Рефераты. Кадровый потенциал в свете социально-экономического развития города и района

          В процессе формирования кадрового потенциала важное место занимают

вопросы прогнозирования вакансий и планирования замещения

государственных должностей.

          Е.В.Охотский и В.М.Анисимов рекомендуют производить расчет

дополнительной потребности в специалистах как с разбивкой по времени, так

и по группам специальностей. /15. С.57-64/.

          Дополнительная  потребность в специалистах (ДП) определяется как

сумма следующих слагаемых: 

дополнительная потребность в специалистах на прирост общей

численности (ДПч) в планируемом году;

дополнительная потребность в специалистах на возмещение

естественного выбытия специалистов (ДПв);

дополнительная потребность в специалистах на частичное обновление

работников (ДПо),  занимающих должности, требующие специальной

подготовки.

Дополнительная потребность (ДП) в работниках определяется по

формуле:

                               ДП = ДПи + ДПв + ДПо .

                                                                        -14-


Осуществляя планирование в целях обеспечения долговременной

продуктивной работы с кадрами, необходимо учитывать следующие факторы:

а)  необходимость замещения персонала по годам (например, на

предстоящие 3,5 или 7 лет) в связи со следующими причинами выбытия

сотрудников:  уход на пенсию, естественная текучесть кадров (увольнение по

собственному желанию),  переход на инвалидность;

б)  потребность в снижении численности работников (сокращение

персонала вследствие рационализации, структурной перестройки учреждений, 

ввиду уменьшения объемов задач и т.п.);

в)  возможность расширения численности персонала в связи с появлением новых задач, дополнительных функций, возлагаемых на учреждение.

Для расчета потребности в персонале используются различные

коэффициенты. Наиболее типичным является коэффициент текучести кадров

(Кт). Он рассчитывается по

                                      Ку

следующей формуле:   Кт = --------  ,

                                                 Кср

 где Ку – общее число увольнений в плановый период;

                                                                                                             Су х 100

Кср – среднее число увольнений в плановый период;  или  Кт = -------------  , 

                                                                                                         Сч

где Су – среднегодовое число уволенных;

      Сч – среднегодовая численность работников.

Дополнительная потребность в работниках определяется как произведение

численности работников на конец предыдущего года и коэффициента прироста

их численности за текущий год  (Кпчр) по формуле:    Дпо =  Чр х Кпчр

          Соответственно коэффициент прироста численности работников (Кпчр) 

вычисляется как отношение прироста численности работников (Пчр)  к общей

численности специалистов

                                                                             Пчр

на конец предыдущего года (Чр)       Кпчр = --------

                                                                              Пр

          Одним из направлений в области работы с персоналом является

планирование карьеры госслужащих.  Основой планирования карьеры

госслужащих является детализированный анализ квалификационно-

должностной структуры федерального органа исполнительной власти.  Этот

анализ основан на конкретном учете государственных должностей, в том

числе тех, которые окажутся вакантными в обозримые сроки, и составлении

списка кандидатов на замещение каждой из них.

          Исходным фактором в планировании карьеры отдельных госслужащих

является пятилетнее и текущее планирование потребности центрального

аппарата федерального органа исполнительной власти в кадрах. 

                                                          -15-


Планирование индивидуальной карьеры осуществляется для конкретного работника, зачисленного в резерв, с учетом требований к конкретной должности, его профессиональных и личных качеств.

          Программы замещения должности для конкретных служащих должны

обязательно включать следующие мероприятия:

          1) примерное определение должностей, которые может занять

госслужащий, последовательность их замещения в структуре центрального

аппарата федерального органа исполнительной власти;

          2) определение потребности в переподготовке и повышении

квалификации госслужащих в составе кадрового резерва с целью подготовки

для замещения определенных должностей;

          3) ежегодную оценку результатов индивидуального труда госслужащих,

а также регулярную оценку их индивидуальных качеств и возможностей;

          4) собеседование с работниками по поводу перспектив их продвижения,

выявления их склонностей, консультирование служащих их начальниками

по вопросам подготовки к замещению будущей должности.

          В своей работе «Кадры управления в корпорации США» А.Н.Исаенков

приводит принципиальные схемы замещения должностей за счет внешних и

внутренних источников.

          Автор также видит схему замещения должностей за счет внешних

источников:

          -в нижнем звене управления и штабных должностей;

          -молодыми специалистами;

          -во всех звеньях управления – руководителями и специалистами,

подбираемыми вне корпорации.

