Рефераты. Актуальные проблемы теории государства и права (шпаргалки по билетам)

Разъяснение таких терминов нередко дастся в самих законах и других нормативно-правовых актах. Применяя нормы права, которые содержат термины, употребляемые в различных значениях, важно установить их действительный смысл, нетюередствекно заложенный самим правотворческим органом.

Историко-политическое толкование - уяснение содержания законодательной воли в связи с исторической обстановкой издания акта, расстановкой политических сил, социально-экономическими и политическими факторами, обусловившими инициативу и само появление акта. Систематическое толкование ~ уяснение содержания и смысла правовых требований в их взаимной связи, с учетом их места н значения в данном нормативном акте, институте, отрасли и всей системе права в целом. Все нормы нуждаются в систематическом толковании, особенно нормы отсылочные и бланкетные. Систематический способ толкования основывается на взаимосвязи и взаимодействии норм в процессе регулирования и заключается в том, что при толковании одной нормы используются знания о других нормах, взаимосвязанных с ней. Систематическое толкование имеет особо важное значение для органов, применяющих нормы права. Оно является необходимым условием правильной квалификации юридических дел.

Функциональный способ толкования опирается на знание факторов и условий, в которых функционирует, действует, применяется толкуемая норма права. Этот способ толковании является новым и еще не разработан окончательно в юридической науке. При функциональном толковании используются оценки и аргументы, относящиеся к сфере политики, правосознания, учитываются и конкретно-юридические факторы, существующие на момент толкования нормы права, а иногда и обстоятельства кон1сретной ситуации.

Эволюционный - изучаются все изменения в праве. Специально-юридический - используются опред-ые юр. правила.

54. Стадии толкования права

1) Уяснение 2) Разьяененке(общее правило). РУяснепие - обязательный этап толкования закл-ся в том, что лицо уясняет содержание норм права для себя. Эго интеллектуальная деятельность, кот. имеет свои определенные закономерности. 2) Стадам критики истинности нормы права: 1-уяснение о том явл-ся ли толкуемые нормы обязательными нормат-ми предписаниями т.е. правовые они или нет. Это высшая критика уяснения. 2-выяснение подлинности текста, кот. толкуем (низшая критика) 3)Рвпяснате-утгп Т при кот лито той или иной форме раскрывает содержание норм права для др. субъектов. Важен ? о принципах кот. используются при толковании права: I) конкретности-норма не д содержать отступ в историю ?-са, а заним-cs объяснением конкретного содержания смысла данной нормы. 2)герменевтичсского круга-известна была еще в эпоху средневековья. Тогда шла речь о док-ве бытия бога. Верю-мыслю (понимаю)-верю.(с тл. теологов) 3)спирали-один раз прочли норму права( первое впечатление м.б. неверным: не задумываться о недостатках надо прочесть еще несколько раз и м. быть будут видны ошибки 4)историзм8-что предшествовало норме как она совершенствовалась до этих пор. 5)объективности-часто что-то делается субъективно в силу разного мировоззрения, убеждения.

55. Эффективность правовых норм

Эффективность юридических норм - это результат их реализации на практике. Юридические нормы по своему содержанию и качеству бывают разными. Юридическое понятие "эффективность" означает положительное воздействие юридической нормы на общественные отношения. Положительность выявляется следующим образом: должны улучшаться успония жизни общества - тогда воздействие положительно.-Оценивать положительность нормы нужно с помощью категории "цель" - достигнута ля цель? И какова эта цель? Также необходимо цель соотнести с результатом. -Не всякий результат социально оправданной цели достигается правильными средствами и с малыми издержками.-Нужно соотносить результат с издсржками.-Специфическим показателем эффективности действия юридической нормы является не результат улучшения экономической, социально, политической и иных сфер жизни, а достижение га-рантированности прав и свобод на практике. Это две составные части эффективности действия юридической нормы -гарантированность и улучшение всех сфер общественной жизни. Эффективность зависит от целого ряда факторов: -Правильности отражения юридической нормой закономерностей развития общественной жизни. -Уровня правосознания и правовой: культуры людей'. -Информированности субъектов общественных правоотношений о действующих нормах -Уровня правовой законности и правопорядка и т.д.

56. Дискретность права

Дискретность-прерывность. Война 41-45. когда были оккупации то право не действовало.

57. Социальное государство: понятие, особенности. Предпосылки построении социального государства

1 .Исторически правовое гос-во возникло раньше социального; 2.Сопиальное и правовое - характеристики 1го гос-ва.

Во 2й половине 20го века, эта теория была самой распространенной и нашла отражение в К-ин 93 года. В конце 20го-21 го века, в Европе приобрели идеи о соц. гос-ве, основоположники: Штейн, Найман.

После 2й Мировой- эта теория приобрела смысл. ( Основной закон ФРГ 1948 Ст.20Д8- закрепила идеи о гос-ве). Далее Франция, Италия, Португалия, Швеция, Япония, Турция.

