Рефераты. Технико-экономический анализ предприятия

 

5


Незначительный


Большой


Средний


Очень  большой



Фактически их может быть больше, поскольку продуктовый рынок или регионы могут быть сегментированы, Из этого большого числа возможных стратегий надлежит выбрать несколько наиболее важных и на основе анализа определить оптимальный вариант рыночной стратегии.

Все матрицы подобного рода представляют собой ориентированные рамки для выбора жизненно важных для предприятия возможностей поведения. Поля матрицы заполняются описаниями будущих возможностей. Основной целью предпринимателя или специалиста, проводящего для него разработку стратегии, является формирование предложения продукции на рынок, которое обеспечивало бы коммерческий успех на длительную перспективу.

Руководитель  предприятия,  выбрав  ту   или  иную  стратегию,  которую,  по  сути,  следует  назвать  глобальной,  в  дальнейшем  должен  с  ее  учетом  разработать  функциональные  стратегии  для  каждого  подразделения  предприятия.

Так,  стратегия  маркетинга  включает  результаты  макро-  и  микросегментирования  рынка,  товарную  политику  предприятия,  а  также  определяет  методы,  средства  и  время  выхода  на  рынок.  Проверка  на  осуществимость  стратегического  замысла  начинается  с  уточнения  величины  той  части  объема  продаж  и  прибыли,  которую  можно  получить  за  счет  выпуска  освоенной  в  производстве  продукции  и  внедрения  результатов  законченных  научно-исследовательских  и  опытно-конструкторских  работ  (НИОКР).

В  условиях  экономического  кризиса  в  России  иногда  возникает  ситуация,  когда  оказывается,  что  та  или  иная  продукция  предприятия  не  соответствует  запросам  рынка.  Это  несоответствие  может  быть  двух  видов:  полное  неприятие  рынком  выпускаемого  вида  продукции  или  несоответствие  части  конкретных  моделей  запросам  потребителей  по  дизайну,  качеству,  послепродажному  обслуживанию  и  т.  д.

Первый  вид  несоответствия  требует  снятия  таких  товаров  с  производства.  Второй  же  предлагает  разработку  новых  модификаций  базовых  изделий.  Наконец,  несоответствие  товаров  может  быть  не  только  потребительским,  но  и  экономическим.  В  данном  случае  имеются  в  виду  товары,  спрос  на  которые  не  достигает  критической  величины  и  (или)  их  цены  не  обеспечивают  нормальной  рентабельности.  Если  невозможно  осуществить  мероприятия  по  снижению  затрат  на  их  изготовление,  то  они  также  подлежат  снятию  с  производства.  После  этого  формируется  продуктово-рыночная  стратегия,  позволяющая  определить  номенклатуру  и  ассортимент  изделий,  обеспеченных  спросом,  объемы  их  продаж  и  величину  прибыли  по  годам  планового  периода.

Рассчитанный  таким  образом  размер  прибыли  сопоставляется  с  ее  общей  величиной,  намеченной  в  глобальной  стратегии,  вследствие  чего  выявляется  разрыв  между  ними.  Этот  разрыв  можно  ликвидировать  за  счет  реализации  стратегии  развития  потенциала.  На  первом  этапе  ее  основное  содержание  обычно  составляют  мероприятия  по  перестройке  систем  управления  и  осуществлению  жесткого  режима  экономии  и  лишь  на  втором  разворачиваются  капиталоемкие  направления  развития  производства,  НИОКР  и  внедрение  новых  технологий.

Стратегия  НИОКР  выявляет  наиболее  актуальные  для  потребителя,  соответствующие  целям  организации  и  ее  потенциалу  исследования  и  разработки  и  формирует  их  портфель,  достаточный  для  получения  в  перспективе  контрольных  величин  прибыли.


1.1.4.  Диверсификация  производства – наиболее  перспективное  направление  развития  предприятия  в  условиях  рынка 

Диверсификация  производства – одна  из  самых  сложных  стратегий  развития  предприятия.  Она  означает  одновременное  развитие  не  связанных  друг  с  другом  видов  производств,  расширение  номенклатуры  и  ассортимента  производимой  продукции,  а  рамках  одной  компании,  предприятия,  фирмы.

Диверсификация  выражает  процесс  расширения  активности  предприятия,  которое  использует  собственные  накопления  не  только  для  поддержания  и  развития  основного  бизнеса,  но  и  направления  их  на  освоение  новых  видов  продукции,  создание  новых  производств  и  оказание  всевозможных  услуг.

В  результате  диверсификации  производства  предприятия  превращаются  в  сложные  многоцелевые  комплексы,  включающие  производства,  зачастую  выпускающие  продукцию  и  оказывающие  услуги  совершенно  разного  назначения  и  характера.  Например,  Лебединский  горно-обогатительный  комбинат  (Курская  магнитная  аномалия)  на  основе  диверсификации  производства  стал  кроме  железнорудного  сырья  производить  щебень,  колбасные  и  хлебобулочные  изделия,  чипсы,  пиво  и  другую  продукцию,  не  свойственную  для  данного  предприятия.  Диверсифицированным  считается  предприятие,  когда  более  30 %  общего  объема  продаж  приходится  на  товары  и  услуги,  не  связанные  с  основной  деятельностью  предприятия.

