на нужды своего развития.
Доходы бюджета представляют собой финансовые каналы аккумуляции в
бюджетной системе страны значительной части денежных поступлений,
выражающих экономические отношения между государством (органами власти), с
одной стороны, и юридическими лицами и гражданами, с другой. В основу
формирования доходной части бюджета положены налоговые методы. Налоговые
поступления по источникам образования подразделяются на налоги с
юридических лиц и налоги с населения. Таким образом, экономическое
содержание доходов бюджета определяется объектами денежных отношений,
являющихся источниками формирования доходной базы бюджетной системы. Это
валовой внутренний продукт, части которого в форме прибыли выступают
источником безвозмездного формирования (посредством налогового механизма)
бюджетных доходов. На предприятия возложена обязанность своевременно и в
полном объеме осуществлять причитающиеся с них платежи в бюджет. К
субъектам, виновным в совершении налогового правонарушения, применяется
налоговая ответственность – предусмотренные Налоговым кодексом РФ налоговые
санкции в виде денежных взысканий (штрафов).
С другой стороны, из бюджета финансируются затраты на развитие
экономики, обеспечение безопасности страны, поддержание науки. За счет
бюджетных средств содержатся многие необходимые отрасли социального
обслуживания населения – просвещение, здравоохранение, социальное
обеспечение.
Государственной финансирование производится на безвозвратной основе за
счет средств бюджетных и внебюджетных фондов. Посредством такого
финансирования государство целенаправленно перераспределяет финансовые
ресурсы между производственной и непроизводственной сферами, отраслями
экономики и территориями страны, между формами собственности, отдельными
группами и слоями населения, и т.д.
Кроме того, предприятиям при осуществлении ими целевых расходов,
имеющих большое значение для государства, могут предоставляться бюджетные
субсидии, ссуды и инвестиционный налоговый кредит.
В организациях должно проводиться налоговое планирование с целью
оптимизации налогообложения, наиболее полного использования предоставляемых
законодательством льгот.
В настоящее время налоговая система продолжает реформироваться. В
соответствии с основами законодательства о налогах и сборах принимаемые
законы должны быть законами прямого действия, поэтому отмена ныне
действующих многочисленных инструкций, постановлений и прочих подзаконных
актов значительно облегчит жизнь налогоплательщиков. Также продолжается
совершенствование структуры существующих налогов путем продолжения линии на
ее упрощение. Кроме установления четкого порядка исчисления налогов и
уменьшения общего их количества, планируется плавное снижение налогового
бремени плательщиков, предоставление предприятиям большей свободы при
формировании финансовых результатов. Однако либерализация ставок налогов
должна проходить постепенно, т.к. это приведет к снижению поступлений в
бюджет (Снижение удельного веса налогов в ВВП всего на 1% означает потерю
бюджетных доходов как минимум на 3%, что в нынешних условиях означало бы
допустить сознательный подрыв доходной базы бюджета и обострение проблем
финансирования бюджетных расходов, причем без каких-либо серьезных
оснований рассчитывать на существенный оздоровительный эффект финансов
реального сектора и рост производства (42(). Идет процесс снижения льгот.
Сегодня налоговые льготы разъедают нашу налоговую систему, и одним из
стратегических направлений совершенствования налоговой политики будет
всемерное их сокращение. Это позволит не только компенсировать выпадающие
при отмене отдельных налогов бюджетные доходы, поставить вопрос о
последующем поэтапном снижении налоговых ставок, но и в определённой
степени восстановить принцип равномерности и справедливости распределения
налогового бремени. Налоговые льготы нарушают этот принцип по отношению к
тем участникам экономической деятельности, которые не пользуются налоговыми
привилегиями, поскольку льготный режим для одних налогоплательщиков
неизбежно означает дополнительное налоговое бремя для других (при условии,
что в бюджет в виде налогов должна поступить вполне определённая сумма).
Кроме того, налоговые льготы, как правило, недостаточно эффективны и
зачастую не достигают тех целей, ради которых они вводились, являясь при
этом питательной средой для всевозможных злоупотреблений. Поэтому, не
отрицая налоговые льготы в целом, их число следует резко сократить, оставив
лишь самые необходимые. При этом государство должно обладать информацией о
том, какова «цена налоговых льгот», т. е. о том, какие суммы не поступают в
бюджет из-за их существования, и контролировать ситуацию.
