Рефераты. Актуальные проблемы теории государства и права (шпаргалки по билетам)

Термин «толкование права» обозначает два различных, но взаимосвязанных понятия: Ц определенный мыслительный процесс, направленный на установление смысла (содержания норм права), познавательная деятельность с целью установления содержания нормы права, изложенной в НПА; 2} результат данного мыслительного процесса, выраженный в совокупности суждений, раскрывающих содержание толкуемых норм.

Объектом толкования являются законы и подзаконные нормативные правовые акты. Важное значение имеют не только сформулированные в них нормы, но и преамбулы актов, другие содержащиеся в них правовые положения. Предметом толкования является историческая воля законодателя (нормодателя), выраженная в законе (в нормативном акте), т.е. «дух» закона. Воля законодателя по времени действия закона также учитывается, так как в последовавших за толкуемым законом актах могут содержаться нормы, прямо или косвенно меняющие содержание предшествующих актов.

Толкование норм права имеет два направления: уяснение «для себя» и разъяснение «для других». Уяснение смысла нормы права является необходимой предпосылкой для правильного понимания и реализации ее требований. Уяснение включает в себя: 1} установление подлинности НПА, подлежащего изучению, 2) уяснение текста НПА, «буквы закона», 2} познание воли нормотворческого органа (законодателя), «духа закона», 4) конструирование логической структуры нормы права на основе нормативно-правовых предписаний текста НПА.

Разъяснение правовой нормы осуществляется тогда, когда в процессе уяснения обнаруживаются неясности в ее содержании. Толкование представляет собой интеллектуальную деятельность, в процессе которой с научных позиций познаются свойства права, объективно и достоверно излагается суть предписаний, содержащихся в правовых нормах.

49. Сущность правосознания

Как и другие формы общественного сознания, правосознание производится общественными субъектами, взаимодействующими друг с другом в процессе правовой деятельности.

Правосознание зародилось в раннеклассовом обществе из реальных правовых связей, а его духовной почвой были мифы, религиозные верования. Сначала оно существовало в устной форме в виде запретов, возмездия, представлений о порядке, справедливости, затем фиксировалось письменно. Правовая мысль длительное время существовала в лоне мифологического и религиозного сознания. В средние века правосознание характеризовалось: 1) дифференциацией по сословно-классовой принадлежности, принятием общественного неравенства как естественного явления, 2} зависимостью от религии.

Ценность закона для людей, долг строго следовать его предписаниям наблюдались в древнем, средневековом обществах, которые были более религиозными, чем общество нового времени. Это было связано с идеями богоус-тановленности права.

Цравостнонне - это совокупность взглядов, представлений, мотивирующих правомерное поведение и служащих источником для законотворческого процесса, влияющих на реализацию права, его применение и соблюдение. Правосознание - это исторически развивающееся явление. Оно непосредственно связано с правом.

50. Правовой нигилизм истоки и профилактики

Правовой нигилизм, т. е. отрицательное отношение к праву, закону н правовым формам организации общественных отношений. В России оег имеет глубокие корни. «Правовая необеспеченность исконно тяготела над народом. Несправедливость одной половины его законов научила его ненавидеть и другую; он подчиняется им как силе. Полное неравенство перед судом убило в нем всякое уважение к законности. Русский, какого бы звания он ни был, обходит или нарушает закон всюду, где это можно сделать безнаказанно; и совершенно так же поступает правительство». Большой вред развитию правовых начал в обществе нанесла марксистско-ленинская идея об отмирании государства и права при социализме.

Правовой нигилизм имеет 2 формы — теоретической: (идеологической) и практической. В первом случае имеет место теоретическое обоснование правового нигилизма, когда ученые доказывают, что есть гораздо более важные ценности (например, мировая пролетарская революция), чем право вообще, а тем более право отдельного человека. Во втором случае происходит реализация указанных взглядов и учений на практике, что часто выливается в террор государства против своего народа.

В тех обществах, где правовой нигилизм воспроизводится самим государством в соответствующих масштабах, очень трудно, почти невозможно воспитать сколько-нибудь позитивное отношение к праву и среди населения, поскольку под правом неверно понимаются тот порядок, те предписания, которые устанавливаются законами и ведомственными нормативными актами. И тогда в обществе складывается широко распространенный среди населения обыденный, массовый правовой нигилизм. Кроме того, установленные государством предписания не соблюдаются государственными же органами, ведомственными и должностными лицами, чему тоже находятся соответствующие объяснения и оправдания («в интересах народа», и т. д.). В последнем случае в обществе складывается ведомственный правовой нигилизм.

В одном ряду с правовым нигилизмом находится прямо противоположное явление — правовой идеализм или романтизм, одним словом, преувеличение реальных регулятивных возможностей правовой формы. Платон наивно считал, что главным средством осуществления его замыслов строительства идеального государства будут идеальные законы, принимаемые мудрыми правителями. В эпоху Просвещения считалось достаточным, уничтожив старые законы, принять новые, и царство разума будет достигнуто. Сегодня многие люди и даже политики ошибочно возлагают на закон слишком большие надежды в деле переустройства нашего общества. Думается, что лишь достаточный политический и правовой опыт может развеять иллюзии правового идеализма.

