Рефераты. Кадровый потенциал в свете социально-экономического развития города и района

что во многом предопределяет характер формирующейся в ней рыночной

экономики.

          В экономическом плане российское общество сформировалось как

восточное и сохранило, несмотря на смену политических режимов, следующие

его черты:  огромную роль государства как регулятора экономики; 

неразвитость частной собственности, прежде всего на землю; отсутствие

автономного от государства гражданского общества; неразрывную связь власти

и собственности;  слабость личной инициативы при довольно сильных

коллективистских настроениях.

          Переход к рыночным отношениям осуществляется крайне неравномерно

в различных отраслях российской экономики. В денежно-кредитной сфере

происходит быстрое приближение к уровню стран со зрелой рыночной

экономикой, тогда как в сельском хозяйстве сохранились формы организации

производства, унаследованные от административно-командной системы.

          Неравномерным является также переход к рыночной экономике в

отдельных регионах России  /29, с.27-29/

Успех проводимых в регионах крупномасштабных экономических и

социально-политических преобразований во многом зависит от того, насколько осуществляемый курс реформ воспринимается и реализуется регионами, какую региональную политику проводит Центр. Но сегодня не решены проблемы, которые формируют основной каркас российского федерализма.

Отсутствие отвечающей современным реалиям пост советского периода

развития  модели федеративной структуры российского государства, нового

механизма управления обществом с широкими полномочиями регионов –

большими правами и ответственностью – не позволило осуществить в короткие

сроки радикальную экономическую реформу. Реформа была начата сверху и на

начальном этапе преимущественно ограничивалась макроуровнем.

          Попытки провести экономические реформы по единой для всей страны

классической монетаристкой модели методами «шоковой терапии» без учета

особенностей и интересов национально-территориальных образований,

специфики микроуровня экономики, без создания подлинно федеративного

правового демократического государства не увенчались успехом.

          Республика Башкортостан вступила на путь рыночных реформ в достаточно сложных стартовых  условиях. В этом плане следует указать на следующие особенности:

                                                          -7-


- чрезмерная монополизация экономики.  Ведущие отрасли промышленности полностью находились в ведении союзного Центра. На долю предприятий республиканского подчинения приходилось около 3-4% производимой продукции;

- крайне деформированная отраслевая структура народного хозяйства.

На единицу предметов потребления в стоимостном выражении здесь

производилось и до сих пор производится три единицы средств производства.

Доля продукции группы А составляла в 1990 году - –9,4%. В отраслях,

производящих сырьевую и промежуточную продукции, сосредоточено свыше

65% всех основных фондов, в то время как на легкую и пищевую промышленность в сумме приходится всего 5%;

- резкое отставание отраслей социальной сферы.

          Все это наложило большой отпечаток на ход реформы в республике и 

не могло не сказаться на её результатах.

          Становление рыночных отношений в РБ происходит под влиянием 

двух глобальных факторов:  с одной стороны, Башкортостан входит в состав

Российской Федерации, его экономика органически вплетена в единое

экономическое пространство России. Поэтому ход реформ в республике во

многом зависит от того, как эти процессы проходят в целом по России.  И 

мы не могли в полной мере избежать тех негативных явлений в экономике,

которые происходят в России. Спад производства, инфляция, неплатежи,

снижение жизненного уровня населения коснулись и нас.

          С другой стороны, Республика Башкортостан стремится развиваться

самостоятельно, преодолеть своё отставание, осуществлять в соответствии  с

провозглашенным суверенитетом такую социально-экономическую политику,

которая бы отвечала её прогрессу, интересам её народа.

          Для реализации такой политики в республике имеются необходимые

предпосылки:

- наличие республиканской собственности на природно-сырьевные

ресурсы, производственный и научно-технический потенциал;

- наличие высокоразвитых базовых отраслей промышленности - топливно- энергетической, химической, нефтеперерабатывающей, металлургической, составляющей основу её экономической самостоятельности;

- наличие развитого аграрного сектора, позволяющего обеспечить перерабатывающую промышленность сырьём, население – продуктами

питания.

          Экономическая реформа в Республике Башкортостан с самого начала

осуществлялась при активном воздействии государства  /18, с. 15-17/.

          Разработана «Стратегия социально-экономического развития РБ на

среднесрочную (до 2000 года) и долгосрочную (до 2005 года)  перспективу».

