Рефераты. Понятие, предмет, цели, задачи, функции криминологии

3. 3.     ситуация совершения преступления.

То есть “преступное поведение человека есть процесс, развертывающийся как в пространстве, так и во времени и включающий не только сами действия. Изменяющие внешнюю среду, но и предшествующие им психологические явления и процессы, которые и определяют генезис преступного поведения”1.

Как и всякий поступок, преступление представляет собой акт сознательной, волевой человеческой деятельности. Из психологии известно, что каждый человеческий акт связан с удовлетворением какой - либо испытываемой человеком потребности.

Потребности людей разнообразны: от элементарных, биологических и физиологических, до сложных, материального и духовного характера.

Когда потребность осознана человеком и признана им, она приобретает значение интереса.

Несовпадение индивидуального и общественного интереса, предпочтение первого второму, может создавать конфликт в психике человека. В случае, если общественные интересы охраняются уголовным законом, а личность вопреки этому нарушает этот запрет, то такое поведение рассматривается обществом как преступное.

Таким образом, непосредственной психологической причиной отдельного преступления является стремление лица удовлетворить свою потребность вопреки и в ущерб общественным интересам.

По своему социальному значению и содержанию потребности бывают:

· · жизненно - необходимые, обеспечивающие условия существования человека (еда, тепло, кров, самозащита и др.);

· · нормальные, социально одобряемые (приобретение знаний, самовыражение, деловая активность);

· · деформированные, когда искажаются нормальные потребности (деловая активность с целью хищения чужой собственности);

· · извращенные, антисоциальные потребности, удовлетворение которых объективно противоречит как общественным интересам, так и подлинным интересам личности.

Общественно опасны и наиболее чреваты совершением преступления антисоциальные, извращенные потребности (вспомним маньяков), стремление к удовлетворению которых лежит в основе мотивации самых страшных преступлений.

В большинстве случаев преступное деяние связано не с содержанием потребностей, а с характером, способом их удовлетворения.

Чтобы удовлетворить осознанную как интерес потребность, индивид осмысливает имеющиеся для этого возможности, ставит перед собой конкретную цель, выбирает пути и средства ее достижения.

Особенностью психологического процесса, ведущего человека от ощущения потребности до мотивации того или иного поведенческого акта является то, что индивид делает выбор:

· · удовлетворить свои потребности и интересы или воздержаться;

· · каким путем их удовлетворить и какими средствами.

Подобный выбор зависит от ряда объективных обстоятельств, в частности, как от наличия возможностей, для удовлетворения испытываемой потребности, так и от морально - нравственных качеств индивида, которые играют решающую роль в выборе варианта поведения.

При этом преступность совершаемого деяния определена преимущественно не самим характером испытываемой потребности, а тем, что она удовлетворяется недозволенными способами или средствами.

Так, в основе хищений лежит стремление к удовлетворению потребностей, связанное с материальными благами, которое само по себе не является антисоциальным. Но удовлетворение потребности должно осуществляться законным путем и согласовываться с возможностями общества.

А поскольку в основе механизма индивидуального преступного поведения лежит по известной формуле А.С. Макаренко “дефектность каких - то социальных отношений”… испорченные отношения между личностью и обществом, между требованиями личности и требованиями общества”, то важно увидеть, где, когда, каким образом и почему, в силу каких причин и обстоятельств происходит это рассогласование между требованиями индивида и общества. Известно, что нравственные свойства человека, влекущие на совершение им конкретного поступка, не даны ему от рождения и не возникают внезапно, а складываются на протяжении всей предшествующей жизни индивида, под влиянием условий, в которых эта жизнь протекает. От того, какими окажутся эти условия, с чем и с кем сталкивается индивид на своем жизненном пути, зависит формирование его как личности.

32.Криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних.

высокая латентность, преступность несовершеннолетних как бы «подпирают» правонарушения подростков, не достигших возраста уголовной Ответственности;

преступность несовершеннолетних имеет обширный "фон", который составляют подростки, склонные к правонару-шениям.

Неблагоприятные изменения в структуре преступности не-совершеннолетних:

увеличение доли участия девушек в преступлениях;

появление новых видов преступлений несовершеннолет-ию;

рост распространенности имеющихся видов преступле-ний;

ухудшение мотивации корыстных и насильственных пре-ступлений;

большинство преступлений является групповыми

Негативные последствия преступности несовершеннолетних:

существенно мешает надлежащему формированию личности подростка

наносит общ-ву непроизводительные потери

играет значительную роль в формировании рецидивной преступности

По половому признаку:

-девушки составляют около 8%, хотя в отдельные годы этот показатель возрастает, причем за счет традиционно «мужских» видов преступлений - насильственных деяний и хулиганства.