          Основой практической работы по комплектованию штата из внешних

источников является привлечение как можно большего числа кандидатов и

тщательный отбор персонала.

          Каким должен быть эффективный руководитель?

          Ему должны быть присущи следующие качества:  способность влиять 

на людей, эмоциональная уравновешенность,  стрессоустойчивость,

уверенность в себе, способность к творческому подходу, стремление к

достижению цели, предприимчивость, ответственность и  коммуникативные

способности, независимость.

          Однако на основе вышеперечисленных качеств можно создать только

кадровый резерв. Для подбора руководителя необходимо применять такие

критерии: готовность для замещения конкретных должностей, перечень

задач, поставленных перед соответствующими претендентами в процессе

их специальной подготовки. /8. с. 82-83/.

          На данном этапе многие предприятия используют старый советский

способ управления, базирующийся на связях и знакомствах. Большинство

таких предприятий, использующих этот метод управления, обречены на

вымирание.

                                                          -16-


          В статье «Кадровая политика в Республике Башкортостан»  В.И.Федоров

отмечает, что длительное пребывание на должности нередко отрицательно

сказывается на самих работниках, они теряют интерес к повышению своей

квалификации, к возможности  продвижения по служебной лестнице. /30.с.3-5/.

          Рассмотрим основные положения и порядок формирования резерва

госслужащих.

          Этапы формирования резерва:

- определение потребности в резерве;

- определение требований к кандидатам;

- формирование списка возможных кандидатов;

- предварительный отбор в резерв;

- окончательный отбор в резерв;

- теоретическое обучение резерва;

- практическая подготовка;

- подготовка к занятию в должности.

          Основные условия формирования эффективного резерва кадров

госслужащих являются:

- преимущественное назначение на госдолжности госслужбы лиц 

  из резерва кадров;

- своевременное назначение на государственные должности лиц,

  прошедших соответствующую подготовку в составе резерва;

- ежегодное уточнение состава резерва кадров госслужащих, 

  планирование должностных назначений;

- организации обучения резерва кадров;

- внимательное, чуткое отношение к личности кандидатов в резерв,

  соблюдение конфиденциальности на всех этапах формирования резерва,

  и особенно при исследовании деловых и личностных качеств, отборе и

  оценке кандидатов;

- повышение престижа госслужбы, моральное и материальное

  стимулирование повышения профессионализма и служебного роста

  госслужащих, включенных в резерв кадров.

          Таким образом, в современных условиях в государственном аппарате

необходимы кадры с новым экономическим мышлением, глубоким знанием

прогрессивных методов хозяйствования и правовых основ его ведения,

навыками использования современной информационной технологии и работы

в условиях демократизации, самоуправления и рыночных отношений. Эти

работники обязаны прежде всего  экономическими и правовыми

методами обеспечивать реализацию вырабатываемой стратегии социально-

экономического развития страны и соответствующих регионов, обновления

производства на основе новейших достижений науки и техники, быть на деле

проводниками передовой культуры организующие управления.



                                                          -17-


          Работа по совершенствованию структуры управления, формированию

государственной кадровой политики идет в республике под непосредственным

руководством Президента РБ  М.Г.Рахимова.  Это сложный, многогранный

процесс, на который влияют и объективные и субъективные факторы. В нем

принимают активное участие ученые, практики, госслужащие и др.

          В республике в органах исполнительной власти сложилась определенная

система работы с кадрами. Основой её являются Указы Президента  «О

государственной кадровой политике в Республике Башкортостан»  (от 29

августа 1994 года № УП-393) и «О совершенствовании работы с кадрами в

органах государственной власти Республики Башкортостан»  (от 22 апреля

1996 года № УП-244).  /4, 5/.

          Утвержден единый перечень замещаемых должностей. Аналогичные

документы утверждены в администрациях городов и районов. Для реализации

целей государственной кадровой политики в администрациях созданы

кадровые службы, в ведены должности заместителей глав администраций по

кадрам.

          К работе по формированию аппарата администрации, структурных подразделений следует подходить более внимательно и ответственно, подбирать людей строго по деловым и профессиональным качествам, соблюдая при этом установленные законодательством ограничения по образованию, возрасту, занятию предпринимательской деятельность. / 11.с.10/.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.