Рефераты. Актуальные проблемы теории государства и права (шпаргалки по билетам)

Сегодня в отношениях между демократической элитой, представленной людьми, называемыми в России реформаторами, и властью, олицетворяемой президентом произошел поворот. Раньше взаимоотношения двух этих сил сводилась в основном к тому, что президент использовал реформаторов для укрепления своего политического положения, то теперь все делается с точностью до "наоборот". Что представляют из себя обозначенные выше силы? Одна из них есть власть. Ее субъективным воплощением сегодня является президент. Другая - это движение. Оно многолико и состоит в основном из людей, (само) называемых "реформаторами" или "демократами". Массовым сознанием отношения между президентом и "реформаторством" воспринимаются как отношение между властью и обществом. В действительности это далеко не так. Президент есть воплощение преемственности власти и в глазах значимой части населения - носитель ее легитимности. "Демократическое движение" (в его политическом, разумеется, выражении) вообще не имеет никакого отношения к обществу. Оно возникло, отделившись в переломный момент истории от тотальной власти. Это продукт старой власти, ставший под давлением обстоятельств самостоятельным субъектом политики. Движение родилось из власти, существовало некоторое время независимо от нее и, наконец, возвращается обратно "во власть". Истинный смысл взаимоотношении между президентом и Движением - это отношение конкуренции двух властей: власти как традиции и власти как потенции. Обе они должны определенным образом соотноситься с обществом, которое находится как бы за скобками. Это отношение во многом определяет природу этих двух типов власти. Ценность власти переносится массовым сознанием на фигуру Президента. Именно восприятие президента значительным числом граждан как носителя легитимности власти, является реальным фундаментом политического порядка современной Россия. В настоящий момент наметилась тенденция еще большего укрепления позиций и власти президента. Президент с его властными полномочиями должен выступать в качестве арбитра м/у 3-ми ветвями власти и контролировать их но не вмешиваться в их деятельность и не смешивать их.

24. Основные концепции правоотношения

В отечественной юридической литературе одни рассматривали понятие правоотношения как реального фактического отношения, урегулированного нормами права, другие определяли правоотношения как субъективные права и юридические обязанности, представляющие индивидуальные модели возможного и должного поведения субъектов права, выступающие как образцы - мерки для этого поведения (но не само фактическое поведение). Некоторые считают, что «не существует правовых в собственном смысле отношений, а есть лишь правовой способ регулирования общественных отношении».

В юридической науке укрепилось понятие правоотношений как особого вида общественных отношений, участники которых обладают взаимными субъективными правами и юридическими обязанностями. При этом под правоотношением понимают лишь ту часть поведения субъектов, которая имеет юридическое значение. Урегулирование юридически значимого поведения участников отношений правом придает фактическим отношениям юридическую форму или форму правовых отношений, но не превращает сами фактические отношения в какие-то другие. Все нормы права или право как систему норм принято называть объективным правам. Право в объективном смысле призвано регулировать действия людей или организаций, предоставляя им свободу действия, возможность поведения в использования материальных и духовных благ, а также связывая их свободу и поведение определенными рамками, предписаниями, ограничениями. Такая свобода и возможность поведения, закрепленная или допускаемая законом (объективным правом), в юридической науке носит название «субъективное право».

Правоотношение- это общественное отношение, урегулированное нормой права, участники (субъекты) которого наделены субъективными правами и юридическими обязанностями, где субъективное право - это вид и мера дозволенного поведения, а юридическая обязанность - это указание в законе либо ином нормативном акте меры должного, необходимого поведения субъекта права.

Правоотношение определяют также и как «„.охраняемое государством общественное отношение, возникающее, как правило, вследствие воздействия норм права на поведение людей и характеризующееся наличием субъективных прав и юридических обязанностей у его участников».

Субъективные права не могут существовать без юридических обязанностей, с которыми связывается возможность государственного принуждения и применения юридических санкций. Отличие субъективных прав от юридических обязанностей в том, что от реализации субъективных прав можно отказаться, а от юридических обязанностей нельзя.

25. Соотношение понятий «источник права» и «форма права»

Философская категория «формы» означает способ существования и выражения того или иного объекта, его организацию. Право, как и всякое общественное явление, также имеет формы своего внешнего выражения, объективного, реального существования и функционирования. В правовой науке формы, при помощи которых фиксируются, закрепляются, официально выражаются юридические нормы, получили название юридических источников права. Форма права является одновременно и носителем юридических норм. Формы (источники) права - это способы объективизации (официального выражения, закрепления) правовых норм, придания им общеобязательной юридической силы. Однако в отечественной юридической науке до настоящего времени отсутствует общепринятое понятие «источник права». Многие авторы отождествляют понятия «источник права» и «форма права». Алексеев «Объективированный в документальном виде акт правотворчества является юридическим источником соответствующих юридическим норм и одновременно формой их юридического официального бытия, существования».

