Рефераты. Взаимоотношение предприятий с бюджетом

плательщика или вымогать для себя под угрозой такого отягощения подарок или

взятку”.[1] Другое требование, предъявляемое к налоговой системе, - ее

простота и эффективность. Если организация сбора налога обходится

государству дороже той суммы, ради которой все затевается, то и смысла в

таком налогообложении нет никакого. Наконец, самый важный принцип

налогообложения - его справедливость. Речь идет о том, кто должен платить

налоги и в каком размере. Справедливость - понятие сложное, и понимают его

по-разному. Существуют и принципиально различные подходы к справедливости в

налогообложении.

В ст. 3 Налогового кодекса (1( закреплены важнейшие положения,

определяющие основные принципы налогового законодательства России. Они

являются ориентиром в первую очередь для государства и законодателя,

которые формируют национальный режим налогообложения и налоговую политику.

Необходимо отметить, что принципы налогообложения нашли свое

конституционное закрепление в конституциях многих стран, однако в

Конституции РФ налоговые принципы четкого отражения не имеют. С принятием

первой части Налогового кодекса в российском налоговом законодательстве

принципы налогообложения получили полноценное закрепление.

Современные принципы налогообложения заключаются в следующем:

1. Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом

возможностей налогоплательщика, т.е. уровня доходов. Поскольку возможности

разных физических и юридических лиц неодинаковы, для них должны быть

установлены дифференцированные налоговые ставки, т.е. налог с дохода должен

быть прогрессивным. Однако этот принцип соблюдается далеко не всегда,

некоторые налоги во многих странах рассчитываются пропорционально. Идея

необходимости обложения налогами доходов и имущества по прогрессивным

ставкам в течение столетий владеет умами значительной части человечества,

постоянно присутствует в политической жизни, межпартийной борьбе,

отражается в той или иной степени в партийных программах, налоговом

законодательстве.

2. Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов

носило однократный характер.

Многократное обложение дохода или капитала недопустимо. Примером

осуществления этого принципа служит замена в развитых странах налога с

оборота, когда обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС,

когда вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз

вплоть до его реализации. В результате каждая надбавка к цене сырья,

возникающая по мере его прохождения по производственной цепочке вплоть до

конечного продукта, облагается налогом только один раз (в отличие от налога

с оборота). В этом одно из главных преимуществ НДС.

3. Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна

оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа. Система

штрафов и санкций, общественное мнение в стране должны быть такими, чтобы

неуплата или несвоевременная уплата налогов были менее выгодными, чем

своевременное и честное выполнение обязательств перед налоговыми органами.

4. Система и процедура уплаты налогов должны быть простыми, понятными

и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих

налоги.

5. Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к

изменяющимся общественно-политическим потребностям.

6. Налоговая система должна обеспечивать перераспределение

создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом государственной

экономической политики. Этот принцип относится к регулирующей функции

налогообложения.

Налоги различаются по объекту обложения, по размеру и многим другим

характеристикам.

Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость

определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков,

операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество

юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость

произведенных товаров и услуг и другие объекты, установленные

законодательными актами. При классификации налогов по объектам

налогообложения образуются пять групп: налоги на имущество, ресурсные

налоги (включая земельный налог), налоги на доход или прибыль, налоги на

действия (хозяйственные акты, финансовые операции, обороты) и прочие,

охватывающие некоторые местные налоги (например, сбор с владельцев собак,

курортный сбор).

Предусмотрено, что один и тот же объект может облагаться налогом

одного вида только один раз за определенный Законом период налогообложения.

Налоги бывают двух видов. Первый вид – прямые налоги. К ним относятся

налоги на доходы и имущество: подоходный налог с граждан; налог на прибыль

корпораций (фирм); социальные налоги, социальные взносы; поимущественные

налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую

недвижимость; налоги на перевод прибыли и капитала за рубеж и другие. Они

взимаются с конкретного физического или юридического лица.

Второй вид - налоги на товары и услуги: налог с оборота, который в

большинстве развитых стран в настоящее время заменен налогом на добавленную

стоимость (НДС); акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или

услуги); налог на наследство, на сделки с недвижимостью и ценными бумагами

и другие. Эти налоги называют косвенными. Они частично или полностью

переносятся на цену товара или услуги.

Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего

обстоит дело с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в

арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.

Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости

от показателя эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими

налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога

перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем

меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая его часть

уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения

растет, а на потребителя перекладывается все большая часть косвенных

налогов. При высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может

привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения -

к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или

перелив капитала в другие сферы деятельности.

Особое значение имеет дифференциация налогов по источнику обложения:

издержки производства (себестоимость), прибыль. Правильность расчетов

налога на прибыль требует знания состава затрат по производству и

реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции,

и порядка формирования финансовых результатов (прибыли или убытка).

Непосредственно в себестоимость включаются налоги, идущие на формирование

дорожных фондов, земельный налог, платежи за пользование природными

ресурсами.

Во многих странах сумма, с которой взимаются налоги, называется

налоговой базой. В случае налогов на доходы ее можно назвать

налогооблагаемым доходом (прибылью), который равен разности между

полученным доходом и налоговыми льготами. Налоговая льгота устанавливается,

как и налог, в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами.

Распространены следующие виды налоговых льгот:

- необлагаемый минимум объекта налога;

- изъятие из обложения определенных элементов объекта налога

(например, затрат на НИОКР);

- освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий

плательщиков (например, ветеранов войны);

- понижение налоговых ставок;

- вычет из налоговой базы (налоговый вычет);

- налоговый кредит (отсрочка взимания налога или уменьшение суммы

налога на определенную величину (налоговый вычет уменьшает налоговую базу,

а налоговый кредит - сумму налога, т.е. налоговое обязательство)).

Та часть налоговой базы, которую налогоплательщик обязан выплатить в

виде того или иного налога, называется налоговой ставкой (нормой

обложения). Различают минимальные, максимальные и средние налоговые ставки.

С точки зрения величины процентных ставок все налоги делят на

прогрессивные, пропорциональные и регрессивные.

При прогрессивном налоге чем больше доход плательщика, тем выше

процентная доля налоговых отчислений, чем ниже доход, тем ниже и налоговая

ставка. По прогрессивной шкале устанавливается налог на прибыль, подоходный

налог (как правило, начиная с определенной суммы). С точки зрения тех, кто

считает, что “налоги должен платить тот, кто может платить”, прогрессивный

налог - самый справедливый, но лишь в том случае, если он достаточно

прогрессивен, т.е. если налоговая ставка резко возрастает с ростом дохода.

При пропорциональном налоге устанавливается единая ставка вне

зависимости от величины дохода. Таким образом, лица с высоким доходом

платят большие абсолютные суммы в виде налога, чем лица с низким доходом.

Но согласно закону Энгеля (1821 - 1896) при пропорциональном

налогообложении основная тяжесть налогового бремени ложится на

малообеспеченные семьи. Пропорциональный характер носят налоги на

собственность.

При регрессивном налоге налоговая ставка устанавливается тем ниже,

чем выше доход, и наоборот, тем выше, чем ниже доход. Примером регрессивных

налогов могут служить все налоги, взимаемые с продаж товаров - акцизы,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.