Рефераты. Актуальные проблемы теории государства и права (шпаргалки по билетам)

28. Проблемы правотворческой деятельности в Российской Федерации

Правотворчество - это социальная деятельность компетентных государственных органов, непосредственно народа (при референдуме) и по уполномочию государства негосударственных организаций по установлению норм права, их переработке и отмене.

Правотворчество - это составная часть понятия формирования права. Под формированием права понимают сложный, длящийся во времени, многофакторный процесс становления в обществе нормотворческих решений (идей, взглядов, обусловливающих необходимость принятия нормативно-правовых актов). Испытывая сильные субъективные влияния, он обусловлен, в первую очередь, социально-экономическими потребностями общества в конкретный исторический период Существенно влияют на формирование права уровень правосознания и правовой культуры общества, национальный, этнический, религиозный и иные факторы, а также международное положение страны. Правотворчество - это решающий и завершающий этап формирования права. Законотворчество является видом правотворчества.

Доя того чтобы нормативно-правые акты были понятны для правоприменителя и для правооользователя, они должны быть выполнены на высоком уровне юридической техники.

Юридическая техника также понимается е широком и узком смысле. В широком смысле - это вся юридическая техника, которая используется в юридической практике, в узком - это совокупность приемов, способов, методов, направленных на разработку, обсуждение, принятие и обнародование нормативно-правовых актов. Разновидностью юридической: техники является законодательная техника.

Законодательная техника - это элемент правотворчества, представляющий систему правил и приемов подготовки наиболее совершенных по форме v структуре проектов нормативных актов, обеспечивающих максимально полное и точное соответствие формы нормативных предписаний их содержанию, доступность, простоту и обозримость нормативного материала, исчерпывающий охват регулируемых вопросов (требования к форме акта, изменения или отмены ранее принятых актов, устранение противоречий, оформление новой редакции статей и т.п.). Низкая законодательная техника связана также с быстрым рассмотрением Госдумой многих кодифицированных нормативно-правовых актов.  

 29. Проблема реализации принципов правотворчества РФ

Правотворчество в идеале оно должно основываться на принципах законности, справедливости научности, демократизма, гласности, гуманизма.

Принцип законности в правотворчестве означает, что каждый нормативный акт должен приниматься государственным органом только в пределах его компетенции и в строго установленном нормами права процессуальном порядке, а сам принимаемый нормативно-правовой акт по содержанию не должен противоречить ранее принятым, обладающим по сравнению с ним большей юридической силой нормативно-правовым актам.

Принцип справедливости в правотворчестве означает установление равных прав и обязанностей для всех субъектов права, независимо от их происхождения, социального положения и отношения к религии.

Принцип научности правотворчества заключается в учете при разработке текста научных рекомендаций, экономических, политических, идеологических, юридических обоснований необходимости принятия данного норматив-неправового акта, учете требований юридической техники, компетенции правотворческого органа и т.д. Надо отметить, что со времен перестройки и до сегодняшних дней в нашей стране данный принцип слабо учитывается. Верх берут политические амбиции, имеют место многочисленные факты лоббирования законов.

Принцип демократизма в правотворчестве означает участие народа в обсуждении и принятии нормативно-правовых актов. Непосредственной формой демократии в правотворчестве является принятие нормативно-правового акта на референдуме. В России с момента принятия Конституции 1993 г. этот принцип также не действует. Проект Конституции 1993 г. не выносили на всенародное обсуждение. Более того, ряд законов в современной России вообще противоречит интересам государства и ее народа.

Прмниип гласности « правотворчестве означает, что тексты принимаемых и принятых нормативно-правовых актов должны быть доведены до сведения граждан. Проекты кодифицированных законов должны публиковаться, обсуждаться на собраниях трудовых коллективов, в печати и на телевидении. Принцип гласности в правотворчестве означает, что нормативно-правовые акты по своему содержанию не должны иметь норм, унижающих человеческое достоинство, не соответствующих современным представлениям о справедливости равенстве. Вряд ли можно считать гуманными н справедливыми многие законодательные акты, принятые Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в 2000-2001 гг. Например, ФЗ о ввозе и нахождении ядерных отходов в России или ФЗ «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему свои полномочия, и членам его семью».

30. Особенности российской правовой системы

Российская правовая система со времен Петра I является составной частью романо-германской правовой семьи. Ее историческими, религиозными и юридическими источниками выступают право Российской империи, советское право, обусловленное социалистической идеологией, и постсоветское право (1991-2001 гг.)- Однако до появления права Российской империи были договоры русских князей с греками в X в. Доимперское право России нашло отражение в «Русской Правде», Судных грамотах. Судебниках. Особенность формирования российского права в том, что здесь были широкие права общины на землю и слабое развитие частной собственности.

Дня русского права всегда была исключительно важной связь с государством. Особые условия экономического прогресса, для которого характерна опора на коллективные формы хозяйствования: крестьянскую общину, артель, основывались на специфической трудовой демократии, традициях местного самоуправления.

