Рефераты. Актуальные проблемы теории государства и права (шпаргалки по билетам)

В теории права формируется два подхода к понятию права - монистический (узкий) и плюралистический. Исходя из монистического понимания, право - это объективно обусловленная регулятивная система, воздействующая на общественные отношения совокупностью норм (правил поведения), установленных государством и защищающих интересы тех или иных классов, социальных групп общества. Плюралистический подход, право - это мера свободы личности с учетом свободной воли, свободным выбором соотношения интересов разных видов и т.д. А.Б. Венгеров определяет «право как имеющуюся социальную ценность, регулятивную систему, которая с помощью формально установленных или закрепленных норм (правил поведения), выраженных в нормативных актах, судебных прецедентах, обес-печенньсх возможностью государственного принуждения, воздействует на общественные отношения с целью их упорядочивания.

В философии права Ю.В. Тихонравов: «Право есть система регулирования поведения людей в обществе посредством норм, устанавливаемых теми или иными организациями, при условии, что исполнение этих норм обеспечивается санкциями, осуществляемыми теми или иными организациями в меру их реальной власти».

К. Маркс и Ф. Энгельс буржуазное право - это «...возведенная в закон воля вашего класса, воля, содержание которой определяется материальными условиями жизни вашего класса». В постсоветской юридической науке право как воля всего населения страны, как надклассовое явление. Наличие волеизъявления различных социальных сил и индивидов в своем содержании позволили определить право как систему «...общеобязательных, формально-определенных норм, обеспечиваемых государством и направленных на регулирование поведения людей в соответствии с принятыми в данном обществе устоями социально-экономической, политической и духовной жизни».

Итак, право - это система общеобязательных правил поведения, которые устанавливаются государством и охраняются им от нарушений.

Понимание «права» как триединства равенства, свободы и справедливости легистскому подходу, право - это продукт государства (государственной власти), принудительно-властное установление. Согласно юридическому подходу, право - это объективное, не зависящее от воли, усмотрения или произвола законоустанавливающей (государственной) власти, т.е. определенное, отличное от других, социальное явление (особый специальный регулятор и т.д.) Естественно-правовой и либертарнд-юридический (исходящий из различения права и закона, где право - не естественное право, а принцип формального равенства). Либертарно-юридическому (формально-юридическому) право - это форма отношений равенства, свободы и справедливости, определяемая принципом формального равенства участников данной формы отношений», «...право - это лишь форма общественных, фактических отношений, а не сами эти общественные отношения, не их фактическое содержание». Цель права - сделать закон (позитивное право) и государство правовым. Право - это форма общественных отношений независимых субъектов, подчиненных лишь общей норме. Они имеют свободную волю. «Люди свободны в меру их равенства и равны в меру их свободы». В контексте различения права и закона справедливость входит в понятие права, и поэтому право, по определению, справедливо. Действовать по справедливости - значит, действовать правомерно.

17. Сущность права и ее аспекты

Иеринг понимал под сущностью права защиту индивидом собственных интересов. В отечественной литературе сущность права понимают как возведенную в закон государственную волю (в советском праве имелась в виду воля трудящихся). Сущность права тесно связана с социальным назначением того или иного класса с его потребностью для определенной социальной общности Другие считают, что по своей природе право должно быть согласованной волей всего общества, результатом компромисса многообразных интересов в социально значимых отношениях. Чтобы не допустить ошибки или подмены согласованной воли волей класса (нации или государства), следует использовать критерий, ограничивающий правовое от неправового. - справедливость. Право не может быть несправедливым Право в своей сущности есть выраженная и обеспеченная государством сбалансированная воля общества, устанавливающая в форме общеобязательных предписаний меры свободного поведения человека в типичных социально 3«ачи-мых отношениях. Однако фактически в праве переплетены классовый, общесоциальный, религиозный, национальный и другие аспекты. Идеологической основой всей правовой системы могут быть идея пользы и идея справедливости, которые могут выступать в этой роли либо поочередно, либо одновременно.

18. Источники современного права

«Источник» в сфере права под ним нужно понимать силу, создающую право. Силой прежде всего является власть государства, которая реагирует на потребности общества, развитие общественных отношений и принимает соответствующие правовые решения. Источником права следует также признать форму выражения государственной воли, форму, в которой содержится правовое решение государства. С помощью формы право обретает свои неотъемлемые черты: общеобязательность, общеизвестность и т. д. в теории называют четыре вида источников права: нормативный акт, судебный прецедент, санкционированный обычай и договор. Правовой обычай, т. е. правило, которое вошло в привычку народа и соблюдение которого обеспечивается государственным принуждением. Сущность судебного прецедента заключается в придании нормативного характера решению суда по конкретному делу. Нормативный акт — доминирующий источник права во всех правовых системах мира. Преимущества: 1. оперативность 2. систематизирован-ность 3. позволяют точно фиксировать содержание правовых норм, что помогает проводить единую политику 4.поддерживаются государством.

