Рефераты. Игровые моменты и опорные конспекты на уроках истории

ориентировочной структуры и организации деятельности. «В ролевой игре

человек сталкивается с неопределенной ситуацией, когда при отсутствии

естественного стихийного «организма», в котором существует реальная

деятельность, необходимо эту деятельность воспроизводить. Для того, чтобы

решить подобную задачу, играющий-исполнитель той или иной роли должен

привнести в «пустую» ситуацию содержание реальной деятельности. Такое

привнесение, конечно, возможно только на основе глубокого знания

воспроизводимой деятельности, социальных ролей, разыгрываемой проблемы и

умения осознать, отрефлексировать данную деятельность и ту ситуацию, в

которой она осуществляется. По существу, участнику предлагается проделать

работу по реконструкции систем ориентиров, на которые он опирается в ходе

реальной деятельности. Эти условия повторяют ту задачу, которую решает

актер, пытаясь выполнить на сцене (т.е. без естественного оправдания) то

или иное действие. И не случайно в ходе ролевых игр часто встречаются

похожие на описанные К.С. Станиславским трудности и феномены: действие,

которое кажется таким легким и простым в реальной жизни, невозможно

выполнить на сцене».[34] Причина понятна: чем действие «легче», т.е. более

автоматизировано выполняется, тем меньше мы осознаем процесс его выполнения

и те ориентиры, на которые опираемся при его реализации. Понятны и другие

отмечаемые в литературе факты: «ролевая игра не эффективна, просто «не

идет», перерождается в дискуссию, если участники не знакомы с

непосредственно воспроизводимой деятельностью. Так, при организации

переговорных игр студенты не могут наладить естественные переговоры, а

начинают как бы излагать теоретический материал по проблеме, превращая

«переговоры» в теоретическую дискуссию».[35]

Вышеизложенное позволяет объяснить еще один любопытный факт: будто бы

случайное различие в областях применения деловых и ролевых игр. Его

объясняют тем, что: «деловые игры предложены экономистами и военными,

поэтому основная область приложения метода - экономика и политика, военное

дело, а ролевые игры предложены социальными психологами, поэтому основная

область их применения - это тренинг коммуникативных навыков».[36] Хотелось

бы подчеркнуть неслучайность этого явления. Попробуйте организовать деловую

игру, имитирующую собственно процессы общения! Это очень непросто прежде

всего потому, что в психологии отсутствуют теоретические представления о

процессах общения, достаточные для описания полной ориентировочной основы

данной деятельности, которые могли бы быть положены в основу имитационной

модели, С другой стороны, именно та или иная экономическая, управленческая

и ряд других деятельностей и конкретных развитых предметных областей знания

легче поддаются рефлексии и моделированию, и в действительности в

конструкцию деловых игр закладываются те реальные модельные представления

(часто математические модели) об экономических и социальных процессах,

которые существуют в современной науке.

2.2

Особенности проведения деловой игры «Работа над проектом» на уроках

истории

Деловая игра «Работа над проектом» является одним из самых

перспективных видов деятельности учащихся по овладению оперативными

знаниями в процессе социализации. Это достаточно новый вид деятельности для

школьников, к сожалению, не получивший должного применения ни в начальной,

ни в основной школах. Однако, огромные объемы учебного материала, высокие

требования к выпускникам и учителю в современной школе, подталкивают

педагогов к поиску инновационных форм учебной деятельности, интерактивных

методов обучения, и в том числе — к применению проектов. «Проект побуждает

учащегося проявить интеллектуальные способности, нравственные и

коммуникативные качества, демонстрировать высокий уровень владения знаниями

и общеучебными умениями, целеполагание, способность к самообразованию и

самоорганизации. В процессе проекта учащиеся синтезируют знания в ходе их

поиска, интегрируют информацию смежных дисциплин, ищут более эффективные

пути решения задач проекта, общаются друг с другом. Совместная

деятельность реально демонстрирует широкие возможности сотрудничества, в

ходе которого учащиеся ставят цели, определяют оптимальные средства их

достижения, распределяют обязанности, всесторонне проявляют компетентность

личности. Проектная деятельность наглядно демонстрирует возможности моно -

и полипредметного, индивидуального и группового (разнообразных

образовательных маршрутов) проектов».[37]

Проект — в переводе с латинского означает "самостоятельный поиск пути"

("брошенный вперед"). Существуют разные типы проектов, но в школе

применяется только один — учебно-познавательный.

