плательщика или вымогать для себя под угрозой такого отягощения подарок или
взятку”.[1] Другое требование, предъявляемое к налоговой системе, - ее
простота и эффективность. Если организация сбора налога обходится
государству дороже той суммы, ради которой все затевается, то и смысла в
таком налогообложении нет никакого. Наконец, самый важный принцип
налогообложения - его справедливость. Речь идет о том, кто должен платить
налоги и в каком размере. Справедливость - понятие сложное, и понимают его
по-разному. Существуют и принципиально различные подходы к справедливости в
налогообложении.
В ст. 3 Налогового кодекса (1( закреплены важнейшие положения,
определяющие основные принципы налогового законодательства России. Они
являются ориентиром в первую очередь для государства и законодателя,
которые формируют национальный режим налогообложения и налоговую политику.
Необходимо отметить, что принципы налогообложения нашли свое
конституционное закрепление в конституциях многих стран, однако в
Конституции РФ налоговые принципы четкого отражения не имеют. С принятием
первой части Налогового кодекса в российском налоговом законодательстве
принципы налогообложения получили полноценное закрепление.
Современные принципы налогообложения заключаются в следующем:
1. Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом
возможностей налогоплательщика, т.е. уровня доходов. Поскольку возможности
разных физических и юридических лиц неодинаковы, для них должны быть
установлены дифференцированные налоговые ставки, т.е. налог с дохода должен
быть прогрессивным. Однако этот принцип соблюдается далеко не всегда,
некоторые налоги во многих странах рассчитываются пропорционально. Идея
необходимости обложения налогами доходов и имущества по прогрессивным
ставкам в течение столетий владеет умами значительной части человечества,
постоянно присутствует в политической жизни, межпартийной борьбе,
отражается в той или иной степени в партийных программах, налоговом
законодательстве.
2. Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов
носило однократный характер.
Многократное обложение дохода или капитала недопустимо. Примером
осуществления этого принципа служит замена в развитых странах налога с
оборота, когда обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС,
когда вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз
вплоть до его реализации. В результате каждая надбавка к цене сырья,
возникающая по мере его прохождения по производственной цепочке вплоть до
конечного продукта, облагается налогом только один раз (в отличие от налога
с оборота). В этом одно из главных преимуществ НДС.
3. Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна
оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа. Система
штрафов и санкций, общественное мнение в стране должны быть такими, чтобы
неуплата или несвоевременная уплата налогов были менее выгодными, чем
своевременное и честное выполнение обязательств перед налоговыми органами.
4. Система и процедура уплаты налогов должны быть простыми, понятными
и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих
налоги.
5. Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к
изменяющимся общественно-политическим потребностям.
6. Налоговая система должна обеспечивать перераспределение
создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом государственной
экономической политики. Этот принцип относится к регулирующей функции
налогообложения.
Налоги различаются по объекту обложения, по размеру и многим другим
характеристикам.
Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость
определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков,
операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество
юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость
произведенных товаров и услуг и другие объекты, установленные
законодательными актами. При классификации налогов по объектам
налогообложения образуются пять групп: налоги на имущество, ресурсные
налоги (включая земельный налог), налоги на доход или прибыль, налоги на
действия (хозяйственные акты, финансовые операции, обороты) и прочие,
охватывающие некоторые местные налоги (например, сбор с владельцев собак,
курортный сбор).
Предусмотрено, что один и тот же объект может облагаться налогом
одного вида только один раз за определенный Законом период налогообложения.
Налоги бывают двух видов. Первый вид – прямые налоги. К ним относятся
налоги на доходы и имущество: подоходный налог с граждан; налог на прибыль
корпораций (фирм); социальные налоги, социальные взносы; поимущественные
налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую
недвижимость; налоги на перевод прибыли и капитала за рубеж и другие. Они
взимаются с конкретного физического или юридического лица.
Второй вид - налоги на товары и услуги: налог с оборота, который в
большинстве развитых стран в настоящее время заменен налогом на добавленную
стоимость (НДС); акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или
услуги); налог на наследство, на сделки с недвижимостью и ценными бумагами
и другие. Эти налоги называют косвенными. Они частично или полностью
переносятся на цену товара или услуги.
Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего
обстоит дело с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в
арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.
Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости
от показателя эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими
налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога
перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем
меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая его часть
уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения
растет, а на потребителя перекладывается все большая часть косвенных
налогов. При высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может
привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения -
к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или
перелив капитала в другие сферы деятельности.
Особое значение имеет дифференциация налогов по источнику обложения:
издержки производства (себестоимость), прибыль. Правильность расчетов
налога на прибыль требует знания состава затрат по производству и
реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции,
и порядка формирования финансовых результатов (прибыли или убытка).
Непосредственно в себестоимость включаются налоги, идущие на формирование
дорожных фондов, земельный налог, платежи за пользование природными
ресурсами.
Во многих странах сумма, с которой взимаются налоги, называется
налоговой базой. В случае налогов на доходы ее можно назвать
налогооблагаемым доходом (прибылью), который равен разности между
полученным доходом и налоговыми льготами. Налоговая льгота устанавливается,
как и налог, в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами.
Распространены следующие виды налоговых льгот:
- необлагаемый минимум объекта налога;
- изъятие из обложения определенных элементов объекта налога
(например, затрат на НИОКР);
- освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий
плательщиков (например, ветеранов войны);
- понижение налоговых ставок;
- вычет из налоговой базы (налоговый вычет);
- налоговый кредит (отсрочка взимания налога или уменьшение суммы
налога на определенную величину (налоговый вычет уменьшает налоговую базу,
а налоговый кредит - сумму налога, т.е. налоговое обязательство)).
Та часть налоговой базы, которую налогоплательщик обязан выплатить в
виде того или иного налога, называется налоговой ставкой (нормой
обложения). Различают минимальные, максимальные и средние налоговые ставки.
С точки зрения величины процентных ставок все налоги делят на
прогрессивные, пропорциональные и регрессивные.
При прогрессивном налоге чем больше доход плательщика, тем выше
процентная доля налоговых отчислений, чем ниже доход, тем ниже и налоговая
ставка. По прогрессивной шкале устанавливается налог на прибыль, подоходный
налог (как правило, начиная с определенной суммы). С точки зрения тех, кто
считает, что “налоги должен платить тот, кто может платить”, прогрессивный
налог - самый справедливый, но лишь в том случае, если он достаточно
прогрессивен, т.е. если налоговая ставка резко возрастает с ростом дохода.
При пропорциональном налоге устанавливается единая ставка вне
зависимости от величины дохода. Таким образом, лица с высоким доходом
платят большие абсолютные суммы в виде налога, чем лица с низким доходом.
Но согласно закону Энгеля (1821 - 1896) при пропорциональном
налогообложении основная тяжесть налогового бремени ложится на
малообеспеченные семьи. Пропорциональный характер носят налоги на
собственность.
При регрессивном налоге налоговая ставка устанавливается тем ниже,
чем выше доход, и наоборот, тем выше, чем ниже доход. Примером регрессивных
налогов могут служить все налоги, взимаемые с продаж товаров - акцизы,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22