Советское право - это разновидность романо-германского права, где главкой формой права являлись законы и другие нормативно-правовые акты. «Судебный прецедент, как и в других странах романо-германской семьи, в РФ источником права не признается». С.С. Алексеев считает «Советское право неизменно оставалось составной частью одной тоталитарной системы, существующей в условиях узаконенного произвола карательно-репрессивных органов, декоративной роли якобы всевластных Советов, формально провозглашаемого принципа власти трудящихся». По его мнению, советское право даже в 1970-1980-е гг. являлось «...гибридом права власти и права войны». В 1988-1989 гг. в СССР был взят курс на построение социалистического правового государства (после 1991 г.-правового государства). Однако изданные в соответствии с этой целью Конституция РФ 1993 г., Гражданский кодекс РФ, не стали «... работающими документами, с которыми сообразовывалась бы вся жизнь российского общества». В последние годы происходят существенные изменения в российской правовой системе В некоторых субъектах Российской Федерации (в Ингушетии, Чечне) наблюдаются попытки узаконить действие мусульманского права.

31. Проблемы реализации закона в современной России

Закон — это обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Признаки закона: L Закон-это юридический документ, содержащий нормы права. Z Закон является результатом правотворческой деятельности высшего органа государственной власти (парламента, монарха и др.) или всего народа. 5. Закон регулирует наиболее значимые, типичные, устойчивые отношения в обществе. 4. Закон обладает высшей юридической силой, что проявляется в невозможности его отмены другим органом, кроме принявшего, а также в том, что содержанию закона не должны противоречить все иные юридические документы. & Закон является фундаментальным юридическим документом. Он служит базой, основой, ориентиром нормотворческой деятельности иных государственных органов, судов.

В государстве, имеющем парламентскую систему, формируется, естественно, и законодательная система, состоящая из нормативных актов парламента (законов, статутов и т. д.). Чем выше степень цивилизованности, развитости и гуманности общества, тем большую потребность оно испытывает в законах. Это предъявляет особые, повышенные требования к содержанию законами самой общем плане можно сказать, что содержание закона должно быть правовым, т. е. соответствующим неотъемлемым, неотчуждаемым естественным правам человека. Степень соблюдения прав человека в законе — критерия качества самого закона, показатель его сущности и полезности, справедливости и ориентированности на свободу.

Верховенство закона во всех сферах жизни общества означает невозможность произвольного усмотрения в управлении -елами общества и государства Само по себе это положение гуманистично: человек и общество лишаются возможной опасности волюнтаризма, грубых вторжений в сферу личного со стороны власти. Такое вторжение невозможно без оснований, указанных в законе.

Содержание закона образуют первичные нормы, которые в отдельных случаях получают дальнейшую конкретизацию н развитие в подзаконных актах.

32. Правопрнменительвые акты: понятие и виды. Общие и отличительные признаки правоприменительного акта н нормйтнвно-пртвового акта

По результатам правоприменения выносится акт применения права (АПП). Акт применения права - это официальное решение компетентного органа или должностного лица по конкретному юридическому делу, содержащее государственно-властное веление, выраженное в определенной форме и направленное на индивидуальное регулирование общественных отношений.

Акты применения права имеют общие черты с нормативно-правовыми актами!) это письменные акты - документы; 2) исходят от государства; 3) обладают юридической силой.

Отличия актов применения права от нормативно-правовых актов (НПА): I) НПА содержит государственно-властные предписания общего характера, а акты применения права - индивидуального; обращены к конкретным липам, распространяются на конкретный случай. 2) НПА устанавливает, изменяет или отменяет нормы права, а АПП - нет; АПП лишь реализует общие предписания НПА. Применяется на основе НПА. 3) АПП не являются формами права, рассчитаны на однократное применение. 4) АПП являются юридическими фактами и служат основанием возникновения, изменения и прекращения правоотношений.

В юридическом процессе правоприменительный акт не сводится к одним действиям с теми или иными юридическими последствиями, а имеет одновременно свойства акта-действия, акта-решения и акта-документа.

В качестве решения АПП - это компетентный ответ, индивидуализкрованный вывод, властное предписание по делу. В качестве документа АПП - это официальная форма закрепления, существования и функционирования предписания. В качестве действия АПП - средство его формирования, объективации и документального удостоверения. В структуре АПП различают вводную, описательно-мотивировочную и резолютивную части. В вводной части указываются наименование акта и принимающего его органа, дата, разрешаемое дело и основные его участники. В описательно-мотивировочной излагаются констатации относительно обстоятельств дела и подтверждающих их средств доказывания. По своим видовым особенностям АПП классифицируются на исполнительные и правообеспечительные. И те, и другие могут быть основными и вспомогательными (подготавливают, корректируют процессы становления основного решения).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.