Рефераты. Игровые моменты и опорные конспекты на уроках истории

После розыгрыша дат «купцы» приглашаются в видеозал, где они должны

определить, в связи с какими историческими событиями и когда были построены

памятники культуры.

На экран проецируются следующие иллюстрации:

Церковь Вознесения в Коломенском (1530 год, построена в честь рождения

Ивана четвёртого).

Храм Василия Блаженного ( 1552 год, построен в честь взятия Казани).

Казанский собор в Москве (1612, в память освобождения Москвы от

поляков).

Здание Московского государственного университета (1755, открытие

первого российского университета).

Подведение итогов игры.

1. Полнота содержания ответа (разносторонняя характеристика исторического

деятеля, исторического события или факта прошлого) – 10 баллов.

2. Историчность (учёт особенностей соответствующего периода) – 10 баллов.

3. Артистизм исполнителей – 15 баллов.

4. Использование средств наглядности – 10 баллов.

5. Степень участия каждого участника группы – 15 баллов каждому активному

участнику.

Группы не принимавшие непосредственного участия в игре, получают баллы

за активную работу в классе (при подготовке к игре), выполнение проблемных

заданий в ходе игры, ответы на вопросы героев игры и участие в разрешении

их споров, оценки поступков того или иного исторического деятеля.

Приложение 7

Структура учебного процесса на основе дидактических игр

Создание проблемной ситуации:

введение моделирующей (игровой) ситуации

Ход игры: «проживание» проблемной ситуации

в её игровом воплощении, действие учащихся

по игровым правилам, развёртывание игрового действия

Подведение итогов игры.

Самооценка действий участников

Обсуждение хода и результатов игры – игровых

Действий и переживаний участников. Анализ игровой

(моделирующей) ситуации, её соотношения с реальностью.

Учебно-познавательные итоги игры

Приложение 8

Технология организации дидактических игр

|Этап подготовки игры |Разработка игры |Разработка сценария; |

| | |План деловой игры; |

| | |Общее описание игры; |

| | |Инструктаж; |

| | |Материальное |

| | |обеспечение. |

| |Ввод в игру |Постановка проблемы и |

| | |цели; |

| | |Условия игры; |

| | |Регламент и правила; |

| | |Распределение ролей; |

| | |Формирование групп; |

| | |Консультации. |

| | | |

|этап проведения игры |Групповая работа над |Работа с источником; |

| |заданием |Тренинг; |

| | |Мозговой штурм; |

| | |Работа с игротехником. |

| |Межгрупповая дискуссия |Выступления групп; |

| | |Защита результатов; |

| | |Правила дискуссии; |

| | |Работа экспертов. |

| | | |

|этап анализа и | |Выход из игры; |

|обобщения | |Анализ и рефлексия; |

| | |Оценка и самооценка |

| | |работы; |

| | |Выводы и обобщения; |

| | |Рекомендации для |

| | |дальнейшей работы. |

Приложение 9

Этапы организации деловой игры

|Этап 1: |Этап 2: Ввод |Этап 3: |Этап 4: |Этап 4: |

|Разработка |в игру. |Групповая |Межгрупповая |Анализ и |

|(конструирование| |работа по |дискуссия. |обобщение. |

|) игры. | |заданиям. | | |

|Диагностика |Разъяснение |Поиск |Выступление |Вывод из |

|учебно - |смысла игры и|информации. |группы (защита|игры. |

|воспитательного |её программы.| |идеи, | |

|процесса и | | |проекта). | |

|определение | | | | |

|задач, которые | | | | |

|предстоит | | | | |

|решить. | | | | |

|План, сценарий, |Знакомство с |Разыгрывание |Открытый |Оценка игры |

|ориентация |правилами, |игровой |микрофон. |экспертами. |

|участников на |условиями и |ситуации. | | |

|исполнение |регламентом. | | | |

|игровой роли. | | | | |

|Правила |Распределение|Мозговой |Коллективный |Анализ и |

|(условия), |ролей |штурм. |анализ |рефлексия. |

|инструкции для |(групповых и | |(взаимооценка)| |

|команд и |личных). | |. | |

|игроков. | | | | |

|Проблема |Постановка |Подготовка | |Выводы, |

|(название) игры,|конкретных |спикера | |рекомендации|

|формулирование |задач, |(избранного | |, принятие |

|общей и частной |определение |лидера). | |общего, |

|цели для групп, |регламента | | |коллективног|

|участников игры.|выступлений. | | |о решения. |

| |Назначение | | | |

| |(выборы) | | | |

| |группы | | | |

| |экспертов. | | | |

|Игровое последействие! |

2.3

Деловая игра «Мозговой штурм»

Правила "мозговой атаки".

1. Выбор ведущего при равноправном положении всех участников.

2. Свобода воображения. Авансированно-доброжелательный настрой на

партнеров.

3. Возможны лишь уточняющие вопросы, поощрение и поддержка партнеров.

Это не относится к экспертам.

