Рефераты. Игровые моменты и опорные конспекты на уроках истории

очень многое. И, наконец, в качестве ещё одного предшественника, можно

назвать ежегодно повторяемое (с начала 80-х годов) на Бородинском поле

сражение русской и французской армий.

Термин «ролевая игра» весьма многозначен. В данной работе мы

рассматриваем ролевую игру как: «процесс создания игрового мира с

погружением в него игрока как самостоятельной личности». [10] Рассмотрим

данное определение подробнее.

Игровой мир может отражать реальный мир, а может и не отражать его,

будучи миром условно историческим или вымышленным организаторами игры.

Однако в любом случае он должен быть целостным. Многие наивно полагают, что

достаточно задать начальную игровую ситуацию, но на практике этого очень

мало. В этом случае, игра прекратится, как только возможности заданной

ситуации будут исчерпаны. Игровой же мир представляет собой множество

органически связанных между собой действительных и возможных ситуаций.

Создать его, разумеется, труднее, чем отдельную ситуацию, но это окупается

богатством игровых возможностей. Чем продуманней замысел игрового мира, тем

больше у игроков возможностей самореализоваться в нём. Естественно, мир,

пусть даже самый фантастичный, должен быть достоверным для игроков, иначе

игра просто не получится.

Мир создаётся в процессе игры, а не до её начала, и в его создании

принимают участие все игроки, независимо от взятой на себя роли. Именно

поэтому «неигровое поведение», т.е. отступление от правил жизни в игровом

мире, в большинстве игр карается очень строго, вплоть до снятия с игры.

Существенное условие для создания игрового мира — погружение игрока в

игру. Тот, кто не соблюдает это условие, может играть только строго

заданные лично ему формальные ситуации, оставаясь внешним наблюдателем

событий, и потому не способен вести игру.

Посторонние, внешние зрители на игру не допускаются или игнорируются

игроками, что связано с достоверностью игрового мира. Каждый игрок выбирает

роль из числа задуманных и предложенных миром (организаторами игры). При

этом игрок имеет право на самостоятельный выбор, который может быть

ограничен организатором игры и возможностями самого игрока (лишённый голоса

и слуха не может играть роль менестреля, не знающий историю церкви роль

епископа и т.п.). Если желаемая игроком роль в списке задуманных

организатором не значится, он может заявить её и она будет принята, если

соответствует заданному игровому миру. Игра считается индивидуальной,

потому что любой игрок имеет право объединиться с другими в команду или

действовать независимо от них.

В процессе создания игрового мира значима каждая роль, так как чем

разнообразнее роли, чем лучше они сыграны, тем полнее и интереснее

создаваемый мир. Двух одинаковых ролей не бывает, как не бывает двух

одинаковых людей в реальной жизни. Сравните, например, роль «кузнец-

оружейник-придворный мастер» и роль «кузнец-оружейник-шутник». И вообще,

чем полнее социально и психологически воплощается роль, тем выше

оценивается игрок. Таким образом выбранная роль становится мощным стимулом

к самовоспитанию. «Для хорошего исполнения роли книжника нужно уметь хорошо

читать и писать. Паладин должен демонстрировать высокие моральные качества

и показывать пример служения Богу, а владелица замка должна быть женственна

и прекрасна, дабы дать повод воспеть её в поэтических творениях, но при

этом хозяйственна, иначе вся её семья (команда игроков) останется голодной

и не сможет принять полноценного участия в игре».[11] К слову сказать,

многие игроки, которым нравятся выбранные роли, продолжают придерживаться

их в повседневной жизни: архивариус собирает книги. Дивные эльфы очищают

от мусора ближайшую лесопарковую полосу. Новым такой воспитательный приём

назвать трудно, что впрочем нисколько не умаляет его эффективности, — уже

буддийские монахи требовали от желающих принять посвящение брать имена

древних героев, дабы подражать им в повседневной жизни.

1.1

Классификация ролевых игр

Классификацию ролевых игр проводят по различным признакам. Они делятся

на классы в зависимости от способа их создания и места проведения, по

уровням сложности и по временному или целевому признаку. В данной работе мы

приводим один из вариантов классификации ролевых игр.

