Рефераты. Актуальные проблемы теории государства и права (шпаргалки по билетам)

Зависимость между философскими основами мировоззрения и государственно-правовыми теориями просматривается на протяжении всей их истории. Именно философское мировоззрение того или иного мыслителя может быть использовано и для про фесе и в но го, и для реакционного влияния на формирование в обшебтве взглядов на государство и право.

Философское мировоззрение помогает более глубокому усвоению теории государства и права как учебной дисциплины. Диалектическое миропонимание открывает путь к осознанию внутренней противоречивости государства и права, их многостороннего воздействия на общественные процессы.

6. Место и роль теории государства и права в системе юридических наук

Систему юридических дисциплин можно подразделить наследующие группы:

]} историко-теоретические науки (теория государства и права, история государства и права, история политических и правовых учений);

2) отраслевые науки (конституционное право, гражданское право, трудовое право, административное право, уголовное право, экологическое право, уголовно-процессуальное право, гражданское процессуальное право и др.);

3)  прикладные науки (криминалистика, судебная статистика, судебная медицина и пр.); особое место занимает наука международного права.

Историко-правовые науки вплотную примыкают к теории государства и права, представляют ее своеобразное ответвление. Они тоже изучают государство и право в целом, историческое развитие политической и правовой мысли, но концентрируют внимание на фактической стороне, на исторической конкретности государства и права. Достоянием предмета историко-правовых наук является лишь то, что осталось в прошлом. Поэтому теория государства и права использует выводы и достижения исторических наук, исторический материал как опорные, базовые. Самая большая группа— отраслевые юридические науки, в которых происходят наиболее существенные изменения.

Предметная, содержательная и понятийная взаимосвязь теории государства и права с отраслевыми науками не вызывает сомнений. По отношению к ним теория государства и права выступает как обобщающая, синтезирующая наука. Во-первых, она изучает государство и право в целом, выясняет общие закономерности их возникновения, развития и функционирования. Предмет же любой отраслевой науки задан границами определенных общественных отношений, рамками соответствующей отрасли права. Во-вторых, теория государства и права исследует общие для всех отраслевых наук вопросы (учение о правоотношениях, правонарушениях, юридической ответственности, правопонимании и др.). В-третьих, она играет методологическую роль в юриспруденции. Без ее выводов, научных категорий отраслевые науки обойтись не могут.

Значительно меньше теория государства и права взаимосвязана с прикладными науками. Это обусловлено тем, что последние не в полной мере относятся к юридическим наукам, поскольку включают в свое содержание данные естественных, технических и других наук. Например, судебная медицина — использование медицинской науки в судебной деятельности, а криминалистика опирается на достижения технических наук.

7. Общие закономерности возникновения государства и права

Проблема возникновения государства и права остается дискуссионной. Во-первых, в основе этой сложнейшей проблемы лежат различные идейные, философские воззрения и течения. Например, есть мнение, согласно которому государство и право существовали вечно. Для его сторонников проблемы возникновения государства и права вообще нет/Во-вторых, исторические науки дают все новые знания о причинах происхождения государства и права.

Современная материалистическая наука связывает процесс возникновения государства и права (особенно в европейских странах) с развитием производства, с переходом от присваивающей к производящей экономике. Переход к производящей экономике послужил толчком к трем крупным разделениям общественного труда — отделению скотоводства от земледелия, отделению ремесла и обособлению слоя людей, занятых в сфере обмена — торговли (купцов).

В изменившихся условиях возросла роль мужского труда, который стал явно приоритетным по сравнению с женским домашним. В связи с этим матриархальный род уступил место патриархальному, где родство уже ведется по отцовской, а не по материнской линии. Родовая община постепенно начинает дробиться на патриархальные семьи (земледельцев, скотоводов, ремесленников), интересы которых уже не полностью совпадают с интересами рода. С возникновением семьи началось разложение родовой общины. Затем наступил процесс при разделении труда специализации, повышения его производительности, товарообмена и присвоения результатов чужого труда, возникновения частной собственности, социального расслоения первобытного общества, образования классов, зарождения государства и права.

Причины зарождения государства и права коренятся не только в материальном производстве, но и в воспроизводстве самого человека. Запрещение инцеста (кровосмешения) не только способствовало выживанию и укреплению рода человеческого, но и оказало многоплановое воздействие на развитие общества, структуру его внутренних и внешних отношений, культуру. Родовые органы, поддерживающие запрещение инцеста и насильственное его пресечение внутри рода, развивали связи с другими родами в целях взаимообмена женщинами

Родовая организация общества трансформировалась в государство эволюционно, сохраняя историческую преемственность, проходя переходные стадии. Одной из таких переходных, предгосударственных форм была, «военная демократия», где органы родового общественного самоуправления еще сохраняются, но постепенно набирают силу новые пред государстве иные структуры в лице военачальника и его дружины.