По возрасту:

-наблюдается омоложение преступности несовершеннолетних около 30-33% лица, старшей подростоковой группы.

По соц. положению (за 1999):

-учащиеся школ - 83317 (38,3%);

-работающие - 23733 (11,4%);

-лица, без постоянного источника доходов - 56188 (27%);

-студентами - 4201 (2%).

Возрастные особенности (недостаточный жизненный опыт, незавершенность формирования ценностных ориентаций, повышенная внушаемость несовершеннолетних, значимость участия в неформальной группе, стремление казаться в глазах окружающих взрослых, демонстрация мнимой независимости).

Влияние семьи, школы, улицы на формирование поведения подростка, а также роль государства в процессе становления молодого поколения России.

Культурно-образовательный уровень несовершеннолетнего подростка. Игнорирование требований общеобразовательных учреждений, равнодушие к общественным проблемам, ограниченное восприятие культурной информации. При этом высокая степень вовлечения в азартные игры, выпивки, хулиганства.

Низкая степень наличия нравственно-правового уровня у таких преступников своеобразная понимание чести, совести, достоинства личности, долга, дозволенности, как правило, исходя из собственных желаний либо групповой солидарности, стремление к получению частого удовольствия за счет других лиц, равнодушие к окружающим и стремление самоутвердиться, причиняя страдания более слабым.

Эмоционально-волевая сфера несовершеннолетних преступников характеризуется легкой возбудимостью, как правило, без значительного на то основания, грубостью, лживостью, эмоциональной неуравновешенностью, агрессивность, оглаблением чувств стыда, несамокритичностью.

Сравнительный анализ личности взрослого преступника, преступника с рецидивным и несовершеннолетнего преступника.

Типология личности несовершеннолетнего преступника.

33.Особености личности несовершеннолетнего преступника.

1. Личностные качества несовершеннолетних преступников имеют свои возрастные особенности, которые хотя и присущи всем подросткам, но далеко не всегда играют решающую роль в мотивации преступного поведения. При определенных условиях они могут лишь усилить восприятие отрицательного влияния или облегчить возникновение криминогенной ситуации. Например, такие определяемые возрастом особенности, как недостаточный жизненный опыт, незавершенность формирования социальных установок, повышенная внушаемость, ориентация на неформальную группу, стремление показать себя слишком взрослым, демонстрации независимости, в большей части характерны для несовершеннолетних.

2. Социально-демографические особенности личностной характеристики несовершеннолетних преступников связаны прежде всего с тем, что «преступная активность» в сфере различных возрастных групп несовершеннолетних значительно различается. Это обусловлено особенностями статуса, уровнем развития, условиями воспитания и контроля.

Подростки младшего возраста (14--15 лет) составляют не более одной пятой среди несовершеннолетних, привлекаемых к уголовной ответственности. Девушки -- менее 5%.

В отличие от прошлых лет факт воспитания в неполной семье уже не занимает ведущего места в характеристике личности несовершеннолетних преступников, хотя и сейчас он встречается в два-три раза чаще, чем в контингенте подростков, не совершающих преступлений. В то же время для несовершеннолетних преступников типично нахождение их в таких семьях, возможности которых в воспитании детей ограничены или которые непосредственно оказывают на них отрицательное влияние. Существенных различий в материальных и жилищных условиях несовершеннолетних, совершающих преступления, по сравнению с теми, кто не преступает закон, не наблюдается.

По выборочным данным, от двух пятых до половины преступлений несовершеннолетних совершаются работающими подростками. На долю учащихся общеобразовательных школ и учащихся ПТУ приходится по 15 -- 20% и на долю подростков, уклоняющихся от учебы и работы, -- 10 --15%.

3. Особенности культурно-образовательной характеристики большинства несовершеннолетних преступников связаны прежде всего с их отставанием по образовательному уровню от сверстников, хотя после перехода к обязательному среднему образованию это различие несколько сглаживается. Вместе с тем значительная часть несовершеннолетних преступников, образовательный уровень которых формально соответствует возрасту, фактически его не достигает, так как оценки успеваемости были заведомо завышены школой или ПТУ. Все еще значительна доля второгодников и лиц, оставивших школу (этот показатель в 20 раз выше, чем в контингенте несовершеннолетних, не совершающих преступлений).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.