51. Теория правового государства и практика его построения

Прав-ое гос-во родилось в нем. языке. Во всех иных языках эквивалентом данного понятия являлось «верховное право», «приоритетное право» и т.д. Родина теории прав-го гос-ва - Германия, (не в античности и не в средневековье). Все упирались в нем-ую философию. Основы теории прав-го гос-ва были разработаны Кантом. (1704-1804). У Канта нет в тексте понятия прав-го гос-ва, есть «гражданское правовое общество», «верховное право». Гос-во определено как союз людей подчиненные правовым з-ам - это и есть 1-ое определение прав-го гос-ва. Трактат к Вечному ми-ру(1794) здесь 7 правового гос-ва, собственная концепция прав гос-ва. I) Воинственность страны должно заключаться в перемирии. 2) В них должны пройти реформы 3) Страны после реформы будут готовы к заключению вечного мира. Так преобразование гос-ва чтоб каждое гос-во соответствовало правовому гос-ву с тл. Канта «Преобразование внутри гос-ва должно происходить на основе реализации принципов: \)Сво6оды (свобода зак-ся там, где начинается свобода другого); 2)Равенства; Ъ)Верховенсва права во всех сферах общественных отношений; ^Республиканизма; 5уГласности; (Справедливости; 1)Федерализма. Гегель когда имеет в виду концепцию правового гос-ва говорит о разделении власти: -власть государства, —власть правительства, — власть законодателя (нет судебной как самостоятельной). Гегель говорит о конст-ой монархии. Гегель сторонник унитарного гос-ва. В лит-ре спор: кто первый предложнл немецкий термин правового гос-ва. Вслькер(1813г.) в его работе впервые встречается термин. Далее Алексис далее Фонволя. Прав-ое гос-во- разумное гос-во цель кот всеобщее благо. Учение идет далее: прав-ое ггюяо-конст-ое гос-во. В 19 в нрав-ое гос-во- гос-во конституционное и социальное. Германская империя первая страна, реализовавшая теории па практике. Но Германия становится одним вз 1-ых фашистских гос-св. Главное то, что в этот период все ученые думали, что их гос-во правовое. 1988г. Пленум ЦК КПСС - взят курс на многопартийность «построить социализм с человеческим лицом» (Горбачев). Но с распадом СССР стали говорить просто о правовом гос-ве. Т. зрения, что правовое гос-во это утопия равно как нельзя создавать з-он. кот. был бы для всех справедлив.

52. Идеальные концепции государственного и общесгвенного устройства и их значение

Общество ищет политический идеал. Желание жить лучше заставляет людей совершенствовать государственно-правовые институты. Градовский «идеал есть определенное настроение наших нравственных сил». Одни идеальные политические модели сменяют другие. Однако все они утопичны. Манхейм связывал это с сознанием человека. «Утопичным является то сознание, которое не находится в соответствии с окружающим его бытием». Сколько было учений о совершенном общественно-политическом устройстве, столько было и их критиков. Новгородцев критиковал: теорию правового государства, социализма и анархизма. Он говорил «естественное многообразие и конкретная сложность жизни не могут быть заменены никакими упрощениями отвлеченной мысли». Революционное движение в России подняло интерес к социализму и анархизму. Старый государственный строй не удовлетворяет новую политическую элиту, и она ищет новые государственно-правовые формы. «Каждый из мыслителей, по-своему выражал ту истину, которая должна спасти людей, но все думали одинаково, что такая истина есть и что они знают ее». Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон, Макиавелли, Руссо, Кант, Гегель, Бакунин, Градовскнй, Ильин, Н. Алексеев и другие мыслители думали о грядущем блаженстве человечества или своего народа, создавая собственные политико-правовые и социальные модели, которые впоследствии стали достоянием мировой духовной культуры. Общественный идеал является принципом свободного универсализма, в котором выражается равенство, свобода н всеобщность индивидов. В XX в. самыми конкурентоспособными оказались теории анархизма, коммунизма и правового государства.

53. Способы толкования права.

Эффективность толкования зависит от уровня правосознания толкователя. Способы толкования - относительно обособленная совокупность приемов анализа правовых актов я правил толкования. Однако общепризнанными способами толкования являются языковой (или грамматический), исторический и систематический. Спорным является выделение логического толкования. Логическое толкование предполагает самостоятельное использование законов и правил логики.

Для устранения неясностей, которые возникают при грамматическом толковании норм права.

В качестве самостоятельного способа толкования выдвигается специально-юридический Специально-юридическое толкование - совокупность приемов, обособившихся от остальных способов толкования в связи с анализом специальных терминов, технико-юридических средств и приемов выражения воли законодательства. Анализ конкретных приемок этого толкования показывает, что они могут быть отнесены к той или ивой разновидности общепризнанных способов толкования.

Грамматическое (филологическое или языковое) толкование есть совокупность специальных приемов, направляемых на уяснение морфологической и синтаксической структуры текста акта. Оно охватывает уяснение отдельных слов и терминов, грамматический смысл всего предложения, группы предложений. Здесь выясняются род, число, падеж имея существительных и прилагательных, лицо, время, число и вид глаголов, значение употребляемых союзов, предлогов, знаков препинания и т.д. При таком толковании нужно выяснить, в каких словах, предложениях сформулированы гипотеза, диспозиция и санкция правовой нормы. При грамматическом толковании правовой нормы необходимо специально остановиться на выяснении отдельных терминов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.