Сея. Гое-to: экономически развитое гос-во с высоким уровнем защиты граждан, особенно нуждающихся в помощи гос-ва, которое стремиться к повышению уровню н качества жизни всего общества не взирая на их классов, состав и др. признаки.

Соц-гос-во- демакратич. гос-во, поддерживающее форм, равенство в гос-ве и помогает гражданам. В теории соц. гос-во-развитые соц. Ф.ункцнн Ивянннков: понятие соц. гос-во не логично: Ллюбое гос-во, сложное соц. явление, любое гос-во социальное;

ZBce функция гос-ва имеют cos. значение, т.е. являются соц. (экономика, образование и т.д.); iLB соц. гос-ве осуществляется соц. политика, а в каком политика не соц., если речь об обществе. Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 7) Российская Федерация считается социальным государством. Социальное государство- главной задачей которого является достижение такого общественного прогресса, который основывается на закрепленных правом принципах социального равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. Одной из важнейших целей социального государства является обеспечение социального равенства. Правовое государство обеспечивает равенство всех перед законом.

Главная задача социальной политики Российской Федерации — достижение благосостояния человека и общества, обеспечение равных и справедливых возможностей для развития личности: охрана труда, и здоровья людей; установление гарантированного минимального размера оплаты труда; обеспечение государственной поддержки семьи, инвалидов и пожилых людей; развитие системы социальных пособий и иных гарантий социальной зашиты. Предпосылок для построения соп, гос-ва в России нет: в период СССР, 1е что было, это право на труд(побороли безработицу). Наша экономика не соц.: реформы 90-2000гт ориентированы на интересы определенных групп,классов. Доходы -бизнес (наркотики, алкоголь). Полит, жизнь - основывается на родств. отношениях.

Наше общество - этнический этатизм: все властные структуры проповед. идеологию: каждый этнос должен обладать суверенной гос-тью (главная цель - благо для этноса).

Господствует 2 идеи: - преукрашивать истор. прошлое, - подчеркивание истор. обид,

В России нет предпосылок: - не решены нац. вопросы; -вопросы о повышении уровня и кач-ва жизни населения; -нет гос. идеологии;-нет полит конценсуса.

58. Построение правовых государств в современном мире: проблемы теории и практики

Трактат к Вечному Миру 1794{теория правового государствау.-воииствующие гос-ва д. заключить перемирие; -в иих д пройти реформы; - сграны «осле реформ д.б. готовы к заключению вечного мира.

Кант: преобразование ва принципах: свободы, федерализма, равенства, верховенства права, республиканизма (рес-публ. формы правления,), гласности, справедливости + ликвидация воор-х сил.

Учение о коисгигуцпонально** roc-ве: Германия-реалкзовала на практиюе-фашипм (думали что оно правовое). Признаки правового государства: -господство права и закона; -деление на 3 ветви гос власти; -суверенитет народа; -взаимная ответ-ть гос-ва и ЛИЧНОСТИ; - развитоегь и открытость; -правовое равенство и равное пользование гос-вом; -правовая 6Ъоаасность(запрет обратной силы закона); -ыезавиекма* сильная судебная власть + ФЕДЕРАЛИЗМ(форма гос. устройства к признакам отношений не имеет, зависит от истории и т.п.) РЕСПУБЛИКА(Саудовская Аравия + Ислам).

Предпосылки построения пр. гос-ва:

-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ - д.б. развита экономика, высокий уровень производства, отсутствие экономических кризисов, безработицы и т.д.;

-ПОЛИТИЧ-Е - д.б. реализован принцип разделения властей, плюрализм, участие в формировании гос-властных структур;

-ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ - не только многообразие населения,   и увеличение уровня культуры населения, в частности правовой; -ПРАВОВЫЕ - д.6. закон, закрепляющий идею единой соц. справедливости.


59. Правовая культура государственных служащих

Складывается на основе теоретической и практической подготовки. Особенности данного вида правосознания проявляются в правовой подготовке; в нтгеиенвиостк, степени установления положительной направленности правовых установок н ценностных ориентиров; в умении применять законы; в профессиональном усмотрении - нет совершенного законодательства, правового регулирования.

Особенности: Для такого типа правосознания характерно не только осуждение преступности, но и стремление к борьбе с ней, стремление к чёткому соблюдению законности. Уровень оценки действующего права несколько выше, чем у основной массы населения. Резкое и отрицательное отношение к преступникам. Личные цели соответствуют действующему законодательству. Оценка преступлений расходится с законом, доминирует явное ужесточение наказаний. Предвзята* оценка своего ведомства. Стремление к ужесточению наказаний дня организованной преступности и коррупции (и т.д.) и декриминализации мелких правонарушений. Недооценка профессиональных гарантий, предоставляемых государством, в сравнении с материальными, также предоставляемых государством. Носители данного правосознания действуют в рамках правомерного поведения в большинстве случаев из-за боязни наказания. Т.е. есть и плохие, и хорошие стороны. С одной стороны положительная характеристика права, с другой, деформация их сознания носит более негативный характер.

