Рефераты. Взаимоотношение предприятий с бюджетом

предоставлении организациям и физическим лицам определенных

прав.

Кроме этого, не подлежат обложению налогом операции по реализации

предметов религиозного назначения; товаров и услуг, производимых и

реализуемых общественными организациями инвалидов или лечебно-

производственными мастерскими при противотуберкулезных, психиатрических,

психоневрологических учреждениях и учреждениях социальной защиты и

реабилитации населения; реализации билетов на спортивно-зрелищные

мероприятия и услуг по предоставлению в аренду спортивных сооружений для

проведения указанных мероприятий; продукции сельскохозяйственных

предприятий, реализуемой в счет натуральной оплаты труда; изделий народных

художественных промыслов; некоторых финансовых и банковских операций;

выполнению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ,

финансируемых из бюджета; работ по тушению лесных пожаров; реализации

путевок в санаторно-курортные, оздоровительные и учреждения отдыха,

расположенные на территории РФ; страховых услуг.

Также освобождена от обложения НДС реализация монет из драгоценных

металлов (за исключением коллекционных), являющихся валютой РФ или валютой

иностранных государств; товаров, помещенных под таможенный режим магазина

беспошлинной торговли; долей в уставном (складочном) капитале организаций,

паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах, ценных

бумаг и инструментов срочных сделок; некоторые виды товаров, ввозимых на

территорию Российской Федерации; реализация услуг по сдаче в аренду

служебных или жилых помещений иностранным гражданам и организациям,

аккредитованным в РФ.

Статьей 149 НК РФ введен ряд новых льгот, например теперь не

подлежит налогообложению реализация услуг по обслуживанию воздушных и

морских судов, судов внутреннего плавания, услуг, оказываемых

непосредственно в аэропортах РФ; внутрисистемная реализация организациями и

учреждениями уголовно-исполнительной системы произведенной ими продукции;

не облагаются НДС операции организаций, обеспечивающих информационное и

технологическое взаимодействие между участниками расчетов; отдельные

банковские операции, не требующие получения лицензии ЦБР; передача товаров

или услуг, кроме подакцизных, безвозмездно в рамках благотворительной

деятельности. Но в то же время часть льгот, действовавших до 01.01.2001г.,

была отменена. Действие некоторых льгот продлено до 1 января 2002г.

Причем, часть этих льгот: работы по строительству жилых домов,

осуществляемые не менее чем на 50% за счет бюджетных средств; отдельные

виды товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации; - перестанет

предоставляться окончательно. У других, в частности: обороты по реализации

продукции средств массовой информации, книжной продукции, связанной с

образованием, наукой и культурой, а также редакционная, издательская и

полиграфическая деятельность по производству книжной продукции, связанной с

образованием, наукой и культурой, газетной и журнальной продукции, -

изменится порядок предоставления.

В случае если налогоплательщиком осуществляются операции, подлежащие

налогообложению, и операции, освобождаемые от налогообложения,

налогоплательщик обязан вести раздельный учет таких операций.[15] Сумма

НДС по приобретенным товарам и услугам, которые используются при

производстве (реализации) как облагаемых, так и необлагаемых товаров и

услуг, в соответствие с п. 4 ст. 170 НК РФ подлежит распределению

пропорционально стоимости этих товаров (услуг) в общем объеме выручки от

реализации.

Одним из важнейших нововведений является то, что начиная с 2001 года

организации и индивидуальные предприниматели могут получить освобождение от

исполнения обязанностей плательщика НДС, которое предоставляется, если за

три предшествующих ему последовательных календарных месяца сумма выручки от

реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС и налога с продаж не

превысила в совокупности 1000000 руб.

Созданы равные условия для предпринимательской деятельности

отечественных и иностранных предприятий. На российского налогоплательщика

возложена ответственность по уплате НДС за иностранное предприятие, не

зарегистрированное в российских налоговых органах, но реализующее на

территории Российской Федерации товары (работы, услуги), облагаемые НДС.

Уплата налога производится за счет средств, перечисляемых иностранному

предприятию или лицу, указанному этим иностранным предприятием, и вносится

в бюджет в той валюте, в которой производится платеж. После уплаты НДС за

иностранное предприятие российское предприятие имеет право обратиться в

установленном порядке за возмещением сумм НДС, уплаченных им на территории

России при осуществлении своей предпринимательской деятельности.

Налоговый период по налогу на добавленную стоимость равен календарному

месяцу.