Сократив число и объём налоговых льгот, можно увеличить налоговую
базу, а это позволит поэтапно снижать налоговые ставки. Такая
стратегическая линия была выбрана, в частности, администрацией президента
США Р. Рейгана. Сократив налоговые льготы и несколько снизив налоговые
ставки, правительству США удалось не только оживить экономику, но и
получить дополнительные средства в федеральный бюджет и сократить бюджетный
дефицит. Расчёты Министерства финансов показывают, что в России таким
способом можно добиться ещё более впечатляющих результатов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Налоговый кодекс часть I (ФЗ от 31.07.1998 № 146-ФЗ)
2. Налоговый кодекс часть II (ФЗ от 05.08.2000 № 117-ФЗ)
3. ФЗ от 05.08.2000 № 118-ФЗ «О введении в действие части второй
Налогового кодекса Российской Федерации и внесение изменений в
некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах»
4. ФЗ от 29.12.2000 № 166-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть
вторую Налогового кодекса Российской Федерации»
5. ФЗ от 27.12.2000 № 150-ФЗ «О федеральном бюджете на 2001 год»
6. ФЗ от 31.07.1998 № 148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для
определенных видов деятельности»
7. ФЗ от 29.12.1995 № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения,
учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства»
8. ФЗ от 18.07.1995 № 108-ФЗ «О рекламе»
9. Закон РФ от 27.12.1991 № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и
организаций», с изменениями и дополнениями
10. Закон РФ от 06.12.1991 № 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость», с
изменениями и дополнениями
11. Закон РФ от 11.10.1991 № 1738-1 «О плате за землю» », с изменениями и
дополнениями
12. Закон РФ от 18.10.1991 № 1759-1 «О дорожных фондах в Российской
Федерации», с изменениями и дополнениями
13. Закон РФ от 13.12.1991 № 2030-1 «О налоге на имущество предприятий», с
14. Закон г. Москвы от 17.03.1999 № 14 «О налоге с продаж», с изменениями
и дополнениями
15. Письмо от 20.11.2000 № 26-1-15/1550 «О порядке уплаты НДС и единого
социального налога организациями после введения в действие второй
части Налогового кодекса Российской Федерации», с изменениями и
16. Письмо от 05.07.1999 № ВГ-6-02/531 «О налогообложении единым налогом
организаций-комиссионеров, перешедших на упрощенную систему
налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого
предпринимательства»
17. Письмо от 17.01.2000 № МВ-32/6-51 «О применении механизма ускоренной
амортизации на персональные компьютеры»
18. Письмо Госналогинспекции по г. Москве 30 декабря 1992 г. N 11-07/6882
"О налоге на рекламу», с изменениями и дополнениями
19. Приказ от 20.10.2000 № БГ-3-03/361 «О внесении изменений в Инструкцию
МНС России от 04.04.2000 № 59 «О порядке исчисления и уплаты налогов,
поступающих в Дорожные фонды»
20. Приказ от 19.12.2000 № БГ-3-03/441 «Об утверждении методических
рекомендаций по применению главы 22 «Акцизы» Налогового кодекса
Российской Федерации»
21. Постановление от 19.08.1994 № 967 «Об использовании механизма
ускоренной амортизации и переоценке основных фондов»
22. Постановление от 22.10.1990 № 1072 «О единых нормах амортизационных
отчислений на полное восстановление основных фондов народного
хозяйства СССР»
23. Постановление Правительства РФ от 05.08.1992 № 552 «Об утверждении
Положения о составе затрат по производству и реализации продукции
(работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и
о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при
налогообложении прибыли»
24. Инструкция от 15.06.2000 № 62 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет
налога на прибыль предприятий и организаций», с изменениями и
25. Инструкция от 04.04.2000 № 59 «О порядке исчисления и уплаты налогов,
поступающих в Дорожные фонды», с изменениями и дополнениями
26. Инструкция от 08.06.1995 № 33 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет
налога на имущество предприятий», с изменениями и дополнениями
27. Инструкция от 11.10.1995 № 39 «О порядке исчисления и уплаты налога на
добавленную стоимость», с изменениями и дополнениями
28. Агурбаш Н. Система государственной поддержки малого
предпринимательства.// Финансовый бизнес. – 2000, № 11-12. С. 40-49.
29. Амуржуева О.В. Экономика для всех. – М.: Экономика, 1997.
30. Ашомко Т.А., Проваленко О.М. Налоговый кодекс: правонарушение и
ответственность. – М.: ООО НПО Вычислительная математика и
информатика, 2001.
31. Брызгалин А.В. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации,
части 1. – М.: Анатика-Пресс, 1999.
32. Булатов А.С. Экономика. Учебник. – М.: БЕК, 1997.
33. Власьевич Ю.Е., Бартенев С.А. Экономика России: эффекты и парадоксы. -
М.: БЕК, 1995.
34. Гладышева Ю. Платите зарплату из чистой прибыли.// Московский
бухгалтер. – 2001, № 4. С. 87-91
35. Грицына В., Курнышева И. Особенности инвестиционного процесса.//
Экономист. – 2000, № 3. С. 15-16.
36. Гуленина И.В., Захарова М.И. Ускоренная амортизация персональных
компьютеров.// Главбух. – 2000, № 9. С.12-13.
37. Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система России. Учебное пособие.
– М.: ИНФРА-М, 1997.
