Рефераты. Актуальные проблемы теории государства и права (шпаргалки по билетам)

диспозиции, и лишь в отдельных случаях - санкции.

Санкции многих норм государственного, административного, земельного, процессуального и некоторых других отраслей права следует искать в нормах административного или уголовного права.

Проблема структуры норм права является дискуссионной. Некоторые считают, что только логическая норма права имеет три элемента, а норма-предписание - два: или гипотезу и диспозицию, или гипотезу и санкцию. Другие кроме гипотезы, диспозиции и санкции выделяют и четвертый элемент - указание на субъективный состав, имея в виду содержащиеся в норме «положения о том, на кого распространяется предписание нормы». Третьи предлагают добавить еще такой элемент, как указание на ее социальную цель.

37. Объективные и субъективные предпосылки формирования правовых институтов в современных условиях

Институт права - это небольшая, устойчивая, обособленная группа правовых норм, регулирующих определенную разновидность или сторону общественных отношений с помощью специфических приемов и способов. Институт права - это часть отрасли права. Правовой институт - это конкретное нормативное установление государства, закона.

О&ьективншт предпосылками формирования правовых институтов являются реально складывающиеся общественные отношения, которые нуждаются в правовом регулировании, а субъективными факторами - осмысление необходимости регулирования общественных отношений, выбор метода правового регулирования общественных отношений, анализ практики применения правовых норм, которая приводит к объединению правовых норм, институтов и разрастанию их в подотрасли и отрасли права.

Материальной предпосылкой для формирования правового института является наличие такой разновидности общественных отношений или такого ряда разновидностей, которые бы объективно требовали обоснованного регулирования комплексом нормативных предписаний.

Активная роль в формировании институтов права принадлежит компетентным органам государства, которые в результате правотворческой (кодификационной) работы на основании имеющегося нормативного материала, а также данных практики и рекомендаций юридической науки формируют нормативные предписания - правовой институт. Решающая активная роль в формировании институтов права принадлежит компетентным органам государства, которые в результате правотворческой (кодификационной) работы на основания имеющегося нормативного материала, а также данных практики и рекомендации юридической науки формируют нормативные предписания с таким расчетом, чтобы они образовалн стойкую общность - правовой институт.

Правовой институт может быть сформирован в результате правотворческой деятельности органов государства н под влиянием юридической (судебной) практики.

38. Структура правовых институтов

Институт права - это небольшая, устойчивая, обособленная группа правовых норм, регулирующих определенную разновидность или сторону общественных отношений с помощью специфических приемов и способов. Институт пра-ва - это часть отрасли права. Правовой институт - это конкретное нормативное установление государства, закона. Обычно институты права состоят из нормативных предписаний одной определе.ннрй отрасли - государственного права, и тл.

Но громе отраслевых, существуют и межотраслевые институты, которые состоят из норм двух и более отраслей права. Например, институт опеки и попечительства. На стыке гражданского и семейного права сформирован институт раздела имущества между супругами при признании брака недействительным.

Выделяют простые и сложные институты. Простой институт не содержит в себе никаких других подразделений, является небольшим. Сложный (или комплексный) институт в своем составе имеет более мелкие самостоятельные образования, называемые «субкнетитутаын». Например, институт поставки в гражданском праве включает в себя институт штрафа, неустойки, имущественной ответственности.

Институты также классифицируют на: регулятивные, охранительные и учредительные (закрепительные). Регулятивные направлены на регулирование определенных общественных отношений; охранительные - ка их охрану, защиту (характерны для уголовного права); учредительные - закрепляют, учреждают, определяют положение (статус) тех или иных органов, организаций, должностных лиц и граждан. Они характерны для государственного н административного права.

39. Соотношение правовой системы н системы права

Система права формируется объективно. Это внутренняя форма права, его строение по отраслям и ннсгитутам, а праг вовая система - внешняя форма права, система нормативно-правовых актов, в которых выражены отрасли и институты права. Внутренняя и внешняя формы неразрывно связаны и не существуют друг без друга. Система права уже понятия правовой системы, т е является частью последней. Отличительные особенности системы права от правовой системы

1.    Система права - это совокупность правовых норм, а правовая система - это совокупность форм права, выражающих правовые нормы.

2.   Система права - это внутреннее строение права, а правовая система - это внешняя, видимая форма права.

3- Система права носит объективный характер и отражает состояние общественных отношений, а правовая система строится по иному принципу в ее формировании значительное место занимает субъективный фактор, обусловленный потребностью юридической практики.

4. Система права - это совокупность правовых норм права, разделенных по предметному признаку (отраслям права), а правовая система - это совокупность   нормативно-правовых актов,   построенная как с учетом отраслевого принци-па, так и без его учета.

