Рефераты. Разработка мероприятий по повышению эффективности работы Азнакаевского райпо

При объеме реализации, равным нулю, предприятие получает убыток в размере суммы постоянных расходов. При объеме 716 тыс. изделий прибыль составит 19418 тыс. рублей. Соединив эти точки между собой, получим на линии точку критического объема продаж.

В данном случае точка окупаемости (порог рентабельности) будет на отметке 716 тыс. штук.

Аналитический способ расчета безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия более удобен, чем графический, так как исключает необходимость чертить каждый раз график, что довольно трудоемко. Можно вывести ряд формул и с их помощью рассчитать данные показатели.

Для определения безубыточного объема продаж в стоимостном выражении необходимо сумму постоянных затрат разделить на долю маржинального дохода в выручке:

 тыс. руб.

для расчета точки критического объема реализации в процентах к максимальному объему, который принимается за 100%, может быть использована формула:

Т = А : МД х 100% = 15035 : 34453 х 100 = 43,6%.

Для определения зоны безопасности аналитическим методом по стоимостным показателям используется следующая формула:

.

3.3.3. Анализ факторов изменения безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия

Приведенные графики и аналитические расчеты показывают, что безубыточный объем продаж и зона безопасности зависят от суммы постоянных и переменных затрат, а также от уровня цен на продукцию. При повышении цен нужно меньше реализовать продукции, чтобы получить необходимую сумму выручки для компенсации постоянных издержек предприятия, и, наоборот, при снижении уровня цен безубыточный объем реализации возрастает. Увеличение же удельных переменных и постоянных затрат повышает порог рентабельности и уменьшает зону безопасности.

Поэтому каждое предприятие стремится к сокращению постоянных издержек. Оптимальным считается такой план, который позволяет снизить долю постоянных затрат на единицу продукции, уменьшить безубыточный объем продаж и увеличить зону безопасности. Поместим данные для анализа в таблицу 3.2.


Таблица 3.2.

Данные для анализа зоны безопасности Азнакаевского райпо

Показатель

Значение показателя

2002

2003

Производственная мощность предприятия

684

716

Цена изделия (p)

152

132

Выручка (нетто) (В)

104009

94593

Постоянные затраты (А)

19904

15035

Переменные расходы на единицу продукции (b)

94,7

84,0

Переменные расходы на весь выпуск продукции (Зпер)

64795

60140

Прибыль от реализации продукции (П)

19310

19418

Маржинальный доход (МД = В – Зпер)

39214

34453

Доля маржинального дохода в выручке (Дмд)

0,38

0,36

Ставка маржинального дохода (Смд)

57,3

48,0

Критическая величина объема составит:

 тыс. ед;

Способом цепной подстановки можно определить влияние каждого фактора на изменение безубыточного объема продаж:

Изменение точки окупаемости за счет:

- суммы постоянных затрат:

ΔVРП(А) = 262 – 347 = -85 ед;

- цены реализации продукции:

ΔVРП(p) = 403 – 262 = 141 ед;

- удельных переменных затрат:

ΔVРП(Зпер) = 179 -403 = -224 ед;

- итого:

ΔVРПобщ = 179 -347 = -168 ед

Больше всего на безубыточность объема продаж влияет увеличение удельных переменных и постоянных затрат.

Для факторного анализа зоны безопасности предприятия можно использовать следующую модель:

.

Последовательно заменяя базовый уровень каждой составляющей данной формулы на фактический, способом цепной подстановки определим изменение зоны безопасности за счет объема продаж, суммы постоянных затрат, цены изделия, удельных переменных затрат:

ЗБ0 = (684 – 347)/684 = 49,3%;

ЗБусл1 = (716 – 347)/716 = 51,5%;

ЗБусл2 = (716 – 262)/716 = 63,4%;

ЗБусл3 = (716 – 403)/716 = 43,7%;

ЗБ1 = (716 – 179)/716 = 75%;

В целом зона безопасности предприятия увеличилась на 19,2%, в том числе за счет изменения:

- объема продаж:

ΔЗП(VРП) = 51,5 – 49,3 = 2,2%;

- постоянных затрат

ΔЗП(А) 63,4 – 51,5 = 11,9%;

- цены продукции

ΔЗП(p) = 43,7 – 63,4 = -19,7%;

- удельных переменных затрат:

ΔЗП(b) = 75 – 43,3 = 31,7%;

ΔЗПобщ = 75 – 49,3 = 25,7.

