очень многое. И, наконец, в качестве ещё одного предшественника, можно
назвать ежегодно повторяемое (с начала 80-х годов) на Бородинском поле
сражение русской и французской армий.
Термин «ролевая игра» весьма многозначен. В данной работе мы
рассматриваем ролевую игру как: «процесс создания игрового мира с
погружением в него игрока как самостоятельной личности». [10] Рассмотрим
данное определение подробнее.
Игровой мир может отражать реальный мир, а может и не отражать его,
будучи миром условно историческим или вымышленным организаторами игры.
Однако в любом случае он должен быть целостным. Многие наивно полагают, что
достаточно задать начальную игровую ситуацию, но на практике этого очень
мало. В этом случае, игра прекратится, как только возможности заданной
ситуации будут исчерпаны. Игровой же мир представляет собой множество
органически связанных между собой действительных и возможных ситуаций.
Создать его, разумеется, труднее, чем отдельную ситуацию, но это окупается
богатством игровых возможностей. Чем продуманней замысел игрового мира, тем
больше у игроков возможностей самореализоваться в нём. Естественно, мир,
пусть даже самый фантастичный, должен быть достоверным для игроков, иначе
игра просто не получится.
Мир создаётся в процессе игры, а не до её начала, и в его создании
принимают участие все игроки, независимо от взятой на себя роли. Именно
поэтому «неигровое поведение», т.е. отступление от правил жизни в игровом
мире, в большинстве игр карается очень строго, вплоть до снятия с игры.
Существенное условие для создания игрового мира — погружение игрока в
игру. Тот, кто не соблюдает это условие, может играть только строго
заданные лично ему формальные ситуации, оставаясь внешним наблюдателем
событий, и потому не способен вести игру.
Посторонние, внешние зрители на игру не допускаются или игнорируются
игроками, что связано с достоверностью игрового мира. Каждый игрок выбирает
роль из числа задуманных и предложенных миром (организаторами игры). При
этом игрок имеет право на самостоятельный выбор, который может быть
ограничен организатором игры и возможностями самого игрока (лишённый голоса
и слуха не может играть роль менестреля, не знающий историю церкви роль
епископа и т.п.). Если желаемая игроком роль в списке задуманных
организатором не значится, он может заявить её и она будет принята, если
соответствует заданному игровому миру. Игра считается индивидуальной,
потому что любой игрок имеет право объединиться с другими в команду или
действовать независимо от них.
В процессе создания игрового мира значима каждая роль, так как чем
разнообразнее роли, чем лучше они сыграны, тем полнее и интереснее
создаваемый мир. Двух одинаковых ролей не бывает, как не бывает двух
одинаковых людей в реальной жизни. Сравните, например, роль «кузнец-
оружейник-придворный мастер» и роль «кузнец-оружейник-шутник». И вообще,
чем полнее социально и психологически воплощается роль, тем выше
оценивается игрок. Таким образом выбранная роль становится мощным стимулом
к самовоспитанию. «Для хорошего исполнения роли книжника нужно уметь хорошо
читать и писать. Паладин должен демонстрировать высокие моральные качества
и показывать пример служения Богу, а владелица замка должна быть женственна
и прекрасна, дабы дать повод воспеть её в поэтических творениях, но при
этом хозяйственна, иначе вся её семья (команда игроков) останется голодной
и не сможет принять полноценного участия в игре».[11] К слову сказать,
многие игроки, которым нравятся выбранные роли, продолжают придерживаться
их в повседневной жизни: архивариус собирает книги. Дивные эльфы очищают
от мусора ближайшую лесопарковую полосу. Новым такой воспитательный приём
назвать трудно, что впрочем нисколько не умаляет его эффективности, — уже
буддийские монахи требовали от желающих принять посвящение брать имена
древних героев, дабы подражать им в повседневной жизни.
1.1
Классификация ролевых игр
Классификацию ролевых игр проводят по различным признакам. Они делятся
на классы в зависимости от способа их создания и места проведения, по
уровням сложности и по временному или целевому признаку. В данной работе мы
приводим один из вариантов классификации ролевых игр.