          Основные принципы и приоритеты новой стратегии социально-

экономических преобразований следующие:


                                                          -8-


1)     Отказаться от ошибочных элементов первоначально принятого курса

реформы, односторонне ориентирующего на саморегулирующий механизм

рынка и в конечном счете к развалу многих отраслей народного хозяйства. 

Восстановить государственное   регулирование экономики в его естественных

и общепринятых в мировой практике границах и функциях в условиях

перехода к рыночной системе;

2)     провести государственную экспертизу итогов и результатов первого

(ваучерного) этапа приватизации, особенно в базовых отраслях

промышленности республики, разработать долгосрочную программу

приватизации государственной собственности;

3)     обеспечить организационно-правовые и экономические меры

повышения инвестиционной активности, как определяющего инструмента

выхода из экономического кризиса и рычага экономического роста,

совершенствования структуры производства;

4)     обеспечить переход от всеобъемлющего бюджетного финансирования

сельского хозяйства к льготной налоговой, кредитной, ценовой политике и

разумной бюджетной  поддержке хозяйств;

5)     новый этап преобразований должен отличаться совершенно новым

подходом к оценке результатов реформ, где наряду с количественными

параметрами должны выступать  качественные показатели экономики:   производительность труда,  себестоимость продукции, прибыль,  рентабельность.

          Каково же состояние социально-экономического развития РБ по

материалам Госкомстата РБ в 1998 году?  Итоги социально-экономического

развития республики в 1998 году свидетельствуют о том, что в сфере

материального производства не удалось сохранить позиций, достигнутых 

в 1997 году.  Произошло снижение выпуска промышленной продукции,

инвестиционной активности.

По объему промышленного производства Республика Башкортостан

устойчиво входит в первую десятку среди регионов РФ и занимает третье

место в Уральском экономическом районе. Индекс физического объема

производства составил 96,5%.  Республиканский индекс превысил показатели

большинства областей Уральского района, а также по РФ в целом.

          Однако возникший в августе финансовый кризис обострил обстановку 

в социальной сфере. Резко увеличились показатели реально располагаемых

денежных доходов, реальной  заработной платы.  Размер реальной

начисленной средней оплаты труда, рассчитанный с учетом индекса

потребительских цен, составил 92,7%.

          Вследствие засухи на преобладающей части территории республики

объемы сельскохозяйственной продукции в 1998 году оказались значительно

ниже уровня 1997 года.

Произведено сельхозпродукции на 11,4 млрд. рублей (73,4% в

сопоставимой оценке к 1997 году)  /23, с.2-3/

                                                          -9-

 

          Политика государственного регулирования рыночных преобразований

обеспечила некоторое смягчение кризисных процессов в Республике

Башкортостан. Снижение общеэкономических показателей развития

республики было несколько более медленным, чем по Российской Федерации.

          Главная специфика реформы сегодня – это то, что она с общероссийского

уровня, когда общие её контуры очерчены, переходит на уровень регионов и

более полно реализуется с учетом их специфики, особенностей и

возможностей  /18. С. 18-20/.

          Главный итог реформ за последние годы состоит в создании основ рыночной экономики. Проводимая политика государственного регулирования рыночных преобразований  обеспечила смягчение у нас кризисных явлений по сравнению с другими регионами Российской Федерации.

Уровень падения промышленного производства в республике был несколько меньше, чем в других областях Урала и в целом по России.

          Сдержанная политика реформирования аграрного сектора, финансовая поддержка товаропроизводителей позволили избежать краха сельскохозяйственного производства, смягчить развивающиеся здесь негативные процессы.

          Следует назвать и некоторые другие положительные тенденции:

-         создание и укрепление законодательной основы экономической

самостоятельности Башкортостана;

-         расширение возможной для стабилизации производства и финансового оздоровления экономики;

-         последовательное развитие внешнеэкономических связей и внешнеэкономической деятельности.

Однако в экономике ещё имеются острые и болезненные для нас

нерешенные проблемы.

          Во-первых,  нам ещё не удалось сформировать полноценный механизм рынка. В результате созидательная энергия реформ остается  нереализованной. Не создан рынок недвижимости, в зачаточном состоянии находится рынок труда и рынок ценных бумаг.

          Во-вторых, усилилась сырьевая направленность промышленного производства республики, доля материалов и энергоносителей в экспорте продукции возросла до 60%. В результате мы остаемся сырьевым регионом России.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.