как источника культурно значимой информации; в) предпочтительное отношение к «своим» каналам информации, получаемой в микрогруппе, в среде которой преимущественно проводится свободное время; г) ограниченность интересов и потребностей в сфере образования и культуры, предпочтение пассивно-потребительского досуга.

4. Особенности потребностей и интересов в сфере учебной, трудовой, общественной деятельности несовершеннолетних, совершающих преступления, включают: а) утрату интереса к учебе, отрыв от учебного коллектива, от его требований и оценок, потерю чувства ответственности перед ним (в четырех случаях из пяти эти несовершеннолетние существенно отставали в учебе, причем по мере ослабления социальной мотивации обучения подросток все более тяготеет к бесцельному, беспорядочному проведению свободного времени);

б) отсутствие интереса к работе, узко утилитарное отношение к профессии, отсутствие связанных с ней длительных планов, отчужденность от трудового коллектива и несформированность чувства ответственности перед ним (по данным различных исследований, две трети преступников из числа работающих подростков относились недобросовестно к своим обязанностям, более половины успели сменить одно или несколько мест работы, несмотря на небольшой общий стаж);

в) неучастие в общественной работе.

Соответственно и в сфере досуга и быта для большинства несовершеннолетних преступников типично беспорядочное и бесцельное времяпрепровождение (часто в составе групп с отрицательной направленностью), праздное «шатание» по улицам, участие в выпивках и кутежах. У большинства лиц данной категории побуждения, интересы, желания сводятся к потребительству и вытесняют благородные стремления и общественно полезные цели. Кредо этих юношей и девушек -- повеселее пожить, взять от общества все, ничего не отдавая взамен. «Веселая жизнь» в их представлении -- это безделье, бессмысленное проведение досуга. Люди такого склада, такого понимания жизни не утруждают себя заботой о том, чтобы использовать свободное время для своего нравственного совершенствования, для повышения культурно-образовательного уровня, а к тем, кто это делает, относятся презрительно. Исследования показывают, что интересы к сфере техники, к художественной самодеятельности, занятиям спортом проявляются у этого контингента в три-четыре раза реже, чем у подростков, не совершающих преступлений. В условиях указанного понимания жизни и отношения к ней усиливаются эгоистические привычки и создаются ситуации, способствующие правонарушениям.

5. Для несовершеннолетних преступников характерны существенные искажения правового и нравственного сознания (толкование долга, совести, дозволенности, исходя из групповой солидарности, с позиций личной выгоды и индивидуалистических интересов; ориентация на получение сиюминутного удовольствия; равнодушие к переживаниям и страданиям других людей или даже стремление самоутвердиться, причиняя их более слабым). Это, в частности, понимание законодательных запретов как формальных и не обязательных «для себя лично»; непонимание социальной роли закона, противопоставление закона целесообразности, групповых норм нормам закона; искаженность понятий правомерного и неправомерного поведения; отрицание справедливости правоприменительной практики, враждебно-недоверчивое отношение к правоохранительным органам; убежденность в возможности избежать наказания за содеянное, неверие в то, что ответственность преступников неотвратима.

6. Для эмоционально-волевой сферы несовершеннолетнего преступника характерно ослабление чувства стыда, развитие несдержанности, грубости и жестокости, лживости и несамокритичности. Значительное ослабление волевых качеств констатируется лишь в 15 -- 25% случаев. Следовательно, в «механизме» преступного поведения чаще играет роль не слабоволие, а отрицательная волевая направленность.

7. Преобладающая часть несовершеннолетних преступников не обнаруживает выраженного нарушения физического здоровья.

Вместе с тем, как показывают данные разных исследований, нервно-психические расстройства встречаются у несовершеннолетних, совершивших преступления, чаще в три-шесть раз, чем у их правопослушных сверстников. Из этих данных также видно, что указанные расстройства -- это не тяжелые и стойкие заболевания, а психопатические черты или остаточные явления после травм. Сами же психопатические черты характера в своем подавляющем большинстве (четыре, пятых) приобретены не в результате отягощенной наследственности, а вследствие неблагоприятных условий жизни и воспитания.

8. Применяя общую типологию личности преступников к рассматриваемому контингенту и несколько видоизменяя ее в соответствии со спецификой последнего, можно говорить о четырех основных типах несовершеннолетних, совершивших преступления в результате:

а) случайного стечения обстоятельств, легкомыслия и неподготовленности к сопротивлению ситуации, вопреки общей положительной направленности личности ;

б) попадания в соответствующую ситуацию в результате неустойчивости общей направленности личности («шатающегося» характера);

в) преобладающей отрицательной направленности личности, не достигшей, однако, уровня устойчивости (несовершеннолетние, уже имеющие развитые отрицательные потребности, привычки и «опыт» мелких правонарушений, состоящие на профилактическом учете и т. п.);

г) относительно устойчивой антиобщественной направленности личности, обусловливающей поведение

(несовершеннолетние, совершившие преступления неоднократно, рецидивисты и т. п.).