На наш взгляд; понятия «источник права» и «форма права» отождествлять нельзя. Поскольку «источник» - это точка отсчета, исток, начало, а «форма» -внешний вид, структура объекта, то правильно будет разграничить зги понятия, имея в виду под «формой права» внешнее выражение письменных юридических документов, а под «источником права» - условия, которые явились причиной появления той или иной формы права, т е источники формирования права. Источники права могут быть либо социальные, либо божественные. В первом случае источником права является коллективная воля определенного общества, во втором - божественная воля. Социальная воля детерминирована материальными, идеологическими, формально-юридическими и доктрииальными источниками, факторами и условиями. Материальные условия возникновения права - это развивающаяся и воспроизводящаяся система социально-экономических отношений, материальные условия жизни общества, потребности людей. Данный источник выражает социально-экономическую обусловленность права. Материальный источник права складывается в системе объективных потребностей общественного развития, в своеобразии способа производства, базиса. Это и материально-техническая база общества - совокупность средств труда, технологии производства и его технической организации. Идеологические условия возникновения права - это правовое сознание общества, взгляды, идеи, юридические доктрины, под воздействием которых создается право. Правовая идеология - это система правовых взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение данных общественных отношений Важнейшей предпосылкой формирования права является господствующая правовая идеология. На формирование правовой идеологии могут оказывать влияние особенности международной и внутриполитической обстановки и т.д.

Формально-юридические условия возникновения права - это деятельность по созданию, санкционированию, опубликованию государственным органом правовых предписаний и результаты этого процесса. выражение в юридических актах, которые и являются юридическим источником права


26. Соотношение государства и права

Современная отечественная теория государства и права до последнего времени базировалась на идее неразрывной связи права и государства, их взаимной обусловленности Им приписывали общие закономерности, а собственные закономерности государства и права отходили на задний план Взаимосвязь права и государства рассматривали только как причинно-следственную зависимость права и государства. Это означало приоритет государственной власти над правой, социальной справедливости над нравственно-этическими принципами, а в сознании людей представления о праве были как о законе, установленном государственной властью. Ряд теоретиков предпринял попытки рассмотреть отдельно друг от друга право и государство. Они это обосновывали тем, что будто бы идея неразрывной связи государства и права ограничивает предметную область теории государства и права закономерностями, которые являются общими для государства и права. ]Крзловт «собственные закономерности права, коренящиеся в общественной системе, отошли на задний план, а взаимосвязь между государством и правом стала трактоваться как причинно-следственная зависимость права от государства». Малько считает, что неразрывная связь права и государства - это аксиома Дело здесь, «в право понимании, нельзя определить право только как средство (инструмент) государственного управления, не следует жестко связывать с государством».

27. Современные учения о правовой системе

Правовая система юридически выражает и защищает конкретный социально-экономический и политический строй, интересы н волю правящей элиты (класса, нации, расы). Правовая система отдельно взятого государства отражает нсторико-правовые, этнокультурные, религиозные и иные особенности его народа. Правовая система - это сложное, собирательное понятие, отражающее всю совокупность юридических явлений данного общества. «Правовая система, -отмечал Н И Матузов, - не совпадает ни с системой права (внутренней его структурой), ни с системой законодательства (той или иной компоновкой действующих нормативных актов), ни даже с правовой надстройкой. В широком смысле она выступает нормативной основой всего социально-экономического и политического строя общества, основой, поддерживаемой государством». В настоящее время под правовой системой понимается «социальная организация, включающая основные компоненты национальной правовой культуры право н законодательство, юридическую практику и правовую идеологию (доктрину)».

Та или иная правовая система может способствовать либо препятствовать общественному прогрессу. Это зависит от целей, задач и социальной природы того общества, в котором она существует. В реакционных режимах она используется в антинародных и антигуманных целях, закрепляет насилие, угнетение.

Что касается соотношения правовой системы и правовой надстройки, то эти понятия близки, но не тождественны. Во-первых, правовая надстройка включает в себя и негосподствующую идеологию, в то время как правовая система создается государством исключительно в целях защиты своих интересов, выражения своей воли и несовместима с каким-либо «посторонним вмешательством». Во-вторых, надстройка - это категория философии, а правовая система - сугубо юридическое понятие. У них разное функциональное назначение. Правовую систему можно определить как совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических средств, с помощью которых государство оказывает необходимое нормативное воздействие на общественные отношения (закрепление, регулирование, охрана, защита). Все элементы правовой системы подчинены единым целям и задачам, выражают в концентрированном виде ассоциированную волю и интересы народа или господствующего класса (нации, расы).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.