Все источники права могут быть классифицированы на две группы: нормативно-правовые акты (законы, указы, постановления, инструкции, договоры) и иные источники права ненормативного характера (правовые обычаи, судебные прецеденты и решения). Нормативность выступает критерием разграничения юридических актов и означает лишь то, что юридические документы содержат нормы права, общие правила поведения, установленные государством. Нормативно-правовые акты: а) дифференцированы, поскольку механизм государства имеет разветвленную структуру органов с определенными правотворческими полномочиями, б) иерархизированы, в) конкретизированы по предмету регулирования, субъектам исполнения и реализации права.

В любом современном государстве источники права (и прежде всего законы, статуты парламента) упорядочены, но вместе с тем они вряд ли составляют строгую систему, особенно акты подзаконного правотворчества, правовые обычаи и прецеденты. Скорее всего, это совокупность нормативных и иных юридических актов, устанавливающих определенный, правовой режим. Нормативный акт — это официальный документ, созданный компетентными органами государства и содержащий общеобязательные юридические нормы.

19. Религиозные источники права

Религиозные источники права - это религиозные предписания священных книг. Они имели большое значение в феодальном праве. Под действие религиозных норм попадали многие семейные, наследственные отношения. В настоящее время они не потеряли своей значимости в странах, где конституционно закреплена какая-либо государственная религия. Источники: мусульманские (Коран-непоспедственное откровение учение Аллаха, сунна-содержит высказывания Аллаха в адрес Мухаммеду относительно традиций, иджма-восполняет пробелы своими поучениями кот сущ-ют в Коране и Сунне, кияс-это рассуждения по аналогии на основе Сунны и иджмы, мусульманские з-ны - шариат), иудей-скне(старый завет, талмут, декларация о независимости 15 мая 47г. Израиля, знэн «о юрисдикции Раввин су-дов!953г.»,з-он «о гражданстве», древний сказ млегенды, нравоучительные беседы, притчи, мудрые изречения.), цер-ковиые(главный источник библия, на практике в кач-ве источника используется настольная книга священнослужителя, божественное право, церковное з-во, каноны, обычаи, прецеденты, мнения авторитетных канонистов, внутрицер-ковное з-во и внешнецерковное, гос-ое зак-во по церковным делам).

20. Место обычного права в современной правовой культуре российского общества

Русский историк и правовед В. М. Хвостов в 1908 г. писал, что необходимо рассматривать в качестве обычая юридическую норму, сила которой основана не на предписании государственной власти, а на привычке к ней народа, на долговременном применении ее на практике. В. М. Хвостов обычай - юридическая норма, подкрепленная давностью применения.

Некоторые ученые рассматривают обычное право как первоначальный способ создания правовых норм, возникший раньше, чем общество конституировалось в политическом отношении. По их мнению, право, установленное обычаем, применялось в основном на достаточно ранних ступенях развития общества, в архаических правовых системах. Однако это не совсем так, поскольку, обычаи и сегодня применяются некоторыми народами, кроме того, продолжается процесс создания новых обычаев, отражающих развитие общества.

Особенность обычая состоит в том, что это правило поведения, вошедшее в привычку. С юридической точки зрения, обычай — неписаный источник права, характеризующийся неупорядоченностью, множественностью и разнообразием. Причина того заключается в многочисленности культур, населяющих тот или иной регион. Обычай, санкционированный государством,- весьма редко встречающаяся форма права.

21. Субъекты обычного права

(см. № 20)

Все лица, кот подпадают под дей-е этого права на опред терр.(где дей-ет обычное право). Возрожд обычн пр(Ингушетия - многоженство). Регулирующая роль зак-ва снижается, обычай вытесняет зак-во. Узаконивание обычая.

22. Тенденции и перспективы развитии права

23. Тенденции развитии государственной   власти   и   государственного управления современной России

Аспекты: I) Демократизация и дсдсмокрапппации. Обш-во эволюционирует следовательно рашигис идет нарастаю-шими темпами. Бывают колебания(пол-ие кризисы, ЧС и тл.) В нашей стране идет процесс дедемократизацни прав н свобод меньше чем было. 2)Централизацт и децентрализация. С т.з. исторического подхода на лицо процесс децентрализации. С периода перестройки, а после распада СССР этот процесс усилился. Путин-начал процесс централизации (создание округов). Процесс не завершился и был непоследовательным, следовательно, опять процесс децентрализации. У)Легитимация и делегитимация. В 90 г. Процесс легитимации наблюдается: выборы 1-го президента. Новая власть теряет легитимность и авторитет это также связано с назначением приемника 1-го президента. 4)Концентрация и декоицентрация гос-ой власти. У глав субъектов РФ есть центральные полномочия, но концентрация власти достаточно сильно в федерации т.к. глав субъектов назначает президент (сверху).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.