Восстановлен после культурной революции. Председатель избирается ВСНП на 5 лет, может занимать эту должность не более 2х сроков подряд. Возраст - 45 лет. Обладает политическими правами.
Заместитель председателя помогает в осуществлении функций. Замещает в случае болезни.
Что касается правового положения председателя то он фигура не столь значимая. Положение его усиливается тем что является председателем военной комиссии и военного совета. Председателем является молодой человек около 70 лет
Полномочия не столь значительными.
Он публикует принятые собранием законы, назначает премьер-министра, награждает орденами, издает указы о помиловании, о введении военного положения по предложению ВСНП
Правительство
В КНР именуется государственным советом. Этот орган предусмотрен конституцией КНР и именуется как центральное народное правительство. Конституция определяет что собой представляет это правительство. Оно является высшим государственным административным органом, высшим исполнительным органом. Что касается состава правительства и его сруктуры.
Нынешнее правительство - премьер-министр (премьер государственного совета), члены государственного совета, заместители премьера - могут занимать этот пост тоже не более 2х сроков подряд. В составе членов государственного совета есть одна женщина.
Кроме того сюда входят министры на министра правило о сроках не распространяется. Прежде всего это МИД, МИНЮСТ, водного хозяйства, культуры и так далее. Также есть государственные комитеты: по делам национальностей, демографической политике и планированию рождаемости и так далее.
Сюда же включается директор народного банка и так далее.
Структура правительства довольно таки сложная.
Формируется обычно на первой сессии ВСНП. В течение года могут быть изменения. Вопрос по внесению изменению.
Эти изменения могут производится постоянным комитетом. Правительство несет ответственность перед ВСНП, а в период между сессиями перед постоянным комитетом.
Что касается правительства то премьер-министр и его заместители, члены государственного совета, могут образовывать постоянный комитет, премьер созывает с одной стороны все правительство, так и отдельные комитеты.
Что касается конституции то государственный совет является субъектом довольно широкого нормотворчество в том числе законы.
Государственный совет осуществляет центральное руководство хозяйственной деятельностью, руководит административной деятельностью аппарата и другие предусмотренные конституцией конституции (статья 89).
В компетенцию правительства входят вопросы принятие решений по введению ЧП в отдельных регионах. С началом реформ в КНР численный состав правительства значительно сократился, сейчас их всего 29, в том числе немного женщин.
Кроме того есть такой орган центральный военный совет., который согласно конституции руководит всеми вооруженными силами страны. Центральный совет ведет свою историю давно ещё с революционного военного совета 1930 года. В годы культурной революции он был упразднен, но после был восстановлен. Он формируется ВСНП и конечно играет важную роль во всей деятельности. Возглавляет орган генеральный секретарь.
Таковы основные вопросы, связанные с избирательной системой и высшими государственными органами КНР
Автономии КНР
Китай - унитарное государство, но оно многонациональное государство.
Особенности:
• Население китайской национальности (Хань, Ханьци) - 90% населения
• Национальные меньшинства составляют 10% и в численном выражении эти меньшинства составляют более 60 млн. человек. Районы проживания национальных меньшинств в территориальном плане довольно таки обширные (примерно 50-60% территории КНР)
• Национальные меньшинства проживают в большей части совместно с другими национальностями - примерно 70% городов и уездов многонациональные
• В некоторых районах компактного проживания национальных меньшинств численность Ханьци даже больше чем численность жителей которые принадлежат к национальным меньшинствам, то есть к тем меньшинствам которые осуществляют автономии
Вполне понятно что все это накладывает отпечаток при административно-территориальном делении КНР. Там административная автономия которая используется для решения данного национального вопроса в КНР. Дело в том, что компактно проживающие национальные меньшинства (например - Уйгуры, Тибетцы, Манжуры, Монголы и другие). Они могут создавать три вида автономных образований:
• Автономный район
• Автономный округ
• Автономный уезд
В учебниках могут встречаться и другие названия, но законодатель подчеркивает что районы национальной автономии это неотъемлемая часть унитарного государства. Органы автономных образований осуществляют функции местных органов власти соответствующего уровня.
С точки зрения национального состава:
• Автономные образования, которые созданы на основе компактного проживания нескольких национальных меньшинств
• Автономные образования, которые созданы на основе проживания одного национального меньшинства - например, тибетский район.