Доля названных типов в контингенте несовершеннолетних преступников выражается, по выборочным исследованиям, соответственно как: 25 -- 30%, 25 -- 30%, 30 -- 40%, 10 -- 15%.

Данная типология позволяет выделить не только основные варианты направленности личности несовершеннолетних преступников, но и этапы постепенного перехода от единичных элементов деформации личности к их «цепочке», а следовательно, определить исходные положения для дифференциации и индивидуализации мер профилактики и наказания.

34.Причины и условия преступности несовершеннолетних.

1. Причины и условия преступности и преступлений несовершеннолетних -- это те же социально негативные явления и процессы, детерминирующие преступность и преступления в целом, о которых шла речь в главах 6 и 7. Вместе с тем их действие конкретизировано на уровне детерминирования преступлений данной группы как применительно к характеру криминогенной мотивации, связанной с социально негативными потребностями и интересами, о которых говорилось при характеристике личности несовершеннолетних, совершивших преступления, так и применительно к их формированию.

Мотивация преступности несовершеннолетних по содержанию и объему более ограничена, чем у взрослых преступников, и отмечена в ряде случаев определенными признаками инфантилизма. Такие особенности определяются социально-ролевыми и социально-психологическими свойствами лиц до 18-летнего возраста. Как правило, здесь отсутствует мотивация «служебной корысти», т.е. стремления паразитически извлекать материальные выгоды, злоупотребляя служебным положением. Нет у них и мотивации профессиональной небрежности, порождающей неосторожную автотранспортную преступность. Незамужнее и неженатое семейное положение ограничивает возможность формирования семейно-бытовой агрессивности, столь распространенной в преступлениях взрослых.

Специфична мотивация самоутверждения в группе «лжетоварищества», «псевдоромантизма», «престижно-потребительских» интересов, «запретного плода», враждебности к «чужим» и т. п., более всего связанная с низкой культурой досуга и эмоций.

2. При этом, как уже отмечалось, возрастные особенности личности включаются и начинают действовать в «механизме» преступного поведения не автоматически. Это происходит в случаях, когда наличие этих особенностей не учитывается в воспитании и контроле за поведением несовершеннолетних, что приводит к возникновению безнадзорности, конфликтных ситуаций. Несовершеннолетние часто неправильно понимают, что значит быть взрослым, самостоятельным, смелым, как надо дружить. А .это при определенных условиях способствует формированию мотивов хулиганских действий и других преступлений и возникновению поводов для них. Но влияние искаженных возрастных особенностей и их крайнего выражения -- «детской мотивации» (озорство, легкомыслие) характерно не для всех преступлений несовершеннолетних. По общему правилу, чем тяжелее преступление, тем слабее это влияние ощущается. Мало ощущается оно и при продолжаемой преступной деятельности или рецидиве. В частности, применительно к таким преступлениям, как разбой, тяжкие насильственные преступления, повторные грабежи и квартирные кражи, «детская» мотивация прослеживается, по выборочным данным, лишь в одной десятой части. Преобладает же эгоистически-потребительская мотивация, связанная с желанием завладеть «модными» предметами, поддержать свой престиж в группе, получить в свое распоряжение денежные средства для приобретения спиртных напитков и т. п. Она служит причиной более половины всех регистрируемых преступлений несовершеннолетних, включая кражи и грабежи у школьников, сокурсников, в общежитиях, у пьяных, кражи государственного и колхозного имущества (из палаток, лотков, магазинов, с поля), грабежи и разбои, совершаемые на улицах.

Насильственные преступления и хулиганство учиняются несовершеннолетними чаще всего в драках, происходящих вследствие групповой конфликтности или мотивации, которые возникают в пьяных компаниях. Так, каждое третье изнасилование совершено лицом до 18 лет в обстановке групповых пьянок, в которых участвовали те, кто оказались впоследствии потерпевшими.

3. В непосредственном формировании личности несовершеннолетних, могущих в определенной ситуации вершить преступления, решающую роль играют следующие криминогенные обстоятельства:

а) Отрицательные влияния в семье. Существенные дефекты семейного воспитания проявляются в большинстве случаев искаженного формирования личности и последующего перехода на преступный путь конкретных подростков. По выборочным иным, примерно каждая десятая семья оказалась криминогенно неблагополучной. В 30--40% случаев вступлений, совершенных несовершеннолетними, установлено наличие прямого отрицательного влияния правонарушающего поведения со стороны родителей и других старших членов семьи (злоупотребление алкоголем, грубость и жестокость, тунеядство, образ жизни, не соответствующий легальным доходам, и т. д.). Выборочные исследования показывают, что образовательный уровень родителей несовершеннолетних преступников значительно ниже образовательного уровня взрослого населения страны в целом. Низкая культура в таких семьях во многом обусловливает неправильное поведение самих родителей или неправильное воспитание ими своих детей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.