8. Теологическая теория возникновения государства и права

Согласно теологической теории государство и право созданы не обществом, а, как и весь мир, есть творения Бога. В Суре 2 Корана под названием «Корова», сказано «и вот, сказал Господь твой ангелам: «Я установлю на земле наместника», наиболее глубоко эта теория была разработана в средние века Августином (VI в.), Фомой Аквинским (12-13 др. Государство, считал Ф. Аквинский, берег свое начало от Бога. Сущность государства заключается в том.

чтобы вести народ к определенной цели, которую определяет Бог. Всякая власть от bora Плохая власть дается Богом, когда он наказывает народ.

В силу того, что древние государства были теократическими, эта теория имела много примеров ее подтверждения на практике. Библия начинается книгой Моисея «Бытие», где в самом начале сказано. «В начале сотворил Бог небо и землю». В главе XI сказано, что сначала на всей земле были один язык и одно наречие. Двинувшись с Востока, люди нашли в земле Сеннар равнину и поселились там. Они наделали кирпичей и сказали «Построим себе город и башню, высотою до небес; и сделаем себе имя прежде, нежели рассеемся по лицу всей земли». В стихе 5 читаем. «И сошел Господь посмотреть город и башню, которую строили сыны человеческие. И сказал Господь: вот, один народ, и один у них язык, и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать. Сойдем же, и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле. Посему дано ему имя. Вавилон; ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле». После Всемирного потопа дети и внуки Ноя населили острова, земли. Их народы имели свои языки. Первыми возникли города-государства. Выходит, что государство так же старо, как и люди. Согласно Библии, основные законы были даны человечеству Богом через пророка Моисея. Глава государства, повелевая людьми, должен реализовывать волю Божью на земле, а поэтому люди должны ему беспрекословно подчиняться. Именно так эта идея изложена в христианстве, иудаизме и исламе. Наследование власти также исходит по воле Бога, чтобы было непреходящим благое царство. Главная функция государственной власти — поощрять доброе и наказывать злое. Если же власть бралась не за свое дело -за идеологию, то тогда начинал действовать Бог. Без государственной власти нет порядка. Царь должен наказывать творящих зло врагов Божьих, распространять учение Божье в своем царстве и создавать условия для доброй жизни людей. Центральной категорией в теологических кониепциях является теодицея — учение о принципах божественной справедливости и порядке их осуществления в мире. Эта теория основана на вере. Опровергнуть ее с научных позиций никому пока не удалось, ибо пока никто не доказал небытие Бога. По логике данной теории, Бог должен был создать мир совершенным и справедливым. Вопросов здесь больше, чем ответов. Первый: если Бог создал мир, то кто создал Бога? Второй: если Бог создал мир совершенным, то почему в христианстве существуют проблемы - представления о конце света, человеческой истории и человека? В «Апокалипсисе», в книге откровений апостола Иоанна, можно прочесть и о Страшном Суде, и о всеобщем воздаянии за грехи, которыми должны завершиться борьба добра и зла. Бог не только далек от людей, но и не понятен им. самой Библии нет четкого описания создания Богом государства. При этом все верующие пытаются доказать, что это не цель Библии. Ее цель - спасение человека,

9. Взгляды на происхождение государства и права российских и западноевропейских мыслителей

Историческая школа права. Немецкие ученые Гуго, Савиньи, Пухта - утверждали, что право не создается законодателем, а появляется в процессе развития народного духа, так же, как и язык. Право и государство — это продукты исторического развития того или иного народа, «народного духа», жизни, а поэтому у каждого народа они различны. Савиньи утверждал, что государство — это органическое проявление народа, а право - выражение его духовной общности. По их мнению, право возникло спонтанно и медленно и его первыми формами были народные обычаи. В теории насилия право — это продукт насилия, результат военно-политических процессов Насилие необходимо для удержания в повиновении покоренных народов С этой целью создается государство и его инструмент - право. Факт насилия, господства одной группы над другой порождает привычку, которая затем переходит в обычай и право. Выгодный для себя порядок властвующие провозглашают в форме права, закрепляют его с помощью общеобязательных норм, устанавливаемых государством. Здесь доминируют военно-политические факторы над социально-экономическими.

Ф. Энгельс о возникновении государства и права. Главные причины возникновения государства и права лежат в области экономики и в социальной сфере жизни людей. Государственная организация приходит на смену родопле-менной организации, право - на смену обычаям.

Ранний период человечества характеризуется неразвитостью производства, полной зависимостью человека от природы. Это был период присваивающей экономики (период собирательств готовых продуктов природы) Полная зависимость от природы вынуждала людей жить и добывать пишу сообща. Коллективному труду и образу жизни соответствовала коллективная форма собственности Совершенствование способа добычи средств к существованию, повлияло на появление более устойчивых объединений людей - общин и родов, складывается новая общественно-экономическая формация - первобытно-общинный строй.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.