Рефераты. Взаимоотношение предприятий с бюджетом

проценте на долговременной основе поступают в нижестоящие бюджеты. Такие

налоги, как государственная пошлина, налог с имущества, переходящего в

порядке наследования или дарения, имея федеральный статус, обычно полностью

зачисляются в местные бюджеты.

Акцизы, налог на добавленную стоимость, подоходный налог с физических

лиц распределяются между бюджетами, причем в зависимости от обстоятельств,

включая финансовое положение отдельных территорий, проценты отчислений

могут меняться. Нормативы утверждаются ежегодно при формировании

федерального бюджета.

Отмечается, что уровень закрепленных доходных источников должен

составлять не менее 70% доходной части минимального бюджета субъекта

Федерации, а при отсутствии возможности такого обеспечения в связи с

недостаточностью и закрепленных и регулирующих доходов — не менее 70%

доходной части без учета дотаций и субвенций. Минимальный бюджет — это

расчетная на очередной период сумма доходов консолидированного бюджета

нижестоящего уровня, покрывающая гарантируемые вышестоящим органом власти

минимально необходимые расходы, часть которых в случае недостаточности

закрепленных доходов покрывается отчислениями от регулируемых доходов,

дотациями и субвенциями.

Налоговая система Российской Федерации сегодня дополняется системой

государственных социальных внебюджетных фондов (Пенсионный фонд Российской

Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды

обязательного медицинского страхования Российской Федерации), доходная

часть которых формируется за счет обязательных взносов. Эти взносы

объединены в один социальный налог с расщеплением поступлений по фондам и

предназначены для мобилизации средств для реализации права граждан на

государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.

Каждому органу управления трехуровневая система налогообложения дает

возможность самостоятельно формировать доходную часть бюджета исходя из

собственных налогов, отчислений от налогов, поступающих в вышестоящий

бюджет (регулирующих налогов), неналоговых поступлений от различных видов

хозяйственной деятельности (арендная плата, продажа недвижимости,

внешнеэкономическая деятельность и пр.) и займов. Естественно, что эти

полномочия сочетаются с полной ответственностью за исполнение бюджета, как

доходной, так и расходной его частей.

Таким образом, Россия, переходя к рыночным отношениям, внедрила у себя

налоговую систему, схожую по построению с применяемыми в других крупных

федеративных государствах. По ряду параметров можно наблюдать сходство с

США и Германией при сохранении некоторых специфических российских

особенностей.

3. БЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ ФИНАНСОВЫХ ОРГАНОВ

Каждому государству для удовлетворения его объективных потребностей в

денежном фонде, служащем выполнению экономической, социальной и

политической функций, необходим бюджет, который представляет собой

экономическую форму образования и использования основного централизованного

фонда денежных средств государства. Бюджет любого государства включает одни

и те же категории: налоги, займы, расходы и т.д. В нем ежегодно

централизуется часть денежных доходов предприятий и населения.

Аккумулированные средства распределяются и используются на удовлетворение

государственных потребностей, финансирование отдельных сфер деятельности –

обороны, управления, охраны общественного порядка и безопасности

государства, фундаментальной науки и др. Кроме того, за счет бюджета

удовлетворяются и коллективные потребности путем финансирования затрат на

образование, здравоохранение, культуру и искусство.

Существуют два метода формирования и использования бюджетных средств –

собственно бюджетный и кредитный. Суть бюджетного метода состоит в том, что

изъятие части денежных доходов предприятий и населения, с одной стороны, и

предоставление финансовых ресурсов для расходования носят безвозмездный

характер. Благодаря бюджетному методу аккумулируется и расходуется

значительная часть бюджета. Другая часть бюджета формируется и используется

на кредитной основе: поступления в форме внутренних займов, иностранных

кредитов и расходы в форме бюджетных ссуд и кредитов. Бюджеты всех уровней

формируются и исполняются в пределах единой бюджетной классификации –

группировки доходов и расходов с присвоением объектам классификации

группировочных кодов.

