Рефераты. Разработка мероприятий по повышению эффективности работы Азнакаевского райпо

Основные источники информации: данные аналитического бухгалтерского учета по счетам результатов, «Отчет о прибылях и убытках» (форма №2), «Отчет об изменениях капитала» (форма №3), соответствующие таблицы бизнес-плана предприятия.

В процессе анализа необходимо изучить состав балансовой прибыли, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный период.


Таблица 2.11.

Анализ динамики и состава прибыли

Показатель

Значение показателя

Сумма, тыс. руб.

Доля, %

2001

2002

2003

2001

2002

2003

Прибыль от продаж

596

3655

3104

100

141

120

Сальдо прочих операционных доходов и расходов

-80

-224

-826

-13,4

-8.6

31,7

Сальдо внереализационных доходов и расходов

-516

-842

304

-86,6

-32,4

11,7

Общая сумма брутто-прибыли

0

2589

2582

100

100

100

Налоги из прибыли

1490

763

1083

1480

29,4

41,9

Чистая прибыль

-1490

1826

1499

-1490

70,6

58,1


Продолжение табл. 2.11.

Показатель

Темп роста прибыли, %

Сумма, тыс. руб.

Доля, %

Прибыль от продаж

613

85,9

Сальдо прочих операционных доходов и расходов

250

369

Сальдо внереализационных доходов и расходов

163

136

Общая сумма брутто-прибыли

2589

99,7

Налоги из прибыли

51,2

142

Чистая прибыль

223

82


Как показывают данные табл. 2.11., общая сумма брутто-прибыли за исследуемый период увеличилась на 99,7%. Наибольшую долю в ее составе занимает прибыль от продаж.

Далее следует изучить факторы изменения каждой составляющей общей суммы брутто-прибыли.


2.4.2. Анализ финансовых результатов от реализации продукции

Основную часть прибыли предприятие получает от реализации продукции. В процессе анализа изучаются динамика, выполнение плана прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения ее суммы (рис. 3.1.)

Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема реализации продукции (VРП); ее структуры (Удi); себестоимости (Сi) и уровня среднереализационных цен (Цi).

П = Σ[VРПобщ х Удi (Цi - Сi)].

Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.

Рис. 2.2. Структурно-логическая модель факторного анализа прибыли от операционной деятельности


Структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет. Напротив, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.

Себестоимость продукции обратно пропорциональна прибыли: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли и наоборот.

Изменение уровня среднереализационных цен прямо пропорционально прибыли: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.

Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно выполнить способом цепной подстановки, используя данные, приведенные в табл. 2.12.


Таблица 2.12.

Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции

Показатель

Базовый период

Данные базового периода, пересчитанные на объем продаж отчетного периода

Отчетный период

Выручка (нетто) от реализации продукции (В)

VРП0 х Ц0 = В0 =

= 101319 тыс.руб.

VРП1 х Ц0 = В01 =

100548 тыс. руб.

VРП1 х Ц0 = В1 =

104009 тыс. руб.


VРП0 х Ц0 = В0 =

= 104009 тыс. руб.

VРП1 х Ц0 = В01 =

108832 тыс. руб.

VРП1 х Ц0 = В1 =

94593 тыс. руб.

Полная себестоимость реализованной продукции (З)

VРП0 х С0 = З0 =

80733 тыс. руб.

VРП1 х С0 = З01 =

80028 тыс. руб.

VРП1 х С1 = З1 =

84699 тыс. руб.

VРП0 х С0 = З0 =

84699 тыс. руб.

VРП1 х С0 = З01 =

88068 тыс. руб.

VРП1 х С1 = З1 =

75175 тыс. руб.

Прибыль (П)

В0 – З0 = П0 =

20586 тыс. руб.

В01 – З01 = П01 =

20520 тыс. руб.

В1 – В0 = П1 =

84699 тыс. руб.

В0 – З0 = П0 =

10310 тыс. руб.

В01 – З01 = П01 =

20764 тыс. руб.

В1 – В0 = П1 =

19418 тыс. руб.


Сначала нужно найти сумму прибыли при фактическом объеме продаж и базовой величине остальных факторов. Для этого следует рассчитать индекс объема реализации продукции, а затем базовую сумму прибыли скорректировать на его уровень.

Индекс объема продаж исчисляют путем сопоставления фактического объема реализации с базовым в натуральном (если продукция однородная), условно-натуральном или стоимостном выражении (если продукция неоднородна по своему составу). На данном предприятии его величина составляет:

                            

П0 = В0 – З0;

П0(01/02) = 101319 – 8733 = 20586 тыс. руб.;

П0(02/03) = 104009 – 84699 = 19310 тыс. руб.

Пусл1 = П0 х Iрп;

Пусл1(01/02) = 20586 х 0,99 = 20380 тыс. руб.;

Пусл1(02/03) = 19310 х 1,05 = 20275 тыс.руб.,

Если бы величина остальных факторов не изменилась, то сумма прибыли должна была бы уменьшится на 1% за период 2001-2002 гг. и составить 20380 тыс. руб., и, соответственно, за период 2002-2003 гг. – увеличиться на 0,5% и составить 20275 тыс. руб.

Затем определим сумму прибыли при фактическом объеме и структуре реализованной продукции, но при базовом уровне себестоимости и цен. Для этого из условной выручки нужно вычесть условную сумму затрат:

Пусл2 = Вусл – Зусл;

Пусл2(01/02) = 100548 – 80028 = 20520 тыс. руб.;

Пусл2(02/03) = 108832 – 88068 = 20764 тыс.руб.

Требуется подсчитать также, сколько прибыли предприятие могло бы получить при фактическом объеме реализации, структуре и ценах, но при базовом уровне себестоимости продукции. Для этого из фактической суммы выручки следует вычесть условную сумму затрат:

Пусл3 = В1 – Вусл;

Пусл3(01/02) = 104009 – 80028 = 23981 тыс. руб.;

Пусл3(02/03) = 94593 – 75175 = 19418 тыс. руб.

П1 = В1 – З1;

П1(01/02) = 104009 – 84699 = 20886 тыс. руб.;

П1(02/03) = 94593 – 75175 = 19418 тыс. руб.

Порядок расчета данных показателей в систематизированном виде представлен в табл. 2.13.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.