• Автономные образования, построенные на основе компактного проживания одного национального меньшинства с включением в его состав меньших по размеру автономных образований других национальных меньшинств (Сень цзянь курский)
Какими актами регулируется правовое положение автономных образований:
• Конституция
• Закон КНР о национальной автономии 1984 года, который содержит преамбулу, общие положения
• Кроме того каждое автономное образование имеет положение о своей собственной автономии. Положение о таких автономиях утверждается постоянным комитетом ВСНП. Каждое из этих положений регулирует вопросы применительно к условиям данного автономного образования, эти нормативные акты детально регулируют все вопросы жизнедеятельности автономного образования.
Большинство автономий КНР находится на северо-востоке страны, на севере, северо-западе, и часть на юго-западе.
Два основных момента:
• Название автономного образования дается по имени национального меньшинства который составляет основу этого образования
• Руководящие посты или должности как в рамках в целом автономного образования так и основных структурных подразделениях должны занимать лица той национальности которая является основой образования.
Органы самоуправления данных образований должны ставить интересы государства выше интересов образований. Органы автономных образований поддерживают и развивают социалистические отношения единства и равноправия, они должны быть против национального раскола. Эти районы должны способствовать развитию языка и письменности данного образования. Также они должны способствовать сохранению традиций, религии и так далее.
Органы самоуправления избираются по той самой избирательной системе?? Про которую он рассказывал.
В законе ( не сказал какой, но думаю под пунктом 2) подробно регламентируются те полномочия, которые им принадлежат в том или ином регионе.
Они могут развертывать внешнеторговую и внешнеэкономическую деятельность с согласия центра. Они должны применять меры по ликвидации неграмотности, создание различных учебных заведений. Большое внимание уделяется развитию сельского хозяйства. С этими полномочиями они должны выполнять и то что записано в конституции.
Основы конституционного строя Польской Республики
Самостоятельно. Учебное пособие Александровой про Польшу и КНР, Болгарию.
Нужно знать:
• Конституцию
• Избирательную систему
• Высшие органы государства - президент, парламент, правительство
• Формы конституционного контроля
Судебная система в странах западной Европы
Остановимся на основных положениях:
Следует иметь ввиду что с момента принятия конституций европейских стран в них были включены нормы регулирующие вопросы судебной системы, и прежде всего это были суды общей юрисдикции. Пример: Конституция Бельгии 1831 года, Люксембург - 1868 года и другие. Современные конституции более полно и широко освещают данный вопрос. С этой точки зрения страны Европы можно разделить на:
• Страны где в конституции посвящено судебной системе отдельные разделы или главы (Австрия, Швеция, Бельгия, Турция). В этих конституциях главы обычно называются судебная власть, правосудие (Германия), суды (Ирландия), Италия (магистратура)
В конституциях отдельных стран для судебной системы выделяют даже несколько глав
• Страны, где для судебной системы выделено всего несколько статей (Швейцария)
Судебная власть одна из трех властей. Отдельные нормы касающиеся полномочий судов содержаться и в других главах (например: про парламент, президента ) Конституции государств Европы закрепляют источник судебной власти. Мы говорили что вся власть исходит от народа, что касается судебной власти то здесь тоже используется такая терминология - Испания - судебная власть исходит от народа, в некоторых странах такая власть исходит от республики.
В конституции Дании закреплено, что суды всегда независимы от политической власти
В конституциях таких стран закрепляется правовое положение отдельных органов судебной власти, компетенция, вопросы компетенция. В большей мере эти положения касаются судов общей юрисдикции, чуть меньше касается судов административной юрисдикции, и ещё немного о конституционных судах.
Как конституция регулирует вопрос о судебной системе?
Обычно дается либо перечень всех судебных органов, либо большинства из них, либо судов высшей инстанции - верховные суды, кассационные, апелляционные.
Обычно дается отсылка к органическим законам либо специальным законам.
Для примера можно привести Германию - перечисляются все суды высшей инстанции, отсылка к землям, в Швеции - отсылка к специальному закону, В Бельгии - также отсылка к закону.
Основной закон Финляндии проводит деление на суды общей компетенции и суды административной юрисдикции. В конституции Дании - идет речь в основном о Верховном суде королевства, и чуть чуть об административных судах.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28