Как видно из приведенных данных, зона безопасности Азнакаевского райпо увеличилась в основном за счет снижения удельных переменных затрат.


3.3.4. Определение критической суммы постоянных затрат

С помощью маржинального анализа можно установить критический уровень не только объема продаж, но и суммы постоянных затрат при заданном значении остальных факторов.

Критический уровень постоянных затрат при заданном уровне маржинального дохода и объема продаж рассчитывается следующим образом:

А = VРП(p – b), или А = В х Дмд.

Суть этого расчета состоит в том, чтобы определить максимально допустимую величину постоянных расходов, которая покрывается маржинальным доходом при заданном объеме продаж, цены и уровня переменных затрат на единицу продукции. Если постоянные затраты превысят этот уровень, то предприятие будет убыточным:

Акр = 179(132 – 84) = 8592 тыс. руб.

При сумме постоянных издержек в 8592 тыс. руб. у предприятия не будет прибыли, но не будет и убытка. Если же постоянные затраты окажутся выше критической суммы, то в сложившейся ситуации они будут непосильны для предприятия: оно не сможет покрыть их за счет своей выручки.

Для того, чтобы определить срок окупаемости (t) постоянных затрат отчетного периода, необходимо сделать следующий расчет:

.

Срок окупаемости постоянных затрат будет равен:

Остальные 6,7 месяца предприятие будет получать прибыль. Следовательно меньшая часть года уйдет на возмещение постоянных издержек.

Как видим, критический уровень постоянных издержек является очень ценным показателем в управленческой деятельности. С его помощью можно эффективнее управлять процессом формирования финансовых результатов.

Критический уровень переменных затрат на единицу продукции (b) для получения некоторой суммы целевой прибыли (П) при заданном объеме продаж (VРП), по цене (p) и сумме постоянных затрат (А) определяется следующим образом:

 тыс. руб.

Критический уровень цены (pкр) определяется из заданного объема реализации и уровня постоянных и переменных затрат:

 тыс. руб.

Если объем производства продукции составляет 716 тыс. шт., сумма переменных затрат на единицу продукции – 94,7 тыс. рублей, сумма постоянных затрат – 19904 тыс. руб., то минимальная цена, необходимая для покрытия постоянных расходов предприятия, должна быть 122,4 тыс.руб.

При таком уровне цена будет равна себестоимости единицы продукции, а прибыль и рентабельность будут равны нулю. Установление цены ниже этого уровня не выгодно для предприятия, так как в результате будет получен убыток.

Основываясь на функциональной взаимосвязи затрат, объема продаж и прибыли, можно рассчитать объем реализации продукции, который дает одинаковую прибыль по различным вариантам управленческих решений.

Если сумму прибыли представить в виде формулы:

П = VРП (p-b) –А = VРП х Смд – А,

где неизвестной величиной является объем продаж в натуре, и приравнять прибыль по одному варианту к прибыли по второму варианту, то объем продаж можно найти следующим образом:

 тыс. шт.

Это означает, что объем реализованной продукции ниже существующего на 243,5 тыс. шт. и составляет 472,5 тыс. шт.

Можно также определить объем продаж, при котором общая сумма затрат будет одинаковой по различным вариантам управленческих решений, для чего приравнивают затраты по разным решениям. Тогда искомый объем продаж находят следующим образом:

 тыс. шт.

На основании проведенных расчетов выбирается один из вариантов управленческих решений.

3.3.5. Обоснование решения об увеличении производственной мощности. Эффект кривой опыта

С помощью маржинального анализа можно обосновать целесообразность увеличения производственной мощности. Поскольку с увеличением производственной мощности происходит рост суммы постоянных затрат, следует установить, увеличится ли прибыль предприятия и зона его безопасности.


Таблица 3.3.

Данные для обоснования решения об увеличении производственной мощности безопасности Азнакаевского райпо

Показатель

Значение показателя

2002

2003

Изменение %

Объем производства продукции, шт.

684

716

+4,5

Цена изделия (p)

152

132

+15,2

Выручка (нетто) (В)

104009

94593

+10

Постоянные затраты (А)

19904

15035

-32,4

Переменные расходы на единицу продукции (b)

94,7

84

-12,7

Прибыль от реализации продукции (П)

19310

19418

+0,6

Безубыточный объем продаж, шт.

347

179

-94,3

Зона безопасности предприятия, %

49,3

34,3

+75

Срок окупаемости постоянных расходов

6,0

5,3

-13,2

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.