Рефераты. Игровые моменты и опорные конспекты на уроках истории

столько всевозможности, сколько столкновения с жестко детерминированной

жизненной реальностью (пожалуй, эта ситуация даже «жестче», чем реальная

жизнь, ведь в так называемой реальной жизни часто можно уйти от решения той

или иной проблемы, реально или психологически, можно прибегнуть к обману,

игру же обмануть нельзя, нельзя отсрочить решение той или иной

задачи)».[31]

Можно выделить следующие приемы и подходы к использованию деловой игры на

уроках истории: игра выступает как модель реальных исторических событий и

ситуаций, исход которых известен или используется как модель возможных в

будущем исторических событий, прогнозируя возможный исход моделируемых

событий в действительности.

Поскольку в литературе нет единства по вопросам о сущности деловой

игры и методики ее конструирования, то нет и общепринятого представления о

структуре игры, хотя многие структурные элементы являются общими при разных

подходах. Как правило, авторы исходят из своего эмпирического опыта и

здравого смысла, конструируя деловую игру или заимствуя ее структурные

компоненты у других авторов.

Основой разработки деловой игры является создание имитационной и

игровой моделей, которые должны органически накладываться друг на друга,

что и определяет её структуру. Итак, «деловая игра — это форма активности

ученика, которая протекает в ограниченном пространстве и времени, как

действия с предметом, имеющим непосредственное значение в его обыденной

жизни, преследующие цель изменения переживаний «Я» по отношению к этому

предмету».[32] Иными словами — деловые игры непосредственно связаны с

обеспечением обыденной жизни человека. Стоит отметить следующий момент. Мы

уже говорили, что существует достаточно большое количество сфер

использования деловых игр, однако в дальнейшем изложении мы будем говорить

только об учебных (дидактических) деловых играх!

Учебные деловые игры, как и все другие виды игр, имеют свою структуру.

Эту структуру можно описать следующими понятиями (см. приложение 9):

Проспект деловой игры — в нём раскрывается концепция игры, её общее

содержание, условия применения, т.е. говорится о том, зачем необходимо её

проведение, какие отношения и люди моделируются в данной игре, на какую

аудиторию она рассчитана и т.п. Сюда входят:

- сценарий — в котором даётся характеристика объекта деловой игры,

устанавливаются и обосновываются роли, устанавливаются правила;

- игровая обстановка — отражает принципиальные решения по формам

взаимодействия игроков в процессе проведения игры (с использованием

дополнительной литературы, использование ЭВМ, использование документов и

т.п.);

- регламент — заранее обозначенное, конкретное время проведения как всей

игры, так и отдельных её этапов описанных в сценарии. Для проведения игры

назначается (выбирается) руководитель игры. В учебных деловых играх им

может быть учитель в функциональные обязанности которого входит подготовка

необходимых документов и материалов, обеспечение игровой обстановки,

распределение обязанностей между другими участниками игры, определение и

сообщение им правил взаимодействия в процессе игры и во время подготовки к

ней.

Затем формируются игровые команды и распределяются роли между

игроками. «Число команд и игроков зависит как от характера и содержания

игры (соответственно сценарию), так и от возможностей обеспечения каждой

команды необходимыми материалами игры. Если к игрокам предъявляются

конкретные требования (например, уровень компетенции), то их подбор ведётся

с помощью специальных методик (чаще всего тестов). При необходимости

устанавливается возможность совмещения игроками нескольких ролей или

исполнение одной роли несколькими игроками».[33] Важное значение при

проведении деловых игр имеет определение начального уровня подготовки

игроков, а также допустимость участия в конкретной игре учеников с разным

уровнем знаний, умений и навыков. Это особенно важно при создании малых

групп в соответствии со сценарием игры, поэтому особое значение приобретает

исследование уровня компетентности игроков во владении игровым предметом.

В деловых играх в обязательном порядке должна существовать группа

экспертов — людей наиболее компетентных в предмете игры. При необходимости

проводится предварительное обучение экспертной группы с учётом вида и

объёма предстоящей игры (чаще всего, учащимся рекомендуют дополнительные

литературные источники, обеспечивающие при их использовании необходимую

компетентность экспертов). Кроме этого, для проведения деловых игр,

желательно создание счётной группы (поскольку большинство деловых игр носят

соревновательный характер). В большинстве случаев, счётные группы создаются

из числа наблюдающих игру. Протоколы для записи счёта должны быть заранее

согласованы с руководителем игры и экспертами. Ещё одна немаловажная

деталь. Для создания игровой ситуации необходимы специальные люди (т.н.