В общем, все игры так или иначе решают своим воздействием на

участников три основные задачи. Но: «…выделив как три вида: воспитательные,

образовательные и развлекательные игры, невозможно провести чёткую границу

между ними. Каждая игра чему-то учит и воспитывает определённые качества у

игроков».[12] И каждая ролевая игра на данном этапе является способом

проведения досуга, то есть развлекательной, за исключением пожалуй, деловых

игр, о которых мы расскажем чуть позже. Однако, уже сейчас можно разделить

развлекательные игры (участники которых собираются, в основном, с целью

отдохнуть таким нетрадиционным способом), и образовательные (организаторы

которых ставят перед собой задачу передать игрокам определённые знания и

навыки). При этом: «игровой стиль обучения наиболее продуктивен, так как

предоставляет возможность создавать исторические, политические,

этнографические и технические модели, а решение игровых задач является

способом продвижения в игре и достижением цели для игроков и

организаторов».[13]

По источнику создаваемого в процессе игры мира ролевые игры можно

разделить на три основные группы: литературные, исторические и фэнтезийные.

При этом, не стоит забывать, что в чистом виде эти типы игр практически не

встречаются. Литературные ролевые игры имеют чётко указанный литературный

источник (один, реже несколько). В таком случае, большинство ролей описаны

в используемом произведении, указаны имена и род занятий персонажей.

Исторические ролевые игры могут иметь, а могут и не иметь литературно-

художественных описаний. Их основные источники — исторические и

лингвистические очерки, серьёзные научные труды. Пример — ролевая игра «Суд

над Сократом» (см. приложение 3). Фэнтезийные ролевые игры основаны на

совместном литературном и художественном творчестве их организаторов,

причём это может быть как искусно выполненный коллаж из литературных и

исторических источников, так и собственные оригинальные разработки.

Естественно, что в таких играх предъявляются повышенные требования к

творческим способностям игроков и организаторов игры (см. приложение 4).

По степени свободы игроков ролевые игры можно разделить на:

театральные и творческие. В театральных играх заранее известен основной ход

сюжета, а часто и его многие вспомогательные линии. Поэтому, основные

усилия игроков направляются на воссоздание этого сюжета с возможно большей

реалистичностью. В творческих ролевых играх, заранее заданного сюжета нет,

а есть только начальная ситуация, хотя иногда и её может и не быть.

По месту проведения ролевые игры делятся на:

Настольные — наиболее простые по техническим требованиям игры. Игроку

необходимы только бумага и ручка, а также разработанная система правил и

информационных карточек. Большинство игр подобного рода предусматривает

наличие подготовленного ведущего, но существуют игры, в которые можно

играть и без него. Предварительная подготовка игроков не обязательна.

Кабинетные — игры, которые проводятся в помещении и в которых возможно

моделирование значительных по протяженности территорий и процессов.

Желательно наличие антуража и соответствующего снаряжения. Для этих игр

необходимо присутствие ведущих (мастеров), регулирующих ход игры.

Подготовка участников игры зависит от уровня сложности данной игры.

Возможно включение элементов настольных игр.

Полигонные — наиболее сложные по техническим требованиям игры,

особенно когда они проводятся в течение нескольких дней и требуют решения

транспортных и бытовых проблем. Как правило, для проведения ролевой игры на

местности необходимы элементы антуража, костюмы для участников, игровое и

туристское снаряжение. Для проведения масштабных ролевых игр необходимо

присутствие подготовленных игротехников и административной группы, которые

заранее готовятся к проведению мероприятия и курируют подготовку

участников.

Деление ролевых игр по методу создания:

1. Базовые игры — в их основе лежит настрой на идею точного соблюдения

фактов изложенных в историческом первоисточнике. Берутся базовые факты,

законы и условия существования выбранного мира. Повторяются ситуации,

которые возникали в реальной истории при изменении этих условий.

2. Условные игры — условия и законы существования игрового мира

разрабатываются создателями и участниками игры самостоятельно, вплоть до

физических, биологических и исторических.

Участников ролевых игр также можно классифицировать по нескольким

признакам.

По отношению к игре и игровому опыту участники ролевых игр делятся на:

Экскурсантов (пассивных участников) — участник не принимает активных

действий, а только наблюдает за развитием сюжета, разыгрываемого группой

игротехников или более опытными игроками. В промежутках между игровыми

событиями он может свободно перемещаться по игровой территории и задавать

вопросы.

Ведомых (ограниченно участвующих) — участник непосредственно включен в

игру. Он включен в команду или имеет индивидуальную роль, но их инициатива

ограничена ведущими. Группа игротехников, согласно гибкому сценарию, в

котором заранее расписаны ключевые моменты, разыгрывает театрализованные

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.