4. Неприемлемость критических замечаний и промежуточных оценок в

процессе «штурма» (например: «согласен, но можно и по-другому»). Возможны

дополнения и комбинирование идей.

5. Четкость и обобщенность формулирования суждений, идей. Действие по

принципу: чем больше идей, решительнее атака, тем ближе достижение цели

штурма.

6. Свобода от некоторых (предварительно обозначить) педагогических

стереотипов и традиций. Доброжелательный настрой и раскованность

участников.

7. Активность всех участников команд оценивается баллами. Пассивные

участники дают повод экспертам снимать баллы команде.

8. Оптимизм и уверенность.

Этапы и методы проведения игры «Мозгового штурма».

I. Формулировка учебной проблемы, обоснование задачи ее решения.

Определение условий и правил коллективной работы. Указывается, что за

нарушение правил снимается от 2 до 4 баллов с группы. Образование рабочих

групп по 3-5 человек и экспертной группы, которая должна будет оценить и

отобрать лучшие из идей. Весь класс распределяется по группам (не более 5).

Эксперты занимают свои места в группах. (Экспертов либо дети выбирают, либо

назначает учитель, но в любом случае это должны быть хорошо подготовленные

учащиеся, знающие проблему с разных сторон, способные аргументировать свою

позицию.)

II. Экпресс-разминка. Быстрый поиск ответов на вопросы и задачи

тренировочного характера, подготовленные ведущим (либо учителем). Это

одновременно настрой и проверка работы групп: учащиеся в группах пробуют и

проверяют свой интеллектуальный потенциал.

III. «Штурм» поставленной проблемы. Правила не напоминаются. Еще раз

ведущим быстро уточняется задача. Напоминается о соблюдении объявленных

заранее правил. Генерирование идей в группах под наблюдением экспертов

начинается по сигналу учителя одновременно во всех группах (звонок

будильника начинает и заканчивает работу групп, поэтому необходимо его

завести на определенное время). В группе участники поочередно высказывают

вслух свои идеи. Эксперты в своих группах фиксируют идеи, работу каждого,

соблюдение ими правил. "Штурм" проблемы в группах длится 10-15 минут.

IV. Обсуждение экспертами итогов работы групп.

V. Отбор и оценка наилучших идей.

VI. Сообщение о результатах «мозговой атаки» («штурма») по очередности

выполнения задания или по часовой стрелке (обговорить заранее).

VII. Публичная защита наилучших идей.

Перечень примерных заданий для «Мозгового штурма».

1. Сравните культуру европейского и русского крестьянства. Найдите

отличия между ними.

2. Л.Гумилев высказывал мысль, что монголо-татарского ига Руси не

существовало. Приведите аргументы "за" и "против" данной точкой зрения.

Аргументируйте свою позицию.

3. Определите преимущества и недостатки политического курса

московских князей по сравнению с другими русскими князьями в XIV веке.

5. Покажите роль Реформации и Контрреформации в формировании ценностей

и идеалов европейца.

6. Сравните католическое, православное и лютеранское учения. Что

общего между ними и в чем отличия ?

7. Роль интеллигенции в культурной и общественной жизни России в XIX

веке.

-----------------------

[1] Короткова М. В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории.

М., 2001. С. 3.

[2] Левитес В. Г. Школа для профессионалов. Семь уроков для тех кто учит.

Воронеж, 2001. С. 26.

[3] Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1999. С. 8.

[4] Эльконин Д. Б. Психология игры. С. 45.

[5] Борзова Л. П. Игры на уроке истории. С.23.

[6] Гуревич А. Я. История конца 20 века в поисках метода. М., 1999. С. 15.

[7] Букатов В. М. Педагогические таинства дидактических игр // Преподавание

истории в школе. 1997. № 3. С. 38.

[8] Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Как сегодня преподавать историю С. 29.

[9] Алексеева Н. М. Игры на уроках истории // Преподавание истории в школе.

1994. № 4. С. 27.

[10] Озеркова И. А. Ролевые игры как технология самовоспитания // Школьные

технологии. 2000. № 1. С. 183.

[11] Озеркова И. А. Ролевые игры как технология самовоспитания. С. 187.

[12] Озеркова И. А. Ролевые игры как технология самовоспитания. С. 187.

[13] Борзова Л. П. Игры на уроках истории. С. 18.

[14] Занько С. Ф., Тюнников Ю. С., Тюнникова С.М. Игра и учение. Теория,

практика и перспективы игрового общения. В 2 т. М., 1992. Т 1. С. 6.

[15] Короткова М. В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории.

С. 24.

[16] Чуракова Р. Г. Моделирование педагогических ситуаций в ролевых играх

//Преподавание истории в школе. 1997. № 3. С. 28.

[17] Игровое моделирование: теория и практика /под ред. Ладенко И. С.

Новосибирск, 1987. С. 132.

[18] Занько С. Ф., Тюнников Ю. С., Тюнникова С. М. Игра и учение. Теория,

практика и перспективы игрового общения. В 2 т. Т 2. С. 130.

