Рефераты. Взаимоотношение предприятий с бюджетом

степенью обработки;

. производство конкурентоспособной машиностроительной продукции как основы

технической реконструкции экономики.

В современных условиях финансироваться из бюджета должны только

жизненно важные инновационные проекты, оказывающие воздействие на уровень

развития экономики в целом. При этом безвозвратное выделение бюджетных

средств должно являться исключением из общих правил, базирующихся на

принципах срочности, возвратности и платности, т.е. на кредитных принципах

выделения денежных средств. Представляется, что при выборе приоритетов

инвестирования средств государственного бюджета в различные сферы экономики

следует на первое место выделять производства, ориентированные на выпуск

импортозаменяющей продукции, конкурентоспособных товаров и услуг,

производства, на продукцию которых существует и будет сохраняться

длительное время повышенный спрос, а также производства, осваивающие выпуск

новых видов продукции или продукции более высокого класса.

Поэтому помимо безвозвратного бюджетного финансирования в настоящее

время все шире применяется кредитование предприятий путем выдачи бюджетных

ссуд. Проценты по таким ссудам либо не взимаются, либо взимаются по низким

ставкам. Бюджетные ссуды выдаются по специальным распоряжениям

Правительства РФ на выполнение целевых программ развития. На возвратной

основе предоставляются средства в рамках финансового лизинга; при сезонном

кредитовании сельскохозяйственных предприятий (закупка семян, удобрений);

инвестиционные программы конверсии ВПК; расходы по финансовому оздоровлению

убыточных производств; финансирование расходов по высокоэффективным

коммерческим инвестиционным проектам. Обычно бюджетные ссуды на эти цели

предоставляются на срок от 1 до 5 лет под уплату процентов в размере 50 –

75% учетной ставки Центрального банка России.

Согласно Федерального закона «О федеральном бюджете на 2001 год» (5(

Правительство Российской Федерации вправе предоставлять из средств

федерального бюджета бюджетные кредиты российским юридическим лицам, не

являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями,

бюджетными организациями, только под банковские гарантии, поручительства

(за исключением поручительств органов исполнительной власти субъектов

Российской Федерации), залог имущества, в размере 100% предоставляемых

бюджетных кредитов с учетом начисленных процентов по ним. Обеспечение

исполнения обязательств должно иметь высокую степень ликвидности.

Использование бюджетных кредитов, выданных российским юридическим лицам, не

по целевому назначению влечет наложение штрафа в размере двойной ставки

рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка РФ, действующей на

период использования указанных средств не по целевому назначению. При этом

периодом нецелевого использования средств бюджетного кредита признается

срок с даты отвлечения средств на цели, не предусмотренные по условиям

предоставления бюджетного кредита, до момента их возврата в федеральный

бюджет или направления использования по целевому назначению.[3]

Схема смешенного финансирования предусматривает ежегодное выделение

средств федерального бюджета для конкурсного финансирования

высокоэффективных технических проектов, подготовленных коммерческими

структурами и предусматривающих долю государственного участия не более 20%.

В 1997г. появилось новое направление - предоставление государственных

гарантий под инвестиционные проекты. В этом случае государство реальных

денег не дает, но при наступлении событий, мешающих выполнению проекта,

государство обязуется погасить долг инвестора перед банком или другой

организацией-кредитором:

. Государство обязуется возместить до 60% долга.

. При заключении договора о госгарантии предприятие должно иметь залог с

рыночной стоимостью на 25% больше суммы заимствованных средств.

. Условия возмещения - обстоятельства непреодолимой силы; факторы

экономического риска в расчет не принимаются.

. Гарантии предоставляются на конкурсной основе. I критерий отбора -

наличие положительного ЧДД (если раньше эффективность проекта

оценивалась через рентабельность = отношение прибыли к затратам, то

сейчас считается сумма платежей, налогов, взносов в бюджет, которая

должна превысить затраты государства на проект, причем при расчете за

каждый год производиться деление на коэффициент дефлятора (корректировка

на инфляцию).

Кроме того, организациям агропромышленного комплекса за счет средств

бюджета может предоставляться товарный кредит. Разновидностью бюджетной

ссуды является инвестиционный налоговый кредит, предоставляемый федеральным

правительством предприятиям, имеющим крупное народнохозяйственное значение.

