предоставлении организациям и физическим лицам определенных
прав.
Кроме этого, не подлежат обложению налогом операции по реализации
предметов религиозного назначения; товаров и услуг, производимых и
реализуемых общественными организациями инвалидов или лечебно-
производственными мастерскими при противотуберкулезных, психиатрических,
психоневрологических учреждениях и учреждениях социальной защиты и
реабилитации населения; реализации билетов на спортивно-зрелищные
мероприятия и услуг по предоставлению в аренду спортивных сооружений для
проведения указанных мероприятий; продукции сельскохозяйственных
предприятий, реализуемой в счет натуральной оплаты труда; изделий народных
художественных промыслов; некоторых финансовых и банковских операций;
выполнению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ,
финансируемых из бюджета; работ по тушению лесных пожаров; реализации
путевок в санаторно-курортные, оздоровительные и учреждения отдыха,
расположенные на территории РФ; страховых услуг.
Также освобождена от обложения НДС реализация монет из драгоценных
металлов (за исключением коллекционных), являющихся валютой РФ или валютой
иностранных государств; товаров, помещенных под таможенный режим магазина
беспошлинной торговли; долей в уставном (складочном) капитале организаций,
паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах, ценных
бумаг и инструментов срочных сделок; некоторые виды товаров, ввозимых на
территорию Российской Федерации; реализация услуг по сдаче в аренду
служебных или жилых помещений иностранным гражданам и организациям,
аккредитованным в РФ.
Статьей 149 НК РФ введен ряд новых льгот, например теперь не
подлежит налогообложению реализация услуг по обслуживанию воздушных и
морских судов, судов внутреннего плавания, услуг, оказываемых
непосредственно в аэропортах РФ; внутрисистемная реализация организациями и
учреждениями уголовно-исполнительной системы произведенной ими продукции;
не облагаются НДС операции организаций, обеспечивающих информационное и
технологическое взаимодействие между участниками расчетов; отдельные
банковские операции, не требующие получения лицензии ЦБР; передача товаров
или услуг, кроме подакцизных, безвозмездно в рамках благотворительной
деятельности. Но в то же время часть льгот, действовавших до 01.01.2001г.,
была отменена. Действие некоторых льгот продлено до 1 января 2002г.
Причем, часть этих льгот: работы по строительству жилых домов,
осуществляемые не менее чем на 50% за счет бюджетных средств; отдельные
виды товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации; - перестанет
предоставляться окончательно. У других, в частности: обороты по реализации
продукции средств массовой информации, книжной продукции, связанной с
образованием, наукой и культурой, а также редакционная, издательская и
полиграфическая деятельность по производству книжной продукции, связанной с
образованием, наукой и культурой, газетной и журнальной продукции, -
изменится порядок предоставления.
В случае если налогоплательщиком осуществляются операции, подлежащие
налогообложению, и операции, освобождаемые от налогообложения,
налогоплательщик обязан вести раздельный учет таких операций.[15] Сумма
НДС по приобретенным товарам и услугам, которые используются при
производстве (реализации) как облагаемых, так и необлагаемых товаров и
услуг, в соответствие с п. 4 ст. 170 НК РФ подлежит распределению
пропорционально стоимости этих товаров (услуг) в общем объеме выручки от
реализации.
Одним из важнейших нововведений является то, что начиная с 2001 года
организации и индивидуальные предприниматели могут получить освобождение от
исполнения обязанностей плательщика НДС, которое предоставляется, если за
три предшествующих ему последовательных календарных месяца сумма выручки от
реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС и налога с продаж не
превысила в совокупности 1000000 руб.
Созданы равные условия для предпринимательской деятельности
отечественных и иностранных предприятий. На российского налогоплательщика
возложена ответственность по уплате НДС за иностранное предприятие, не
зарегистрированное в российских налоговых органах, но реализующее на
территории Российской Федерации товары (работы, услуги), облагаемые НДС.
Уплата налога производится за счет средств, перечисляемых иностранному
предприятию или лицу, указанному этим иностранным предприятием, и вносится
в бюджет в той валюте, в которой производится платеж. После уплаты НДС за
иностранное предприятие российское предприятие имеет право обратиться в
установленном порядке за возмещением сумм НДС, уплаченных им на территории
России при осуществлении своей предпринимательской деятельности.
Налоговый период по налогу на добавленную стоимость равен календарному
месяцу.
