Рефераты. Актуальные проблемы теории государства и права (шпаргалки по билетам)

3.   Государственная территория. Территория государства - это часть земного шара, представляющая собой внутреннее пространство, ограниченное сухопутной, водной и воздушной границами, а также недра до технически доступной глубины, на которые распространяется суверенитет государственной власти.

4.    Государственный суверенитет. Понятие «государственный суверенитет», т.е. верховенство власти государства внутри страны и независимость ее во вне (в пределах соблюдения суверенных прав других государств и общепризнанных норм международного права).

5. Духовное единство народа, или всеобщий интерес. Это есть усовершенствование совместной жизни посредством установления и поддержания справедливого правопорядка

1.2 Основные вторичные признаки государства

1.   Монополию на легитимное физическое насилие. Этот признак означает, что право на физическое насилие над людьми принадлежит только государству и не может принадлежать каким-либо иным социальным объединениям или отдельным лицам.

2.   Монополию на сбор налогов. Государству принадлежит монополия на легальный сбор налогов. Объем налогов зависит от уровня развития экономики, налог - это «обязательный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».

3.   Законодательство. Законы издаются государством и служат, главным образом, средством для достижения его целей.

4.     Безопасность государства. Безопасность государства - это многогранное понятие, предполагающее территориальную целостность, политике-правовую, социально-экономическую, экологическую и культурную его устойчивость 1.3. Неосновные (факультативные) признаки государства

1. Государственный язык. Его еще называют официальным языком. Это язык, используемый в законотворчестве и официальном делопроизводстве, судопроизводстве, обучении, в армии и т.д.

2.Государственная символика. Государственная символика, как правило, учитывает историю, природу государства, олицетворяет его суверенитет, самобытность, идеологию.

3.   Наличие национальной валюты



14. Сущность государства и ее аспекты

Сущность государства — смысл, главное, глубинное в нем, что определяет его содержание, назначение и функционирование. Основополагающим в государстве являются власть, ее принадлежность, назначение и функционирование в обществе, вопрос о сущности государства — это вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах. Сторонники теории элит, считают, что народные массы не способны осуществить власть, управлять общественными делами, что государственная власть должна бесконтрольно принадлежать верхушке общества — элите до тех пор, пока одну властвующую элиту не сменит другая. Технократическая теория: властвовать, управлять могут и должны профессионалы-у правленцы, менеджеры.

Названные теории страдают антидемократизмом, отрывают власть от народа.

Приверженцы демократической доктрины исходят из того, что первоисточником и пер во носителем власти является народ, что государственная власть должна быть народной, осуществляться в интересах и под контролем народа.

Марксистская теория доказывает, что политическая власть принадлежит экономически господствующему классу и используется в его интересах. Отсюда усматривается классовая сущность государства, посредством которой экономически господствующий класс становится политически господствующим. В развитых демократических странах государство постепенно становится эффективным механизмом преодоления общественных противоречий путем не насилия и подавления, а достижения общественного компромисса. Само существование государства в наше время связано не столько с классами и классовой борьбой, сколько с общесоциальными потребностями и интересами, что предполагает сотрудничество различных, в том числе противоречивых сил. Такое государство сосредоточивает свою деятельность на обеспечении социального компромисса, на управлении делами общества.

В демократическом государстве более значимой становится общесоциальная его сторона. Следовательно, анализ сущности государства требует учета обоих начал. Игнорирование любого из них сделает характеристику этой сущности односторонней.

На государство и его сущность наряду с общесоциальным и классовым началами нередко оказывают сильное влияние национальные и даже националистические факторы. Иногда государственная власть оказывается в руках узкой группы, клана либо отдельных лиц, выражает их интересы, но такая власть обычно свои интересы, выдает за общесоциальные и общенациональные.

15. Современное понимание связи сущности, формы, функций и механизма государства

(смотри №14)

Форма государства - это совокупность существенных способов (сторон) организации, устройства и реализации государственной власти, выражающих его сущность.

Традиционно считается, что под формой государства следует понимать организацию политической власти в государстве, взятую в единстве трех ее основных элементов - формы правления, формы государственного устройства и политического режима. При этом под формой правления имеется ввиду организация верховной власти государства, характеризующаяся ее источником, взаимоотношениями органов государства между собой и населением. Под формой государственного устройства подразумевается административно-территориальная организация государственного аппарата, соотношение территориальных частей государства и их органов с государством в целом. Под политическим режимом понимается конкретное проявление государственной организации, выражающееся в состоянии и характере демократии и политической свободы в государстве, или совокупность способов и методов осуществления диктатуры политических сил, стоящих у власти.

ФП: М(абс, конст:парл, дуал); Р(парл,през,смеш,с-п,соц). ФГУ: У; Ф(1-терр,нац,2-симм,несимм); К. Понятие и система функций государства.