Ставка налога с момента введения в 1992 г. и по 1996 г. претерпевала

изменения. Первоначально налог был установлен в размере 28%. Однако в

условиях отсутствия на рынке достаточной товарной массы, либерализации цен,

начало которой совпало по времени с введением данного налога, и

развивающейся инфляцией ставка оказалась чрезмерно высокой. В большинстве

стран, она ниже. И при этом для ряда товаров действуют пониженные льготные

ставки.

В связи с этим ставка была снижена до 20%, а по продовольственным

товарам и основным изделиям детского ассортимента — до 10%. Дифференциация

ставки налога на продовольственные и непродовольственные изделия

соответствует мировому опыту. Это практикуется в Германии, США, Франции,

Японии, а также в некоторых других странах.

Однако снижение ставки сразу на 8 пунктов, а по ряду товаров на 18

пунктов болезненно сказалось на бюджете, тем более, что выпадающие доходы

ничем не компенсировались. При снижении ставки налога на добавленную

стоимость с 28% до 20% и 10% образовался дополнительный бюджетный дефицит.

Чтобы его частично заполнить, в 1994—1995 гг. вводился специальный налог

для финансовой поддержки важнейших отраслей народного хозяйства. Этот

отмененный ныне налог рассчитывался по базе НДС и взимался в размере

сначала 3%, а позднее 1,5% от налогооблагаемой базы. Плательщики данного

налога, объект обложения, порядок и сроки уплаты, налоговые льготы

определялись Законом об НДС. Фактически специальный налог не имел

самостоятельного значения, а был скрытой формой налога на добавленную

стоимость и носил характер чрезвычайного налога. Думается, что плавным

снижением НДС не до 20 и 10% сразу, а, скажем, до 23 и 13% можно было

добиться тех же самых, а при необходимости и более высоких финансовых

результатов. С течением времени можно было также постепенно снизить налог

до сегодняшнего уровня. Издержки такого курса налоговой политики были бы

меньше, поскольку он был бы более последовательным.

В настоящее время действуют 3 ставки НДС: 0, 10 и 20%. Кроме того, для

отдельных операций предусмотрены расчетные ставки 9,09, 16,67 и 13,79%.

Перечень товаров (работ, услуг), облагаемых НДС по нулевой ставке,

приведен в п. 1 ст. 164 НК РФ. Это прежде всего экспортируемые товары,

работы и услуги связанные с их реализацией, транспортировкой через

Российскую Федерацию транзитных товаров, услуги по перевозке пассажиров и

багажа за пределы Российской Федерации. В п. 2 ст. 164 НК РФ перечислены

все виды продовольственных товаров и товаров для детей, при реализации

которых производится налогообложение НДС по ставке 10%. В остальных случаях

применяется ставка налога в размере 20%. Исключение составляет ряд

операций, по которым используются расчетные ставки НДС. Так, согласно п. 4

ст. 164 НК РФ налог по ставкам 9,09 и 16,67% должен рассчитываться при

получении денежных средств, связанных с оплатой товаров (работ, услуг)

(авансов, процентов, санкций и др.); удержании НДС из доходов иностранных

налогоплательщиков налоговыми агентами; реализации товаров, приобретенных

на стороне и учитываемых с НДС. Расчетная ставка 13,79% применяется при

приобретении через автозаправочные станции горюче-смазочных материалов,

подлежащих обложению налогом на реализацию ГСМ.

Подобная база обложения достаточно стабильна.

Надо отметить, что налог на добавленную стоимость имеет очень

устойчивую базу обложения, которая к тому же не зависит от текущих

материальных затрат. Технически механизм взимания НДС удобен и обеспечивает

быстрое поступление налога в бюджет. Средства начинают поступать задолго до

того, как произойдет окончательная реализация готовой продукции (работ,

услуг) и продолжают поступать при любой перепродаже готового изделия.

Уклониться от уплаты налога довольно сложно, хотя это и случается. Но

выделение налога отдельной строкой во всех банковских и прочих расчетных

документах усложняет эти попытки и позволяет налоговым инспекциям

эффективно контролировать уплату налога. Плательщик налога не несет на себе

налогового бремени, связанного с взиманием НДС при покупке сырья,

материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, поскольку компенсирует

свои затраты, перекладывая их на покупателя. Лишь на последнем потребителе

продукции процесс переложения налога заканчивается.

У данного вида налога имеется и ряд других преимуществ, как у любого

косвенного налога или налога на потребление. В то же время при отсутствии

на рынке достаточной товарной массы в условиях, когда не развита

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.