Полномочия главы государства:
• По отношению к парламенту:
• Обязанности по проведению выборов
• Созыв парламента на сессию
• Право роспуска парламента или нижней палаты
• Воздействие на принятие парламентских актов (прежде всего это право вето)
• Полномочия в судебной сфере
• Помилование осужденных и сокращение срока наказания (ФРГ, Испания, Бельгия)
• Назначение судей
• Полномочия в других сферах самостоятельно
Правительство и государственный аппарат
Понятие, формирования и структура правительства
Правительство - это государственный орган, который осуществляет исполнительную власть. Правительство зарубежных стран строится по ведомственному признаку. В связи с этим оно включает различные категории министров. Названия правительств различны:
• Правительств
• Федеративное правительство (Германия)
• Совет министров (Болгария, Венгрия)
• Государственный совет (Скандинавские страны, КНР)
• Административный совет (КНДР)
• Федеральный совет (Швейцария)
• Кабинет министров (скандинавские страны)
В целом о правительстве принято говорить как о кабинете министров или совете министров.
Министры бывают:
• Министры
• Министры без портфеля, те которые возглавляют ведомства входящие в состав другого ведомства
• Государственные министры
• Государственные секретари
• Министры-председатели
• Министры-советники
• И другие
Кто главнее? В абсолютном большинстве стран министерства публикуются по важности (МИД, министерство финансов и другие), но есть страны где они публикуются по алфавиту.
В отдельных странах в состав правительства входят и главы правительств субъектов федерации. Применительно к некоторым странам следует заметить, что министры могут учреждаться при различных должностных лицах и органах.
В некоторых странах правительства формируются с учетом национального представительства и представительства религиозных конфессий. В Бельгии правительство состоит из 15 министров - 7 на одном языке, 7 на другом, плюс глава правительства знает оба+английский+немецкий.
В Ливане правительство формируется с учетом религиозного представительства. В некоторых странах министры делятся (страны англосаксонского права)
• Министры входящие в кабинет, министры-члены кабинета
• Министры невходящие в кабинет, министры-не-члены кабинета. Вызываются если вопрос касается их ведомства. Права решающего голоса они не имеют. Например, США
Министры занимают разное положение в правительствах.
Правительством обычно руководит председатель правительства, глава правительства. В ряде стран встречаются и иные заседания. Например, заседание с премьер министром, заседание с президентом.
В отдельных странах есть министры ведающие определенным ведомством или определенной территорией (Канада, Греция и другие). Каждое правительство само предусматривает какие учередить ещё дополнительные ведомства для того что бы осуществлять эффективное руководство.
Какой срок пребывания?
В президентских республиках - обычно от выборов до выборов президента. Что касается парламентарных форм правления, то здесь министрам может быть в любое время может быть выражен вотум недоверия. В некоторых странах предусмотрен специальный срок полномочий министра. Более жесткая норма содержится в законодательстве Колумбии - ежегодно 7 августа министры подают в отставку, чтобы президент мог реорганизовать правительство. Таковы сроки пребывания.
Кто возглавляет правительство?
Прежде всего это зависит от формы правления. Если президентская республика то президент, а если парламентарная республика то премьер-министр. В Швеции, Норвегии глава правительства называется государственный министр. Обычно о главе правительстве принято говорить как о премьер-министре. Встречается что в некоторых странах премьер министр-женщина.
Глава правительства играет большую роль в формировании правительства, он проводит предварительную работу по формированию правительства, таким образом он является главной фигурой и его правовое положение определяется конституцией и законами страны.
Кто формирует правительство?
Если президентская республика - председатель правящей партии, если парламентарная республика - то коалиционное правительство или решается парламентом.
Более сложное формирование происходит в той стране где нет ярко выраженного лидера среди партий.
В японии глава правительства избирается, но его кандидатура выдвигается членами палат, а император назначает. Министры назначаются императором, по предложению премьера.
В Болгарии порядок формирования своеобразен. Сначала президент поручает формировать правительство партии большинства, если такое правительство не получает поддержки правительства, то президент предлагает формировать правительство другой по численности партии, если 3 раза так не получилось, то распускается парламент и формируется правительство. Что касается смешанных форм правления, то президент назначает премьер-министра, президент предлагает министров, а если президент соглашается то нужно получить вотум доверия парламента.
