Рефераты. Актуальные проблемы теории государства и права (шпаргалки по билетам)

Материнский род сменился отцовским (патриархат), и родство стало определяться по мужской линии. Это было связано с повышением роли мужчины в общественном производстве. Власть характеризуется как первобытная демократия (народовластие) управление. Высшим органом власти было общее собрание всех взрослых членов рода -мужчин и женщин Оно избирало совет старейшин, вождя. Власть основывалась на авторитете и возможности жесткого принуждения и носила личностный характер, распространялась на личности и не имела территориального характера Согласно марксизму, государство и право не навязаны обществу извне, а являются результатом развития самого общества. Государство выросло из власти и органов родового общества, а право - из обычаев. Это происходило в процессе совершенствования орудий труда, что привело к разделению труда, возникновению частной собственности, классов, а затем государства.

Первым крупным общественным разделением труда было отделение скотоводства от земледелия. Вторым разделением труда было отделение ремесла от земледелия. Третье разделение общественного труда было связано с обменом, появлением металлических денег, купечества. Иначе это разделение можно назвать отделением от производства торговли. Место родовой организации власти занимает государство.

Происходят изменения и в воспроизводстве людей: беспорядочные половые связи упорядочиваются; исключается инцест (половые связи между родственниками); Укреплению семьи способствовали развитие производства, возможность трудиться отдельной семьей.

Обособленная собственность отдельных семей постепенно превращается в частную собственность. Согласно учению Ф. Энгельса, между государством и негосударственной формой организации общества имеется переходный период военной демократии. Она существует на стадии разложения родового строя, когда появляются союзы племен. Традиционные подношения вождю приняли характер постоянных податей, налогов.

Учения российских юристов.

«Повесть временных лет». Исходя из текста можно утверждать, что до призвания варягов-русов северными княжествами на территории Древней Руси существовали государственные образования Куявия, Артания и др. Все славянские племена жили отдельно друг от друга и управлялись своими родами самостоятельно. Во главе каждого племени стоял князь. Власть передавалась по наследству от старшего брата к младшему. Первых киевских князей он называл мудрыми. Князь Кий совершал поход в Царьград и был на приеме у греческого царя, который «великие почести воздал ему». Славяне «жили между собою в мире», имели «свои обычаи, и законы своих отцов, и предания, и каждый -свой нрав». Куявия, Артания и др. имели не только своих князей, но и такие институты, как Советы родов. Варяги принесли на Русь дружинное и личностное начало. «Первая идея государства на нашей почве им принадлежит». Киевский князь Ярослав впоследствии «основал государственный быт Руси и утвердил ее политическое единство на родовом начале». Вся Россия стала принадлежать одному княжескому роду. Эта теория получила название «теории родового быта». Ее критиками выступили славянофилы, которые разработали теорию общинного быта. Третьей известной теорией возникновения государства была задружно-общинная (основоположник - профессор В. Леонтович). Суть ее заключается в том, что государства у славян возникли из задруги, которая представляла собой объединение индивидов на кровнородственной и профессиональной основе для совместного ведения сельскохозяйственных, строительных и других работ. Задруга выбирала себе руководителя из числа наиболее авторитетных людей, которые при разрастании объединения создавали аппарат управления - первый институт государственности. Кризисная теория А. Б. Венгерова. По мнению А.Б. Венгерова, ~ 12 тыс. лет назад на земном шаре возникли кризисные климатические явления, угрожавшие существованию человека как биологической особи, что привело к переходу человека от присваивающей экономики к производящей к пастбищам, а затем кочевому скотоводству, к подсечно-огневому, а затем и поливному земледелию. Социально-экономическая и экологическая сущность неолитической революции привела к производящей экономике, которая и стала основным способом существования и воспроизводства человечества. Переход к производящей экономике обеспечил рост народонаселения. «Неолитическая революция», производящая экономика привели первобытное общество к расслоению, появлению классов, зарождению государства. Первые государства - это города-государства (полисы).

В теории государства и права нет единства мнений по вопросу о природе государства и права. В отечественной юридической науке в объяснении происхождения этих сложных социальных явлений доминирует историко-материалистическая концепция.

10. Современные антропологические концепции о возникновении государства и права

Антропологические трактовки происхождения гос-ва и права спорный вопрос т. к. юр-ая антропология выходит за рамки ТГиП, т. к. изучает догосударственное общество. Существует множество т. зрения. Нет общезначимой концепции, в силу не совпадения экон-ой, соц-ой и иных т. зр-ия исследователей. В России вопрос: как и почему возникло гос. и право 2-е группы концепций: 1) гос. и право-искусственное явление, не вытекающее из природы развития общества. 2) гос. и право - естественные исторические продукты развития общества- Все концепции м. классифицировать:-конфликтные (марксисткая, насильственное завоевание) - консенсуальные (естественного права, договорная Гоббс, Руссо, Локк).