40. Субъекты законности

Су&ьектами э-ти м.б. и гос-во и roc-ые органы и отдельные граждане. В узком смысле - исключ-но гр-не(не работники ПО). Соотношение субъектов права и с-ов з-ти: суб-кт права-это лицо кот может являться носителем прав и обязанностей, участником правоотношений; суб-кт зак-ти является носителем прав и обязанностей, участником правоотношения. Субъект права в рабовл. общ-ве м б свободные. В феодальном общ-ве - субъекты права принадлежали феодальному слою. В капит-ом окнц-ве - субъекты формально равны. Если в узком понимании зак-ти не каждый субъект права является субъектом зак-ти. Нет равенства м/у обычным граж-ом и работником гос. органов. С т.з. узкого понимания з-ти: гр-ин нарушает не зак -ть, а правопорядок. 3-ть- строгое неукоснительное собл-ие норм зак-ва (правового). Многие авторы определяют законность как политико-правовой режим, состоящий в господстве права и закона в общественной жизни. Законность - это «политико-правовой режим деятельности гражданского общества и государства, в котором органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица единообразно понимают и применяют действующие в обществе законы и иные нормативно-правовые акты, а также неукоснительно исполняют и соблюдают их наряду с гражданами и их объединениями».

Определения законности классифицируют на нормативистские и юридические. С точки зрения нормативистского подхода законность - это строгое, полное и неукоснительное исполнение законов и подзаконных НПА всеми субъектами права государственными органами, общественными организациями, должностными лицами и гражданами. С точки зрения юридического подхода (сторонников теории правового государства) законность - это «идея, требование и система реального выражения права в законах государства, в самом законотворчестве, в подзаконном нормотворчестве».

Другая точка зрения понятия законности в узком и широком смыслах состоит в следующем в широком аспекте - это требование соблюдать законы всеми субъектами права, а в узком аспекте - соблюдение законов должностными лицами госорганов, госаппарата. Поэтому нарушение законов, совершенное гражданами и другими лицами, - это не нарушение законности, а нарушение правопорядка в обществе. Граждане лишь могут участвовать в выявлении нарушений должностными лицами законов (законности), способствовать их неукоснительному исполнению.


41. Проблемы правовой социализации личности

Правовое соииалтаиия — это целенаправленная деятельность по передаче правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому. Правовая социализация имеет целью развитие правового сознания человека и правовой культуры общества в целом.

При правовой социализации человека в широком смысле он «воспитывается» окружающей обстановкой в целом, всей юридической практикой и поведением людей, должностных лиц—представителей государственного аппарата в правовой сфере. При этом у людей, должностных лиц, государственных органов, осуществляющих правовую деятельность (правомерную или неправомерную), нет прямой цели оказать на других правовоспитательное воздействие. Однако такое воздействие на окружающих все-таки оказывается. Что касается правовой социализации в узком смысле, то оно отличается своей целенаправленностью на повышение правовой культуры, человека, группы людей и общества в целом.

42. Гарантии законности и проблема их обеспечения

Гарантии законности - это система мер, условий и средств, посредством которых обеспечивается законность Общие - это экономические, политические, духовные и общественные гарантии Специальные - это юридические гарантии. Экономические гарантии являются основой для всех других гарантий. Кризис в экономике ведет к ослаблению законности. Экономическая свобода не всегда способствует укреплению законности. Уровень законопослушания снижается в результате невыполнения государством своих социальных обязательств перед гражданами (нет поддержки незащищенных слоев населения, массовые невыплаты зарплат, развал системы бесплатной медицинской помощи, образования и т.д.). Политические гарантии - это функционирование политической системы общества. Демократия, разделение властей, политический плюрализм, свобода печати являются политическими предпосылками законности. Но, самое главное, чтобы политические права и свободы не были декларативны, а реализовывались. Духовные гарантии законности - это мировоззрение, правосознание высокий уровень общей и правовой культуры населения, мораль, глубокое уважение к требованиям права, развитие юридической науки. СМИ ныне дискредитируют нормы нравственности, пропагандируют формы аморального, антиобщественного и преступного поведения. Общественные гарантии - это меры, применяемые общественностью в целях борьбы с нарушениями законности, для ее поддержания и укрепления. Общие гарантии законности составляют материальную базу, основу ее реализации. Но сами по себе они не действуют. В большинстве случаев влияние этих факторов происходит через специальные средства, к которым относят юридические гарантии.

Юридические гарантии законности - это закрепленные в действующем законодательстве способы и средства, непосредственно направленные на обеспечение законности. Среди них можно выделить: 1) Дальнейшее развитие, совершенствование и повышение эффективности законодательства как нормативной основы законности; 2) Внутриведомственный и межведомственный контроль за законностью; 3) Осуществление и совершенствование деятельности специальных государственных органов непосредственно стоящих на страже законности (судебных, прокурорского надзора, МВД ФСБ, таможенной службы (направленной на защиту экономического суверенитета и экономической безопасности РФ)), органов юстиции (обеспечивают необходимые условия при регистрации общественных и религиозных организаций); 4) Иные специальные гарантии: а) жалобы и заявления граждан, их своевременное и правильное рассмотрение, б) адвокатура занимает промежуточное положение между общественными и специально-юридическимигарантиями законности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.