Любое гос-во постоянно действует, пытаясь т.о. достичь поставленных целей и решить возникающие задачи. Деят гос-ва м\б активной или пассивной. Активная предполагает постоянное вмешательство гос-ва в политич, экономич и иные общ-кые процессы. Пассивная деят приводит к тому, что гос-во отстраняется от решения возникающих проблем. Выражение деятельности гос-ва явл ф-ции гос-ва, кот можно рассматривать как средство достижения поставленных задач. Анализ ф-ции гос-ва показывает: а)уровень его развития, б)характер взаимоотношения с др гос-вами, в)роль, кот. данное гос-во играет на конкретном историч этапе, г)место личности в гос-ве. В юр лит-ре под функциями гос-ва понимается основные направления его деят-ти, кот выражают сущность, цели, соц. назначение гос-ва по управлению об-вам. Признаки: 1)они представ, собой гл. напр, дея-ти гос-ва, 2)они выражают сущность гос-ва (часто реализуются в интересах тех людей, кот осуществляют вл), 3)они реализуются опред методом, 4)всегда имеют практическую направленность, 5)всегда охватывают деят. гос-ва целиком. Для реализации ф-ций гос-ва характерны объективный (проявл в том, что ф-ции зависят от общих закономерностей развития об-ва и гос-ва. Гос-во вынуждено выполнять свои ф-ции в противном случае оно приведёт к анархии) и субъективный (проявляется в том, что люди должны осознать необходимость гос ф-ции и должны им подчиняться) факторы. Структура: -субъект ф-ции гос-ва — гос ор-ган(учреждение), кот данную ф-цию выполняет, -объект ф-ции - сфера общ-ных отношений, на кот направлено гос воздействие, -содержание ф-ции - непосредственная деят гос-ва. В идеале все ф-ции гос-ва д\б направлены на достижение обшего блага, на обеспечение комфорта личности. В различ периоды существование государственности, ф-цни гос-ва имели различ характер. При этом наблюдается эволюция от агрессивно-принудительных к общесоциальным.

Механизм госудапства-sys гос органов и учреждений, кот. имеет иерархичную структуру и осуществляет гос вл. Признаки: -он рассматр как единое целостное образование, -имеет иерархичную структуру, -сущ-ет для выполнения ф-ций гос-ва, -облад спец инструментами принуждения, -в деят-ти мех-ма гос-ва принимает участие т.н. «управлен-иы». Принципы: 1)законности, 2)демократизма, 3)разделения властей, 4)гласности, 5)ирофессионализм. Подсистемы мех-ма гос-ва: а)высшис органы власти и управления, б) органы иласти и управления субъектов(в федерациях), a)opi аны правопорядка, г)МСУ. Классификация'. I )в jae-rtiu от способа возникновения: а)исрвичные(во:тикают либо в рез-те   наследственной   передачи   власти (монархня),  либо   в   рез-те   непосредственного   народного   волеизьявления (Президент в республике)}, б)производные (вторичные). Возникают по инициативе первичных органов. 2}-\\- V полномочий: а)высшие (президент), б)органы субъектов (в федерациях), в)местные органы (мэр, гор дума). 3)-\\- компетенции: а)органы общей компетенции (Парламент), б)органы спец компетенции (Суды). 4)-И- порядка принятия решения: а) коллегиальные( парламент), б)единоличные(президент). 5)-\\- принципа разделения властей: законодательные: -обшефедеральный парламент (1или2палатный); выделяется левое, правое или центристское крыло, -парламенты республик в составе РФ. б)исполнительные: -центральные(президент, правительство, министерства и ведомства), -органы субъектов(отраслевые областные министерства), -местные органы. в)судебные органы: -высшие суды, -суды общей юрисдикции, -спец суды. Помимо судов: I.нотариат, 2.адвокатура, 3.прокуратура.

16. Основные современные концепции понимания права

В эпоху перехода от первобытно-общинного строя к цивилизации возникла необходимость поддержания единого порядка. Таким средством явилось право - система социальных норм, установленных и санкционированных государством, что отличало его от обычаев родового строя и иных социальных норм. Через свои органы государство обеспечивало исполнение права и его охрану от нарушений.

В настоящее время в теории права существует множество подходов к определению понятия «право». Термин "право" моралистами, богословами и некоторыми философами понимается в смысле "справедливого" и "справедливости", тогда как для юристов этот термин означает комплекс "юридических нормативов и правил".

Юридическое понимание права.: «Право - это система норм и полномочий свободного общественно-политического существования формально равных субъектов. Правовые нормы и полномочия (требования, притязания) должны быть сформулированы в законах и других общеобязательных актах государства, т.е. должны признаваться и защищаться государством».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.