Учебно-познавательный проект — это: «ограниченное во времени,

целенаправленное изменение определенной системы знаний на основе конкретных

требований к качеству результатов, четкой организации, самостоятельного

поиска решения проблемы учащимися».[38] За определенное время (от одного

урока до 2-3 мес.) учащиеся решают познавательную, исследовательскую,

конструкторскую, либо другую задачу. Необходимо получить новые знания в

ходе решения учебно-познавательной проблемы.

Главные условия организации работы над проектом.

1. Профессионализм учителя, знание им особенностей проектной методики,

осознание широких возможностей развития учащихся в процессе проектной

деятельности.

2. Обучение учащихся и овладение ими технологии проектной

деятельности (умение определять цель, задачи, видеть предмет исследования,

определять гипотезу, планировать собственную деятельность и своих

товарищей). Способность четко, систематически выполнять спланированную

работу, что является непременным условием для развития школьников,

участвующих в реализации проекта, достижении цели проекта.

3. Стремление учащихся участвовать в работе над проектом; определенный

уровень владения знаниями по предмету и общеучебными интеллектуальными

умениями.

4. Начатую совместную работу учителя и учащихся по проекту следует

доводить до конца, поэтапно согласуя ее промежуточные результаты с

учителем.

5. Доступность информации о ходе проекта.

Методика проектной деятельности.

1. Выбор проблемы, обоснование практической значимости ее результата.

2. Определение цели и поэтапных задач.

3. Определение масштабов работы, средств и методов достижения цели,

рамки интеграции с другими предметами, предполагаемые сложности, сроки,

разделение всей работы на этапы.

4. Формулировка гипотезы, идеи реализации.

5. Выбор исполнителя или команды для осуществления проекта.

Распределение обязанностей на каждом из этапов проекта при всеобщем

равноправии участников. Мотивация участников.

6. Планируя проект, необходимо продумать его общую модель и ее

структуру. (Модель - это условный образ, схема конечного результата

проекта).

7. Выбрать двух учащихся, отвечающих за информационное обеспечение

проекта – выпуск бюллетеней. Обозначить основные принципы оформления,

периодичность выпуска.

Требования учителя:

- Проект разрабатывается по инициативе учащихся, но тема может быть

предложена учителем. Тема для всего класса может быть одна, но пути ее

реализации в каждой группе будут разные. Возможно одновременное выполнение

учащимися в классе разных проектов.

- Проект следует сделать значимым для ближайшего и опосредованного

окружения учащихся.

Работа по проекту носит исследовательский характер, моделирует работу в

научной лаборатории и поэтому необходимо разработать аппарат исследования,

обосновать его.

- Проект педагогически значим, то есть учащиеся в процессе его

осуществления приобретают новые знания, строят новые отношения, овладевают

общеучебными умениями.

- Проект заранее спланирован, сконструирован совместными усилиями учителя и

учащихся, в то же время, по мере его развертывания, допускается гибкость и

изменения.

- Проект рекламируется в рамках класса, параллели, школы с целью повышения

мотивации участия в его реализации, осознания его общественной значимости.

- Проект реалистичен, имеет определенную практическую значимость,

сориентирован на возможности учащихся. Предполагает широкое разнообразие

тем.

Этапы проектирования:

1. Исходный.

разработка основных идей, констатация изученности проблемы, сбор и

анализ данных, обоснование актуализации, формулирование гипотезы

(предположение о результатах и путях их достижения).

2. Этап разработки.

Выбор исполнителя (одного или нескольких), формирование команды,

распределение обязанностей, планирование работы, разработка содержания

этапов, определение форм и методов управления и контроля, коррекция со

стороны педагога.

3. Этап реализации проекта.

интегрирование и аккумулирование всей информации с учетом темы, цели.

Подготовка наглядно-графического материала, разработка аудио-видео ряда

проекта. Контроль и коррекция промежуточных результатов, соотнесение их с

целью, руководство, координация работы учащихся.

4. Завершение проекта.

Представление и защита проекта в классе, на конференции,

внутришкольной параллели и т.д. Сопоставление первоначальных целей и

результатов исследования. Оценка и подведение итогов. Расформирование

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.