Расходы бюджета представляют собой финансирование затрат, необходимых

для осуществления государством конституционных функций. Затраты выражают,

таким образом, экономические отношения, возникающие в связи с

распределением денежных средств государства и их использованием.

Экономическая сущность бюджетных расходов по их общественному

назначению отражает состав выполняемых государством функций. В зависимости

от роли в процессе общественного воспроизводства бюджетные расходы

подразделяются на текущие расходы (бюджет текущего потребления) и

капитальные (бюджет развития).

Текущие расходы связаны с обеспечением функционирования бюджетных

организаций и включают: текущие затраты на содержание органов

государственной власти и управления, правоохранительных органов, на

оборону, науку, предоставление социальных и коммунальных услуг, услуг

народному хозяйству; выплата процентов по государственному долгу; бюджетные

ссуды на текущие нужды и др.

Капитальные расходы связаны с затратами на новое строительство и

развитие действующих объектов государственной и муниципальной собственности

в форме их расширения, реконструкции, технического перевооружения (т.е. с

финансовыми вложениями в основной капитал и прирост материальных оборотных

средств).

В соответствии с функциональной классификацией расходы

консолидированного бюджета подразделяются на две группы: собственно

государственные расходы и ссуды. Государственные расходы включают

финансирование затрат на:

. государственное управление;

. международную деятельность и национальную оборону:

. правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности

государства;

. федеральную судебную систему; фундаментальные исследования и содействие

научно-техническому прогрессу;

. промышленность, энергетику и строительство;

. сельское хозяйство и рыболовство;

. охрану окружающей среды и природных ресурсов, гидрометеорологию,

картографию и геодезию;

. транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатику;

. предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий

стихийных бедствий;

. образование;

. культуру и искусство;

. средства массовой информации;

. здравоохранение и физическую культуру;

. социальную политику;

. обслуживание государственного долга;

. пополнение государственных запасов и резервов:

. прочие расходы;

. расходы целевых бюджетных фондов.

Классификации расходов по целевому назначению, т.е. по конкретным

видам затрат, создает предпосылки для рационального использования бюджетных

средств, является необходимой базой для осуществления эффективного и

действенного контроля за использованием бюджетных ассигнований.

Осуществление расходов бюджета производится путем бюджетного

финансирования, к основным принципам которого относятся:

. достижение максимального эффекта при минимуме затрат;

. целевой характер использования бюджетных ассигнований;

. предоставление бюджетных средств в меру выполнения производственных

показателей и с учетом использования ранее отпущенных ассигнований;

. безвозвратность бюджетных ассигнований.

Безвозвратное финансирование негосударственных организаций

осуществляется на строительство, реконструкцию только при условии получения

государством дополнительного пакета акций или доли в уставном капитале

предприятия.

В настоящее время бюджетным организациям разрешено заниматься

коммерческой деятельностью. Средства, полученные бюджетными учреждениями,

находящимися в ведении главных распорядителей средств федерального бюджета,

от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, учитываются на

счетах, открытых им в органах федерального казначейства, и расходуются

бюджетными учреждениями самостоятельно в пределах остатков средств на их

лицевых счетах.

Важную роль играют государственные инвестиции, особенно в отраслях, от

которых зависит национальная безопасность или где необходима

государственная поддержка для осуществления структурных преобразований и

придания первоначального импульса к развитию новых территорий или

производств. За счет государственных инвестиций поддерживаются

перспективные исследования или отрасли, которые не способны на быструю

отдачу от вложения средств, но развитие которых важно в стратегическом

плане. Также государственные органы инвестируют в производства, развитие

которых представляется значимым в социальном плане. Перечни инвестиционных

проектов, финансируемых за счет средств бюджета, образуют целевые

инвестиционные программы, приоритетами которых являются:

. наращивание производства в отраслях с быстрым оборотом капитала и

высокой бюджетной эффективностью, обеспечивающих товарное накопление

потребительского рынка;

. поддержка наукоемких отраслей и высоких технологий, отраслей с высокой

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.