Обязательным условием бюджетного финансирования выступает финансовый

контроль – совокупность мероприятий, проводимых государственными органами

по проверке законности, целесообразности и эффективности расходования

бюджетных средств. Он охватывает правильность формирования стоимостных

показателей и финансовых результатов деятельности хозяйствующих субъектов

при выполнении предприятиями государственных заказов, финансируемых из

бюджета, расходования смет некоммерческими организациями, целевое

использование бюджетных средств, полноту и своевременность налоговых

платежей и неналоговых отчислений. Задачами финансового контроля также

являются обеспечение соблюдения налогового и бюджетного законодательства,

выявление расточительства и финансовых злоупотреблений, пресечение

незаконных решений по предоставлению налоговых льгот, государственных

дотаций, субвенций и другой помощи отдельным категориям плательщиков,

улучшение бюджетной и налоговой дисциплины. Нарушение финансовой дисциплины

карается экономически посредством финансовых санкций и в административном

порядке (в отношении должностных лиц).

Существует несколько видов финансового контроля: общегосударственный,

ведомственный и независимый (аудит). Субъектами общегосударственного

финансового контроля выступают Счетная палата РФ, осуществляющая жесткий

контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных ресурсов;

Главное управление казначейства Министерства финансов, организованная

система постоянного контроля которого призвана способствовать сокращению

нарушений в сфере использования федеральных бюджетных средств; Главное

контрольное управление Президента РФ; Госналогслужба, обеспечивающая

проверку выполнения налогоплательщиками обязательств перед бюджетом;

Федеральная служба налоговой полиции и некоторые другие органы

государственной власти. Ведомственный контроль осуществляется контрольно-

ревизионными управлениями министерств и ведомств. При этом проверяется

расходование бюджетных средств, выделенных по ведомственному признаку

бюджетной классификации, а также использование бюджетных ссуд, субсидий,

субвенций и другой финансовой помощи из бюджета. На предприятиях, в

организациях и учреждениях финансово-экономическими службами осуществляется

внутрихозяйственный контроль, объектом которого выступает финансовая

деятельность субъектов хозяйствования, включая уплату налогов в бюджет и

использование выделенных бюджетных средств.

ГЛАВА 2. КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ ПРАКТИКИ

2.1. ОСНОВНЫЕ НАЛОГИ, УПЛАЧИВАЕМЫЕ КОММЕРЧЕСКИМИ СТРУКТУРАМИ

Налог на прибыль

Одним из главных доходных источников федерального бюджета, а также

региональных и местных бюджетов служит налог на прибыль предприятий и

организаций. В I квартале 2001 г. по данным Управления МНС России по г.

Москве на налог на прибыль (доход) предприятий и организаций приходилось

21,6% поступлений в федеральный бюджет и 47,6% поступлений в городской

бюджет.(56(

Налог регламентируется Законом РФ "О налоге на прибыль предприятий и

организаций" от 27.12.1991г. № 2116-1.(9( Налог является прямым, его сумма

зависит от конечного финансового результата предприятия-налогоплательщика.

Находясь в такой прямой зависимости, налог на прибыль влияет на

инвестиционные процессы и процесс наращивания капитала. Плательщики налога

на прибыль — все предприятия и организации, в том числе и бюджетные,

являющиеся юридическими лицами по законодательству РФ, включая кредитные,

страховые организации, а также предприятия с иностранными инвестициями,

международные объединения и организации, осуществляющие предпринимательскую

деятельность, филиалы и другие аналогичные подразделения, имеющие отдельный

баланс и расчетный счет, иностранные фирмы, осуществляющие

предпринимательскую деятельность на территории России. Не являются

плательщиками налога на прибыль в соответствии с настоящим Законом

предприятия любых организационно - правовых форм по прибыли от реализации

произведенной ими сельскохозяйственной и охотохозяйственной продукции, а

также произведенной и переработанной на данных предприятиях собственной

сельскохозяйственной продукции, за исключением сельскохозяйственных

предприятий индустриального типа, определяемых по перечню, утверждаемому

законодательными (представительными) органами субъектов РФ.[4] Данные

предприятия уплачивают налог на прибыль, полученную от иных видов

деятельности. Также и организации, осуществляющие деятельность в области

игорного бизнеса, уплачивают налог на прибыль, полученную от иных видов

деятельности.[5] Кроме того, не являются плательщиками налога Центральный

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.