В общем, все игры так или иначе решают своим воздействием на
участников три основные задачи. Но: «…выделив как три вида: воспитательные,
образовательные и развлекательные игры, невозможно провести чёткую границу
между ними. Каждая игра чему-то учит и воспитывает определённые качества у
игроков».[12] И каждая ролевая игра на данном этапе является способом
проведения досуга, то есть развлекательной, за исключением пожалуй, деловых
игр, о которых мы расскажем чуть позже. Однако, уже сейчас можно разделить
развлекательные игры (участники которых собираются, в основном, с целью
отдохнуть таким нетрадиционным способом), и образовательные (организаторы
которых ставят перед собой задачу передать игрокам определённые знания и
навыки). При этом: «игровой стиль обучения наиболее продуктивен, так как
предоставляет возможность создавать исторические, политические,
этнографические и технические модели, а решение игровых задач является
способом продвижения в игре и достижением цели для игроков и
организаторов».[13]
По источнику создаваемого в процессе игры мира ролевые игры можно
разделить на три основные группы: литературные, исторические и фэнтезийные.
При этом, не стоит забывать, что в чистом виде эти типы игр практически не
встречаются. Литературные ролевые игры имеют чётко указанный литературный
источник (один, реже несколько). В таком случае, большинство ролей описаны
в используемом произведении, указаны имена и род занятий персонажей.
Исторические ролевые игры могут иметь, а могут и не иметь литературно-
художественных описаний. Их основные источники — исторические и
лингвистические очерки, серьёзные научные труды. Пример — ролевая игра «Суд
над Сократом» (см. приложение 3). Фэнтезийные ролевые игры основаны на
совместном литературном и художественном творчестве их организаторов,
причём это может быть как искусно выполненный коллаж из литературных и
исторических источников, так и собственные оригинальные разработки.
Естественно, что в таких играх предъявляются повышенные требования к
творческим способностям игроков и организаторов игры (см. приложение 4).
По степени свободы игроков ролевые игры можно разделить на:
театральные и творческие. В театральных играх заранее известен основной ход
сюжета, а часто и его многие вспомогательные линии. Поэтому, основные
усилия игроков направляются на воссоздание этого сюжета с возможно большей
реалистичностью. В творческих ролевых играх, заранее заданного сюжета нет,
а есть только начальная ситуация, хотя иногда и её может и не быть.
По месту проведения ролевые игры делятся на:
Настольные — наиболее простые по техническим требованиям игры. Игроку
необходимы только бумага и ручка, а также разработанная система правил и
информационных карточек. Большинство игр подобного рода предусматривает
наличие подготовленного ведущего, но существуют игры, в которые можно
играть и без него. Предварительная подготовка игроков не обязательна.
Кабинетные — игры, которые проводятся в помещении и в которых возможно
моделирование значительных по протяженности территорий и процессов.
Желательно наличие антуража и соответствующего снаряжения. Для этих игр
необходимо присутствие ведущих (мастеров), регулирующих ход игры.
Подготовка участников игры зависит от уровня сложности данной игры.
Возможно включение элементов настольных игр.
Полигонные — наиболее сложные по техническим требованиям игры,
особенно когда они проводятся в течение нескольких дней и требуют решения
транспортных и бытовых проблем. Как правило, для проведения ролевой игры на
местности необходимы элементы антуража, костюмы для участников, игровое и
туристское снаряжение. Для проведения масштабных ролевых игр необходимо
присутствие подготовленных игротехников и административной группы, которые
заранее готовятся к проведению мероприятия и курируют подготовку
участников.
Деление ролевых игр по методу создания:
1. Базовые игры — в их основе лежит настрой на идею точного соблюдения
фактов изложенных в историческом первоисточнике. Берутся базовые факты,
законы и условия существования выбранного мира. Повторяются ситуации,
которые возникали в реальной истории при изменении этих условий.
2. Условные игры — условия и законы существования игрового мира
разрабатываются создателями и участниками игры самостоятельно, вплоть до
физических, биологических и исторических.
Участников ролевых игр также можно классифицировать по нескольким
признакам.
По отношению к игре и игровому опыту участники ролевых игр делятся на:
Экскурсантов (пассивных участников) — участник не принимает активных
действий, а только наблюдает за развитием сюжета, разыгрываемого группой
игротехников или более опытными игроками. В промежутках между игровыми
событиями он может свободно перемещаться по игровой территории и задавать
вопросы.
Ведомых (ограниченно участвующих) — участник непосредственно включен в
игру. Он включен в команду или имеет индивидуальную роль, но их инициатива
ограничена ведущими. Группа игротехников, согласно гибкому сценарию, в
котором заранее расписаны ключевые моменты, разыгрывает театрализованные
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19