38. Дубов В.В. Действующая налоговая система и пути ее
совершенствования.//Финансы. – 1997, № 4. С. 22-24.
39. Ефимова О.В. Финансовый анализ. – М.: Бухгалтерский учет, 1998.
40. Иванеев А. Налоговая составляющая бюджета.// Финансовый бизнес. –
2000, № 4(78)
41. Кокурин Д. Государственное финансирование инновационной
деятельности.// Финансовый бизнес. – 2000, № 11-12. С. 37-39.
42. Логвина А. К вопросу об устойчивости бюджетно-налоговой системы.//
Экономист. – 2000, № 3.
43. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение. Практикум. – М.: ИНФРА-М, 2000
44. Никитин С., Глазова Е., Степанова М. Налоги в странах рыночной
экономики и в России.//Мировая экономика и международные отношения. –
1996, №4
45. Никитина В. Мы скоро будем жить по-новому.//Московский бухгалтер. –
2001, № 5. С. 33-37.
46. Оленин А.Е. Инвестиционный налоговый кредит.// Консультант. – 2001, №
1. С.26-29.
47. Петров Ю. Бюджетно-налоговая реформа: от фискального прессинга к
необходимому минимуму.// Российский экономический журнал. – 1995, №
11.
48. Петров Ю., Афонина С., Жукова М., Карапетян А., Сафаулина Ж. Коллизии
налоговой системы и налоговый кодекс. Российский экономический журнал.
№ 5-6, 1996.
49. Романовский М.В., Врублевская О.В. Бюджетная система Российской
Федерации. Учебник. – М.: ЮРАЙТ, 1999.
50. Тюрина А.В. ФПГ: правовое обеспечение инвестиционной деятельности.//
Финансы и кредит. - 2000, № 1(61). С. 38-40.
51. Хритиан В.Ф. О направлениях развития налоговой реформы.// Финансы. –
1997, № 4. С.29
52. Черник Д.Г. Налоги. Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2000.
53. Черник Д.Г., Дадашев А.З. Налоговая система России. Учебное пособие. –
М.: АКДИ Экономика и жизнь, 1999.
54. Э. Хейнсоо. Еще раз о странах без налогов и с льготным налоговым
режимом.// Мировая экономика и международные отношения. – 1995, № 2.
55. Эдвин Дж.Долан. Макроэкономика. – Санкт-Петербург: Литера плюс, 1997
56. Internet resources: www.consultant.ru
www.gni.mos.ru
www.garant.ru
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
-----------------------
[1] А. Смит «Исследование о природе и причинах богатства народов»
[2] п. 5 ст. 12 НК РФ
[3] Федеральный закон от 27.12.2000г. № 150-ФЗ
[4] Введено Федеральным законом от 31.12.1995 № 227-ФЗ
[5] Введено Федеральным законом от 31.07.1998 № 143-ФЗ
[6] Положение утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации
от 5 августа 1992 г. №552.
[7] Ст.9 закона г. Москвы от 29.11.2000 № 35 (в редакции закона № 4 от
07.02.2001)
[8] ФЗ от 06.01.1999г. № 10-ФЗ (Данная льгота действует до 31.12.2001г. и
утрачивает силу с 1.01.2002г. – Ст.3 Федерального закона № 10-ФЗ)
[9] Закон РФ «О налоге на добавленную стоимость» (10(
[10] Перечень иностранных государств, в отношении граждан и организаций
которых применяется данная норма, определяется федеральным органом
исполнительной власти, регулирующим отношения Российской Федерации с
иностранными государствами и международными организациями, совместно с
Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
[11] Федеральный закон от 29.12.2000 N 166-ФЗ (4(
[12] п. 3 ст. 168 НК РФ
[13] При оформлении документов на товары (работы, услуги), не подлежащие
обложению НДС, на них ставится штамп или делается надпись "Без налога на
добавленную стоимость"
[14] Вводится в действие с 1 января 2002г. (статья 3 Федерального закона
от 05.08.2000 N 118-ФЗ (3()
[15] п. 4 ст. 149 НК РФ
[16] ст. 13 Федерального закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ
[17] ст. 183 НК РФ
[18] ст. 11 Федерального закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ
[19] Закон РФ от 24.07.1998г. № 125-ФЗ
[20] Федеральный закон от 18 июля 1995г. № 108-ФЗ (8(
[21] Федеральный закон от 11.10.1991г. № 1738-1 (11(
[22] Ст. 106 НК РФ
[23] согласно п. 4 ст. 114 НК РФ
[24] согласно п. 3 ст. 114 НК РФ
[25] Согласно п. 1 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в
силу не ранее чем по истечении 1 месяца со дня их официального
опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода.
Исключение составляют акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие
налоги, снижающие размеры ставок налогов или иным образом улучшающие
положение налогоплательщиков, - они могут иметь обратную силу (п. 4 ст. 5
НК РФ).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22