[19] Игры на уроках истории. Из опыта работы учителей // Преподавание

истории в школе. 1989. № 4. С. 36.

[20] Игровое моделирование: теория и практика /под ред. Ладенко И. С.

С. 141.

[21] Занько С. Ф., Тюнников С. Ф., Тюнникова С. М. Игра и учение. Теория,

практика и перспективы игрового общения. В 2 т. Т 2. С. 132.

[22] Борзова Л. П. Игры на уроках истории. С. 95.

[23] Озеркова И. А. Ролевые игры как технология самовоспитания. С. 37.

[24] Игры на уроках истории. Из опыта работы учителей. С. 40.

[25] Там же.

[26] Голов А. А. Методологический анализ игры. Проблемы методологии. М.,

1984. С. 173.

[27] Алапьева В. Г. Методические рекомендации по организации учебно-

технических и деловых игр. Екатеринбург, деловая книга, 1999. С. 4.

[28] Айламазьян А. М. Актуальные методы воспитания и обучения: деловая

игра. М.: Владос, 2000. С. 32.

[29] Ладенко И. С. Игровое моделирование: методология и практика. С. 19.

[30] Выготский Л. С. Игра и её роль в психологическом развитии ребёнка

//Вопросы психологии. 1996. № 6. С. 35.

[31] Абрамова Г. С. Деловые игры: теория и организация. Екатеринбург:

Деловая книга, 1999. С. 12.

[32] Ананьева В. Г. методические рекомендации по организации учебно-

технических и деловых игр. С. 34.

[33] Абрамова Г. С., Степанович В. А. Деловые игры: теория и организация.

С. 27.

[34] Ладенко И. С. Игровое моделирование: методика и практика. С. 78.

[35] Педагогика и психология игры. Межвузовский сборник научных трудов.

Новосибирск: НГПИ, 1985. С.275.

[36] Абрамова Г. С., Степанович В. А. Деловые игры: теория и практика. С.

4.

[37] Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегральной

технологии обучения // Классный руководитель. 2001. № 8. С. 40.

[38] Левитес Д. Г. Практика обучения: современные образовательные

технологии. М.: Владос-пресс, 1998. С. 32.

[39] Гуревич А. Я. История конца двадцатого века. В поисках метода. М.:

Владос-пресс, 1999. С. 10.

[40] Кларин М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических

поисках. М., 1989. С. 41.

[41] Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Просвещение,

1998. С. 54.

[42] Кулакова Н. И. Игровые ситуации и опорные конспекты на уроках истории

// Преподавание истории в школе. 1999. № 8. С. 31.

[43] Мирошниченко Н. П. Преподавание истории древнего мира по системе В. Ф.

Шаталова //Преподавание истории в школе. 1990. № 4. С. 21.

[44] Шевченко С. Д. Школьный урок: как научить каждого. М.: Владос-пресс,

1999. С 54.

[45] Там же. С. 34.

[46] Шаталов В. Ф. Эксперимент продолжается. М., 1989. С. 11.

[47] Мирошниченко Н. П. Преподавание истории древнего мира по системе В. Ф.

Шаталова // Преподавание истории в школе. 1990. № 6.

[48] Левитес Д. Г. Практика обучения: современные образовательные

технологии. М.: Владос, 1998. С. 123.

[49] Шевченко С. Д. Школьный урок: как научить каждого. С. 35.

[50] Шаталов В. Ф. Эксперимент продолжается. С. 98.

[51] Мирошниченко Н. П. Преподавание истории древнего мира по системе В. Ф.

Шаталова. С. 25.

[52] Там же. С. 26.

[53] Монахов М. В. Технологические основы проектирования и конструирования

учебного процесса. С. 87.

[54] Шаталов В. Ф. Эксперимент продолжается. М., 1989. С. 64.

[55] Оберман В. Я. Опорные конспекты и схемы на уроках истории. //

Преподавание истории в школе. 1996. № 3 . С. 20.

[56] Беспалько В. П. Слагаемые педагогических технологий. М.: Владос, 1998.

С. 47.

[57] Борзова Л. П. Игры на уроках истории. М.: Владос-пресс, 2001. С. 23.

[58] Там же. С. 25.

[59] Занько С. Ф., Тюников Ю. С., Тюникова С. М. Игра и учение. Теория,

практика и перспективы игрового общения. В 2 т. М., 1992. Т 1. С. 49.

[60] Шаталов В. Ф. Эксперимент продолжается. М., 1989. С. 78.

[61] Шаталов В. Ф. Эксперимент продолжается. С. 56.

[62] Мирошниченко Н. П. Преподавание истории древнего мира по системе В. Ф.

Шаталова // Преподавание истории в школе. 1990. № 4. С. 39.

[63] Кулакова Н. И. Игровые ситуации и опорные конспекты на уроках истории

// Преподавание истории в школе. 1999. № 8. С. 42.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.