Рефераты. Актуальные проблемы теории государства и права (шпаргалки по билетам)

Классификация актов применения права:

1.   По субъектам, осуществляющим применение права, АПП подразделяют па:

а)  акты государственных органов и общественных организаций;

б) акты главы государства (Президента);

в) акты федеральных органов власти и управления;

г) акты органов власти и управления субъектов федерации;

д) акты муниципальных органов;

е) акты коллегиальные и единоличные.

2.   По предмету правового регулирования (по отраслям права):

а)  конституционно-правовые;

б) административно-правовые;

в) уголовно-правовые.

3.  По форме внешнего выражения:

а)     акты-документы - указы, приговоры, решения, приказы (имеющие структуру вводную, описательную, мотивирующую и резолютивную часть);

б) акты-действия (словесные н конклюдентные).

4.  По юридическому значению:

а)   основные, содержащие завершенное решение по юридическому делу (приговор, решение суда);

б)   вспомогательные, содержащие предписания, подготавливающие издание основных актов (постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого).

5.  По функциям:

а) регулятивные (приказ повышения по службе);

б)  охранительные (постановление о возбуждении уголовного дела)

33. Эволюция понятия «государственное устройство» в русском юридическом зиянии (см. №34).

34. Аспекты формы государства

По вопросу о содержании понятия формы государства в отечественной юридической науке до 1917 года считалось, что в ее структуре имеете* два основных элемента - форма государственного устройства (или форма правления) и форма территориального устройства (единства) государства. Понятие «форма государственного устройства» предполагало смену положения верховного органа власти и принцип его отношений с другими центральными органами государства, а также принцип их формирования. Две основные формы государственного устройства - республика и монархия - считались производными от общей формы государства. Чичерин «Государственное устройство определяется строением верховной власти, которая является владычествующим элементом в государстве. Различное строение верховной власти составляет различие образов правления».

Понятие территориального устройства государства опосредовало принцип отношений между центральной и местной вдостыд-и их органами. Русские -ЮРИСТЫ XIX - начала ХХ^.-(ЙО территориальному устройству) соединенные и единые. Соединенные - в процессе длящихся отношении включали в свой состав не менее двух государств и имели правовой титул (международные союзы, оккупация, конфедерация, реальная уния (соединение двух государств), союзное государство или федерация).

Едиными государствами считались те, которые в своем составе не содержали каких-либо территориальных образований, где верховная власть имела бы ограничения.

В 50-х гг. выделили третий элемент формы государства - политический режим, характеризующий форму осуществления государственной власти. Отмечалось, что республике Советов в ходе ее развития были присущи в разные периоды режим военного коммунизма, режим НЭП, режим сплошной коллективизации н ликвидации кулачества как класса, режим чрезвычайного военного положения.

В годы Великой Отечественной Войны 194J-1945 гг. действовал политический режим «чрезвычайного военного положения», за нарушение которого можно было попасть под трибунал.

Политический режим постсталинизма в СССР характеризовался как политический режим общенародного государства, допускавший «расширение демократических прав н свобод трудящихся на прочной конституционной основе». 198,5 года «перестройка» экономической и общественно-политической жизни страны, по своей сути, явилась новой формой политического режима.

Следующий этап изменения формы политического режима в Российской Федерации связан с насильственной ликвидацией власти Советов осенью 1993 г. Принятие с использованием методов политического мошенничества Конституции РФ от 12 декабря 1993 г. закрепило в стране новую форму правления, для которой подходит название - президентская монархия. Президент узурпировал осенью 1993 г. всю государственную власть в стране, и эту узурпацию закрепила Конституция от 12 декабря 1993 г.

35. Состояние н перспективы развития государственной формы России

Государственная форма одна из острейших проблем государственного строительства. Она заключается в нахождении и поддержании оптимального соотношения между деятельностью федеральной власти по обеспечению территориальной целостности, единства государства и стремлением регионов к большей самостоятельности.

Безмерное усиление федеральной власти, неправомерность ее действий в данной сфере — путь к централизму и унитаризму. Результатом же безграничной самостоятельнос регионов могут стать ослабление и разрушение государственносги. Отсюда задача — найти такую форму государственного устройства, при которой естественное стремление регионов к самостоятельности не будет создавать угрозу целостности России. Первые шаги на этом пути уже сделаны при подготовке и принятии Федеративного договора и Конституции Российской Федерации.