мартышки), которые должны заниматься созданием всякого рода «помех» и

случайных ситуаций, что, в большинстве случаев, служит основанием для

принятия тех или иных решений участниками игры. При отборе «мартышек»

руководителю необходимо ориентироваться на качества нестандартности

мышления своих учеников.

Игровые мотивы участников в принятии игровых решений и осуществлении

игровых действий являются очень важными для успешного проведения всей игры

в целом. Создание игровых мотивов — одна из важнейших задач руководителя

игры.

Игровая роль — чаще всего отражение какой-то реальной социальной роли

или положения участника в структуре уже существующих игровых отношений.

Время пребывания каждого участника игры в определённой роли определяется

задачами обучения, которые решаются в данной игре и регулируются

руководителем игры в зависимости от её результатов.

Вход в деловую игру обеспечивается определёнными исходными данными о

предмете игры, причём их реалистичность для учебной деловой игры совсем не

обязательна. В исторических деловых играх достаточна правдоподобность

исходных данных и сведений по предмету игры, при этом, участники игры или

её руководитель могут менять исходные данные по ходу действия (хотя в

большинстве случаев это означает начало новой игры).

Выходом учебной деловой игры являются те результаты, которые

преследовались при её проведении: для учащихся — это новый опыт переживания

возможностей своего Я; для руководителя игры — накопленный опыт организации

игровой деятельности и материалы, которые могут стать основой следующего

тура игры или для разработки новой.

Последовательность действий участников деловой игры определяется

областью возможных решений, т.е. возможными свойствами предмета игры. В

оснащение деловых (как впрочем и других) игр входят инструкции программы

алгоритмы действия; задания и способы обработки полученных результатов.

Катализатором деловых игр обычно выступает руководитель, который определяет

время, следит за соблюдением регламента и темпа игры. Стимулы к игре должны

иметь все её участники, для учащихся такой стимул общеизвестен — отметки по

учебному предмету.

При проведении деловых игр, обычно используются следующие принципы их

организации, знание которых позволяет руководителю игры точнее

сформулировать её назначение и сориентироваться при конкретных

обстоятельствах своей деятельности:

. Полное погружение участников деловой игры в её проблематику. Этот

принцип предполагает, что во время проведения игры её участники должны

заниматься изучением и анализом только тех вопросов, которые относятся

к данной игре. В некоторых случаях целесообразно, чтобы игра

продолжалась девять - одиннадцать часов в сутки, при этом желательно,

чтобы и в нерабочее время участники игры продолжали общаться между

собой. Такой марафон, естественно, требует тщательного продуманного

плана проведения всех этапов игры. Это способствует созданию

благоприятной атмосферы для творческой отдачи всех участников игры.

. Постепенное вхождение участников деловой игры в игровую ситуацию. Суть

в том, что основные сведения для игры получают не до начала игры, а в

процессе самой игровой деятельности и делается это через реализацию

педагогического принципа от простого к сложному.

. Равномерная нагрузка — распределение материалов во времени и по

возможностям игроков. Реализации этого принципа способствуют:

использование тестов для оценки уровня компетентности играющих и для

периодической оценки их знаний; перемещение участников группы на

разных этапах игры (там где это соответствует сценарию), их назначение

на разные игровые должности; создание специальных ситуаций для

демонстрации группе слабо изученных ею вопросов.

. Критерием отбора того или иного элемента правдоподобия игры должна

быть оценка его влияния на цели проведения деловой игры.

. Участие в игре лиц более высокого социального статуса, чем основные

игроки. Участие учителей, классного руководителя, завуча или директора

школы как действующего участника игры прямо сказывается на её

достижениях.

В заключение хотелось бы отметить следующее. Если сравнить ситуацию

деловой игры с той ситуацией, с которой человек сталкивается в ролевой

игре, то можно увидеть кардинальные отличия, обусловленные отсутствием

имитационной модели в последней, а значит, не предполагающей внешней

материализованной (в виде системы игровых правил) экспликации

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.