Во всех зарубежных странах главную роль какие бы ни были юридические нюансы, главную роль играют политические партии, а глава государства в этом вопросе играет второстепенную роль.
В Румынии буквально практически все списано с конституции Франции. Такое нередко случается. Там все также как и во франции по крайней мере относительно формирования правительства.
Партийный состав правительства определяется в соответствии с правилами которые предусматриваются формой правления.
Виды правительства:
• Однопартийное правительство
• Коалиционное правительство. Состоит из 2х или более партий.
• Правительства меньшинства. Также встречается из представителей одной или нескольких партий, которые обладают в парламенте меньшинство м депутатских мест - такие правительства называются правительства меньшинства.
• В отдельных случаях при определенных обстоятельствах состав правительства назначается из чиновников, которые либо не принадлежат ни к одной партии или из лиц которые хотя и принадлежат к какой либо партии но в ходят в состав правительства в качестве беспартийных деятелей. Такое правительство называют чиновничье, или технократичным правительством.
• Правительство национального единства. Это коалиционное правительство особого рода. Оно состоит из представителей различных наций. Партии и общественные движения обрауют такое правительство, они объединяются часто на основе первоочередных интересов и для осуществления первоочередных целей и расходятся при последующих целях и затем начинается борьба внутри правительства. Правительства национального единства называют себя и те кто приходят к власти после государственного переворота
• Переходные правительства, которые формируются на определенный период. Иногда при временной конституции. Переходное правительство было в Нигерии. За ним следует постоянное правительство.
Как решается вопрос о принадлежности министров к парламенту.
В одних странах депутаты не могут быть членами правительства. В других странах члены правительства обязательно должны быть депутатами или сенаторами, в других странах смешанный порядок. В некоторых странах конституция запрещает главам правительства и министрам быть депутатами.
Особое место в деятельности комитетов. Большее значение в президентских республиках, меньше в парламентарных. Именно канслер определяет общую политику государства (в Германии). Члены правительства сформированы из партии большинства. Из деятельность заключается на основе делегированного законодательства.
Делегировать - (передавать что то от одного к другому). С помощью делегированного законодательства правительство широко осуществляет нормотворческую деятельность. Через Парламент проводится не законодательная передача полномочий, а присвоение Правительством полномочий.
• Английское понятие - нужно получить специальные полномочия от Парламента на осуществление полномочий.
• Акты должны обладать меньшей юридической силой чем законы
• Акты издаваться должны под контролем парламента
Следует иметь ввиду, что формально в Великобритании делегированное законодательство считается очень умным законодательством, по сравнению со статутами. Статуты не могут оспариваться судами, тогда как акты делегированного законодательства могут.
В свое время теория делегированного законодательства была отвергнута и судом и юристами. Но прошло время и Верховный суд и американские юристы решили пересмотреть эти отношения. Решили что Правительство может издавать такие акты.
• Континентальная доктрина. Классический пример-Франция.
• Доктрина регаментирующей власти - Правительство в силу своих собственных полномочий может в пределах закона издавать нормативные акты.
Наступила 4 республика. Начиная с 48 года правительство неоднократно проводило через парламент законы о предоставлении полномочий. И на основании таких законов правительство Франции получило право изменять законы посредством издания декретов.
5 республика . Конституция включила понятие регламентирующей власти в свой текст, но существенно изменила понятие. Фактически оставила акты Правительства выше закона. Правительство Франции может издавать законы не только в сфере действия регламента, но и в сфере действия закона. Но в этом случае Правительство должно получить согласие со стороны Парламента.
В Италии разрешают издавать декреты имеющие силу закону, законы предоставляющие такое право называются законы по предоставлению полномочий. Такой закон должен содержать:
• Круг вопросов по которым правительство может издавать законодательные декреты
• Принципы издания
• Срок издания декретов
В случае срочности и необходимости правительство имеет право издавать декреты и без предварительного разрешения, и такие декреты называются чрезвычайные декреты. Такие декреты должны быть в течение 2хмесяцев утверждены парламентом. Издание чрезвычайных декретов не получило в Италии распространения.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28