Российское государство — самобытная, уникальная федерация, построенная на договорно-конституционном правовом фундаменте. Механизмом регулирования и самонастройки федеративных отношений выступают двусторонние договоры между органами федеральной власти и субъектами Федерации (например, с Республикой Татарстан) о разграничении предметов ведения и полномочий. Немало особенностей и проблем порождает противоречивость двух изначально заложенных в основу государственного устройства РФ принципов: национально-территориального (республики, автономная область, автономные округа) н административно-территориального (края, области, города федерального значения). Да и по количеству субъектов Российская Федерация занимает первое место в мире. Большое число таких субъектов может привести к неуправляемому качеству.

Необходимая децентрализация и растущая самостоятельность регионов уравновешиваются заложенными в Конституции базовыми принципами, которые гарантируют: незыблемость территориальной целостности государства; равноправие членов Федерации между собой и по отношению к федеральным органам государственной власти; единство основ государственного строя (соблюдение каждым регионом таких основополагающих принципов, как народовластие, разделение властей, многопартийность, равные избирательные права граждан);

Конституция разграничила предметы ведения и полномочия между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов на три группы: 1) предметы ведения Федерации; 2) предметы ведения субъектов Федерации; 3) предметы совместного ведения Федерации и ее субъектов. Федеральным отношениям требуется гибкая политика межнационального согласия. В этих целях разрабатывается концепция государственной политики России по предотвращению и урегулированию межнациональных конфликтов, в основу которой будет положен принцип приоритетности мирных политических средств разрешения возникающих противоречий.

36. Проблемы структуры нормы права

Структура юридической нормы - это совокупность ее элементов, обеспечивающих ее функциональную самостоятельность В структуре правовой нормы выделяют три элемента гипотезу, диспозицию и санкцию Отсутствие или неопределенность одного из этих элементов снижает либо делает ничтожными регулирующие возможности правовой нормы.

Гипотезе - это часть нормы права, указывающая на ее действия (жизненную ситуацию, события, действия людей, совокупность действий) и на определенный круг субъектов, которым она адресована. Гипотеза определяет возможные, типичные, а в случае спора - доказуемые обстоятельства, при которых действует рассматриваемая норма. Условия действия нормы права определяются путем закрепления юридических фактов.

Гипотезы бывают общими (простыми) или казуальными (сложными). Примером общей гипотезы являются нормы, содержащие одно условие, через которое реализуется диспозиция. Диспозиция - это часть нормы права, определяющая модель поведения субъектов, есть само правило поведения, выраженное как определение обязанностей и прав, является государственным регулятором отношений между людьми. В диспозиции содержится модель правомерного поведения.

В зависимости от конкретизации поведения участников общественных отношений все диспозиции делятся на простые и описательные. Простые не детализируют признаки, регулирующие поведение субъектов права, так как речь идет о предельно ясных действиях (бездействиях). Описательные диспозиции указывают на наиболее существенные черты соответствующего поведения.

Диспозиции бывают отсылочные н бланкетные. Отсылочные содержат такие выражения, «действия, указанные в статье такой-то» и т.д. Бланкетные днспозиции обозначают соответствующее поведение в общем виде, а конкретное правило содержится в другом нормативном акте Императивные не предоставляют субъекту права по своей воле изменить свое поведение. Воспшнительные оставляют ему возможность выбора вариантов поведения. По форме выражения подразделяют на управомачивающие, т.е. предоставляющие субъектам право на совершение предусмотренных в них положительных действий; обязывающие предписывают субъекту права определенный вариант поведения с использованием слов «обязан»; запрещающие - содержат запрет совершать противоправные действия Санкция - это часть нормы права, которая указывает на меры государственного принуждения за нарушение или поощрения за соблюдение диспозиции.

По характеру неблагоприятных для последствий санкции подразделяются на правовосстановительные (возместительные) и штрафные (карательные). Абсолютно-определенные санкции точно указывают меру государственного воздействия Относительно-определенные санкции устанавливают низший и высший или только высший предел меры государственного воздействия на правонарушителя Альтернативные санкции позволяют правоприменителю выбрать из 2 и более возможных вариантов меры государственного воздействия какой-то один. Кумулятивные санкции - это такие санкции, которые допускают применение одновременно основной н дополнительной мер воздействия. Выделяют и четвертый элемент нормы права - указание на субъективный состав. Он заключается в определении законодателем круга точных адресатов нормы, которые могут оказаться в сфере регулируемых общественных отношений. Характерной чертой уголовно-правовой нормы является наличие в ней двух элементов Первый - гипотеза, при которой норма действует Этим условием являются преступления, правомерные действия субъектов, юридические события Второй - это либо диспозиция в Общей части УК, либо санкция в Особенной части УК Гипотеза не определена в нормах Особенной части УК, но она в общей форме определена в статьях Общей части Гипотеза в уголовном зако-нодательстве - это запреты на совершение действий (бездействие). Характерной чертой норм конституционного (государственного) права является то, что они обычно имеют гипотезы и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.