Ставка налога с момента введения в 1992 г. и по 1996 г. претерпевала
изменения. Первоначально налог был установлен в размере 28%. Однако в
условиях отсутствия на рынке достаточной товарной массы, либерализации цен,
начало которой совпало по времени с введением данного налога, и
развивающейся инфляцией ставка оказалась чрезмерно высокой. В большинстве
стран, она ниже. И при этом для ряда товаров действуют пониженные льготные
ставки.
В связи с этим ставка была снижена до 20%, а по продовольственным
товарам и основным изделиям детского ассортимента — до 10%. Дифференциация
ставки налога на продовольственные и непродовольственные изделия
соответствует мировому опыту. Это практикуется в Германии, США, Франции,
Японии, а также в некоторых других странах.
Однако снижение ставки сразу на 8 пунктов, а по ряду товаров на 18
пунктов болезненно сказалось на бюджете, тем более, что выпадающие доходы
ничем не компенсировались. При снижении ставки налога на добавленную
стоимость с 28% до 20% и 10% образовался дополнительный бюджетный дефицит.
Чтобы его частично заполнить, в 1994—1995 гг. вводился специальный налог
для финансовой поддержки важнейших отраслей народного хозяйства. Этот
отмененный ныне налог рассчитывался по базе НДС и взимался в размере
сначала 3%, а позднее 1,5% от налогооблагаемой базы. Плательщики данного
налога, объект обложения, порядок и сроки уплаты, налоговые льготы
определялись Законом об НДС. Фактически специальный налог не имел
самостоятельного значения, а был скрытой формой налога на добавленную
стоимость и носил характер чрезвычайного налога. Думается, что плавным
снижением НДС не до 20 и 10% сразу, а, скажем, до 23 и 13% можно было
добиться тех же самых, а при необходимости и более высоких финансовых
результатов. С течением времени можно было также постепенно снизить налог
до сегодняшнего уровня. Издержки такого курса налоговой политики были бы
меньше, поскольку он был бы более последовательным.
В настоящее время действуют 3 ставки НДС: 0, 10 и 20%. Кроме того, для
отдельных операций предусмотрены расчетные ставки 9,09, 16,67 и 13,79%.
Перечень товаров (работ, услуг), облагаемых НДС по нулевой ставке,
приведен в п. 1 ст. 164 НК РФ. Это прежде всего экспортируемые товары,
работы и услуги связанные с их реализацией, транспортировкой через
Российскую Федерацию транзитных товаров, услуги по перевозке пассажиров и
багажа за пределы Российской Федерации. В п. 2 ст. 164 НК РФ перечислены
все виды продовольственных товаров и товаров для детей, при реализации
которых производится налогообложение НДС по ставке 10%. В остальных случаях
применяется ставка налога в размере 20%. Исключение составляет ряд
операций, по которым используются расчетные ставки НДС. Так, согласно п. 4
ст. 164 НК РФ налог по ставкам 9,09 и 16,67% должен рассчитываться при
получении денежных средств, связанных с оплатой товаров (работ, услуг)
(авансов, процентов, санкций и др.); удержании НДС из доходов иностранных
налогоплательщиков налоговыми агентами; реализации товаров, приобретенных
на стороне и учитываемых с НДС. Расчетная ставка 13,79% применяется при
приобретении через автозаправочные станции горюче-смазочных материалов,
подлежащих обложению налогом на реализацию ГСМ.
Подобная база обложения достаточно стабильна.
Надо отметить, что налог на добавленную стоимость имеет очень
устойчивую базу обложения, которая к тому же не зависит от текущих
материальных затрат. Технически механизм взимания НДС удобен и обеспечивает
быстрое поступление налога в бюджет. Средства начинают поступать задолго до
того, как произойдет окончательная реализация готовой продукции (работ,
услуг) и продолжают поступать при любой перепродаже готового изделия.
Уклониться от уплаты налога довольно сложно, хотя это и случается. Но
выделение налога отдельной строкой во всех банковских и прочих расчетных
документах усложняет эти попытки и позволяет налоговым инспекциям
эффективно контролировать уплату налога. Плательщик налога не несет на себе
налогового бремени, связанного с взиманием НДС при покупке сырья,
материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, поскольку компенсирует
свои затраты, перекладывая их на покупателя. Лишь на последнем потребителе
продукции процесс переложения налога заканчивается.
У данного вида налога имеется и ряд других преимуществ, как у любого
косвенного налога или налога на потребление. В то же время при отсутствии
на рынке достаточной товарной массы в условиях, когда не развита
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22