60. Технократическая теория государства

20-е гг'ХХв. — развитие НТО, ВПК. Д.6. люда, кот. во всем этом разбираются. Век химиков, физиков, инженеров. Не гуманитария. 30-« ir ХХв в США течение политико-правовой мысли. ФРузвельт привел к управл технократов (тем самым вывел страну из кризиса). При Сталине, Хрущеве технократы находились у власти. Л. Брежнев-технать. М. Тетчер вывела страну из кризиса за счет технарей. Индустриальное об-во.

61. Эффективность государственной власти. Дискретная государственная власть

Эффективность государственной власти - это соотношение между фактическим социальным результатом и целями властвования, отражающими объективные потребности прогрессивного развития общества, при минимальных затратах средств, сил в негативных последствиях. В России всегда существовала кадровая проблема. Как правило, на руководящие и ответственные должности выдвигали не талантливых и достойных, а по принципу личной преданности, землячества и родства, существовала ангажированность кадров. Первый президентский срок В JB. Путина показал, что президент начал решать, казалось бы, безнадежные проблемы: укрепление вертикали власти, укрепление законности и правопорядка, борьба с коррупцией, бюрократизмом и т.д. Сам В.В. Путин отмечал в 2001 г.: «Консолидированная и эффективная государственная власть нужна нам для решения и неотложных социально-экономических проблем и задач в сфере безопасности государства. В условиях современной России необходимо повысить эффективность госу-дарствеиной власти на уровне Федерации, федеральных округов и субъектов федерации. Можно сказать, что если государственная власть оказывает влияние на экономические, политические, правовые и духовные процессы на территории государства, то она эффективна. Влияние на экономические процессы в России федеральных органов государственной власти существенно, но ока не обеспечивает должного межрегионального взаимодействия, борьбы с контрабандой и теневой экономикой, контроля финансовых, товарных потоков, перемещения людей и транспорта. Влияние на правовые процессы заключаются не только в способности реализовать нормы Конституции РФ, федеральных законов и Указов Президента РФ и других нормативно-правовых актов, но и контролировать правотворческий процесс в субъектах Российской Федерации. Влияние на духовные процессы в субъектах Российской Федерации включает в себя и создание единого информационного, культурно-образовательного и языкового пространства. Сюда можно отнести и контроль за деятельностью религиозных организаций. Эффективность структур семи федеральных округхм заключается в том, насколько в них реализуются цели федеральной власти. Эффективность органов государственно» власти субъектов Российской Федерации зависит от отношений федеральных органов государственной власти и субъекта федерации, проблемы, мешающие эффективной деятельности государственных органов: -Несоответствие федерального и регионального законодательства. -Дублирование функций территориально-государственных органов и органов субъектов федерации. -Низкий уровень квалификации сотрудников, их непрофессионализм. -Трудности взаимодействия территориальных органов с органами исполнительной власти регионов (дублирование, конкуренция и т.д.). -Низкая материально-техническая база. -Нестабильность структур, социальная незащищенность. Дискретная государственная власть - это возникшая в условиях политического кризиса\оккупации прерывность гос.власти (например, территория СССР во время оккурации Германией).

62. Тенденции развития государственной власти и государственного управления в России


(=23)

63. Проблема эффективности государственной власти

(=61)

64. Легитимность государственной власти: понятие, признаки

Государственная, власть должна быть легитимной как по происхождению (установлению), так и по способам и методам реализации своих функций, «легитимность означает - качество взаимоотношений власти и подданных, которое выражается в добровольном признании ценности власги, в ее праве управлять», то необходимо различать легитимность и легальность (законность) власти. Легальность власти (законность) - это ее юридическая характеристика, а легитимность - это доверие и оправдание власти, ее нравственная характеристика. Выделяют типы легитимности: рациональный (установлено демократически и на основе законов), идеологический (по признанию идеологических ценностей власти), традиционный (в силу обычаев и веры в священность веками существующих порядков), харизматический (на вере в необычный дар властителя). Легитимация государсгвенной власги - это ее 1гризнание или подтверждение законное™ права на власть, обладание престижем. Теневая нлаегь может быть, также легалтована, если будет официально разрешена деятельность этих организаций, претендующих на власть.

Выделяют следующие формы легитимации государственной власти: - Признание государства и правительства международным сообществом, принятие государства в международные организации. - Принятие Основного Закона и иных важнейших законов страны на референдуме или издаваемых иным путем законов, которые одобряются подавляющей массой населения. - Институлизация действующих в рамках законов политических партий и движений, иных институтов гражданского общества. Однако, пожалуй, самым важным критерием является одобрение власти народом. Важнейшим элементом политической системы социальных, а следовательно демократических и правовых государств, является прямая демократия. Примером наиболее полного развития этого института является родина первого в мире референдума - Швейцария.. Но и в этой стране есть свои образцы совершенства прямой демократии. Все знают, что решение референдума обязательно д*№ государственной власти.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.