В полит. Антропологии есть подходы к возн-ию гос-ва: I ^линейный- возникновение вождеетва в рез-те полит-ой централизации нескольких общин. Власть вождя приобретает насильс-ый характер. В полисах нет регулирования бюрократами. Власть пока выборная, но времен, полит, структура управ-ьгх народом. 2) Билинейный - противопоставление Запада и Востока. Учение Маркса и Энгельса (о азиатском способе воспроизводства)^ Азиат система изначально доминирует над индивидом. Запад-прогрессивно, где в каждой более высшей форме осуществляется последовательная эмансипация субъектов (от меньшей свободы к большей) 3) многолинейный - множество эволюционных траекторий. lyp-появление бэндов (до земледелия появление семей) 2ур-появление землед-их и скотовод-их племен, кот еще не имеют ярко выраженных вождей. Зур- появление вождеетва. 4ур-возникновение гос-ва. 4) нелинейный - рост сложностей внутриобшинной и надобщинной структур происходит одновременно. Надобщинная структура приобретает жесткий характер. Происходит образование таких союзов, как конфедерации. Юрид антропология о праве Это наука о чел-ке как соц. явление в его правовом измерении. Главный источник права- обычай. Первые обычаи существовали устно след-но это устное право: способ общения способствовал образованию определенной модели общ-ых отношений.

Вывод: все существующие концепции можно рассматривать как научные гипотезы, а не как истина в последней инстанции. Трудности концепций: 1) объективные - сложность и многосторонность процесса возникновения гос. и права, трудности его адекватного восприятия и отражения. 2) субъективные - невозможность однозначного объяснения процесса возникновения гос. и права со стороны исследования т. к. они имеют не совподающие эконом-ие полит-ие идеолог-ие и религ-ые взгляды и интересы.

11. Проблемы современной типологии государства и права

Мет общезначимой концепции, в силу не совпадения экон-ой, соц-ой и иных т зр-ия исследователей. В России вопрос как и почему возникло гос. и право 2-е группы концепций: I) i-ос и право-искусственное явление не вытекающее из природы развития общества. 2) гос и право- естественные исторические продукты развития общества. Все концепции м. классифицировать:- конфликтные (марксисткая, насильственное завоевание)    консенсуальные (естественного права, договорная Гоббс, Руссо, Локк) Вывод: все существующие концепции можно рассматривать как научные гипотезы, а не как истина в последней инстанции. Трудности концепций: I) объективные - сложность и многосторонность процесса возникновения гос. и права, трудности его адекватного восприятия и отражения. 2) субъективные - невозможность однозначного объяснения процесса возникновения гос. и права со стороны исследования т. к. они имеют не совподающие эконом-ие, полит-ие, идеолог-ие и религ-ые взгляды и интересы.

12. Проблемы определения понятия государства

Гумплович: столько определений гос-в сколько философов и государство ве до в. Платон один из первых пытался дать определение понятию гос-во.( там где справедливые з-ны и т д) Аристотель: гос-во- наивысшая форма полит-го общения людей. Н. Макиавелли ввел термин гос-во до него оно не употреблялось были термины: царство, полис, княжество, земдя и т д. Гос - такая соц организация, где сущ-ет администрация и з-ны, а цель всеобщее благо. Гос-во союз лиц подчиненные з-ам. 19век - рассвет нем-ой класс-ой юр науки. Именно в этот период формировалось понятие гос-ва кот были в дальнейшем заимствованы. Г-во определяется ч/з 3 признака: народ, власть, территория. Союз лии проживающих на единой территории и подчинены верх единой власти. В Германии возн-ло учение о гос как аппарате насилия, имущественный класс был над ним. В 20 веке м б подводить итоги по воросу определения понятия гос-ва. М выделить 4 подхода к определению понятия гос-ва: 1) Классический: Г-есть союз лиц прож-их на опред-ой территории, подчиненные единой верх-ой власти. 2) Юридический: Г-правовая форма организ-ии и функц-ия публ-ой полит власти. Этот подход свойственен сторонникам теории прав-го гос-ва. 3) Социолог-ий: Г-разделенная на классы полит организация общества. 4) Либертарно-юр :Г-это полит организация защищ-ая правовую свободу. В науке доминирует 3-й подход. Оказал влияние Макс Вебер: Г- чел общ-во кот веутри опред области претендует на монополию легитим физ-го насилия. С эконом-ой т зр Г- опред-ая соц производ-ая система. Любое определение гос-ва не может адекватно отразить это сложное соц явление. Определение отражает ту обстановку в кот. жил автор определения. Иванников: Г-это истор-ки сложивш-ся организация полит-оп власти классов-го общества, официально представляющая весь народ, проживающий в рамках строго опред-ой территории. Илыт:Г-публично-правовая территориальная корпорация.

13. Классификация признаков государства. Основные первичные признаки государства

IJJapod, Основу государства образует его народ. Народ можно определить как совокупность людей, приживающих в пределах ограниченной территории конкретного государства. Народ - это все население страны.

2.  Государственная власть - это разновидность социальной   власти,   представляюшая   руководство делами всего общества с помощью государственного аппарата и его материальных придатков.

Механизм государства (государственные органы, государственные учреждения, государственные служащие) - это главный компонент государственной власти. Государство стало возвышаться над обществом. Осуществляя управление обществом, оно стало координировать взаимоотношения между различными его частями.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.