В  условиях  перехода  нашей  страны  на  рыночные  отношения  актуальность  диверсификации  производства  на  предприятиях  резко  возрастает.  Это  связано  со  стремлением  хозяйствующих  субъектов,  в  первую  очередь  промышленных  предприятий,  обезопасить  себя  от  банкротства  и  получить  максимальную  прибыль.

Диверсификация  производства  способствует:

·       большей  выживаемости  любого  хозяйственного  субъекта  в  условиях  рынка;

·       более  полному  использованию  ресурсов  предприятия;

·       наиболее  полному  насыщению  рынка  необходимыми  товарами  и  услугами;

·       проведению  антимонопольной  политики.

В  России  в  связи  с  переходом  на  рыночные  отношения  многие  промышленные  предприятия  оказались  в  сложном  экономическом  положении  только  из-за  того,  что  своевременно  не  осуществили  диверсификацию  производства.  Но  из  этого  не  следует  делать  вывод,  что  диверсификация  является  панацеей  от  всех  бед.

Непродуманная  и  экономически  не  обоснованная  диверсификация  может  еще  в  большей  мере  усугубить  финансовое  положение  любого  промышленного  предприятия.

Поэтому,  в  деле  эффективного  управления  процессом  улучшения экономического и финансового состояния промышленного пред­приятия,  благополучного  проведения  мероприятий,  связанных  с  диверсификацией  производства  очень  важен  комплексный  подход.  Экономическая  наука  и  практика доказала,  что  наилучшим  образом  такой  подход  реа­лизуется  через  разработку  и  организацию  выполнения  предпри­ятиями  бизнес-плана.

Разработка и осуществление бизнес-плана в России тре­буют учета некоторых особенностей:

Ø     кризисная ситуация и постоянно меняющиеся экономиче­ские отношения ставят руководителя предприятия перед необхо­димостью самим просчитывать будущие шаги и учиться вести борьбу с конкурентами;

Ø     появляется новое поколение руководителей, которые не были руководителями коммерческих организаций и плохо пред­ставляют весь круг ожидающих их экономических проблем. В стране не организована система повышения квалификации пред­принимателей и специалистов;

Ø     в бизнес-планах российские предприниматели должны научиться обосновывать свои заявки, доказывая инвесторам, что могут просчитать все аспекты использования инвестиций не хуже бизнесменов других стран;

Ø     условия функционирования российских предприятий яв­ляются весьма  сложными – отсутствует  необходимая  для  управ­ления деятельностью  предприятия  информация,  нет  возможности  из-за  различий  в  учете  и  отчетности  использовать  эффективные методики  анализа  и  планирования  показателей  и  т.  д.

Для  понимания  сущности  бизнес-плана  необходимо  четко  представлять  его  функции.  Речь  идет  об  использовании  бизнес-плана  для  разработки  общей  концепции,  генеральной  стратегии  развития  предприятия.  Другой  его  функцией  является  оценка  и  контроль  основных  показателей  деятельности  предприятия  на  основе  сравнения  фактических  данных  с  показателями  бизнес-плана.  Бизнес-план  используется  также  для  привлечения  денежных  средств  со  стороны  (все  труднее  получить  кредиты,  банки  отдают  предпочтение  тем,  кто  имеет  просчитанный  бизнес-план).  При  помощи  этого  важного  документа  предприятия  решают  во­просы  привлечения  к  выполнению  планов  партнеров.  Трудно  пе­реоценить  роль  бизнес-плана  как  механизма  выхода  из  кризиса  и  укрепления  финансового  состояния  предприятия.

Бизнес-план  должен  предусматривать  всестороннее  развитие  деятельности  предприятия  на  предстоящий  год  и  на  пер­спективу  не  менее  трех  лет.  Основные  показатели  на  предстоя­щие  два  года  должны  разрабатываться  в  поквартальной  разбивке  (при  возможности  и  по  месяцам),  и  только  начиная  с  третьего  го­да,  можно  ограничиться  годовыми  показателями.

Бизнес-план  имеет  преимущества  по  сравнению  с  другими  видами  планов.  Многие  промышленные  предприятия  разрабаты­вают  планы  по  отдельным  показателям  без  учета  их  взаимосвязи,  отдают  предпочтение  плану  производства,  не  учитывают  состоя­ние  товарных  рынков  и  т.  п.

Отличительной  особенностью  бизнес-плана  промышлен­ного  предприятия  является  не  только  его  комплексный  характер  (в  нем  взаимоувязаны  показатели,  характеризующие  экономиче­ское  состояние  предприятия,  их  ресурсное  и  в  том  числе  финан­совое  обеспечение  и  приведены расчеты  финансовых  результатов  и  дана  оценка  каким  будет,  после  выполнения  бизнес-плана,  фи­нансовое  состояние  предприятия),  но  и  то,  что  имеет  исключи­тельное  значение,  а  именно:  его  нацеленность  на  существующий  и  новые  товарные  рынки  или  отдельные  их  сегменты.

В бизнес-плане  предусматривают  такие  разделы:

·  характеристика  промышленного  предприятия,  оценка  его  сильных  и  слабых  сторон по  сравнению  с  предприятиями-конкурентами,  финансирование  предприятия  в  прошлом  и  в  на­стоящее  время,  организационная  структура  и  кадровый  состав,  какие  потребности  заказчиков  обеспечивает  предприятие,  какова  доля  предприятия  на  рынке  и  каковы тенденции,  возможности  упрочения  положения  на  рынке,  основные  конкуренты  сильные  стороны,  уровень  технологии  и  анализ  издержек;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.