Рефераты. Формирование команды для реализации проекта

качественных параметров для каждой должности.

Б). Формулировка требований к персоналу

Приведем примеры формулирования требований к персоналу, строящихся на

данных МРФ (см. таблицу 1). Кроме требований мы также можем сформулировать

некоторые пути развития и обучения сотрудников на отдельных позициях.

• Поскольку продажа детских товаров ассоциируется с женским

присутствием, идеальным кандидатом на вакансию продавца будет девушка 20-28

лет (ограничения по возрасту условны и могут быть изменены). Торговое

образование и опыт работы не являются обязательным условием. Из таблицы

видно, что основной функцией продавца в нашем случае являются

консультирование покупателя, поэтому после окончания набора целесообразно

провести обучение продавцов основам торговли и презентации, технике продаж,

навыкам решения конфликтов, ознакомить их с ассортиментом. Продавцы должны

иметь специализацию по своим секциям, но в то же время должны быть

взаимозаменяемы (в дальнейшем следует проводить периодическое изучение

продавцами всего ассортимента магазина).

• К продавцу-кассиру применимы все вышеперечисленные требования, однако

он должен еще иметь соответствующее образование (торговый техникум, курсы)

и опыт подобной работы.

• Менеджер зала, обладая такими же личностными характеристиками, как и

продавец, должен иметь опыт работы, торговое образование и, желательно,

опыт управленческой работы.

Полученные таким образом объективные требования к персоналу торгового

зала следует скорректировать с учетом пожеланий руководителя магазина и

менеджеров. Интервью с этими специалистами поможет дополнить требования

или, если высказанные рекомендации можно учесть в работе будущих

сотрудников, сформировать план обучения персонала.

Не следует забывать, что значительные отступления от оптимального

набора требований к будущим сотрудникам могут привести либо к существенной

потере в качестве персонала (в случае снижения "планки"), либо к удорожанию

стоимости людских ресурсов (при завышенных требованиях, например, "все

продавцы - только с высшим образованием").

Этап 3. Определение количественной потребности в персонале

А). Составление схем реализации бизнес-процессов[10]

После завершения второго этапа работ мы имеем практически полную

картину того, как выглядят бизнес-процессы в рассматриваемом магазине. Для

наглядности следует нарисовать схему этих бизнес-процессов.

Существует несколько подходов к построению таких цепочек. В данном

примере мы используем способ построения цепочки бизнес-процесса на основе

заполненной ранее матрицы распределения функций.

Рис. 2. Схема бизнес-процесса «Поступление товара в торговый зал»

Рис. 3. Схема бизнес-процесса «Продажа товара»

Для обозначения элементов бизнес-процессов использованы их порядковые

номера в МРФ.

Используемые обозначения:

Вход – выход бизнес процесса (за пределами схемы он имеет свое

продолжение, связи с другими процессами),

Возврат,

Продвижение от одного элемента бизнес-процесса к другому.

Б). Разработка норм работы

Прежде чем переходить к расчету количественной потребности в

сотрудниках торгового зала, необходимо сформировать графики дежурства

продавцов. Рабочий день продавцов, кассиров и менеджера зала

рассматриваемого магазина продолжается 10 часов (магазин работает без

обеда, поэтому обеденный перерыв продавцов будет формироваться по

скользящему графику). Следовательно, график работы должен иметь следующий

вид: от "1 через 1" до "4 через 4" (более четырех дней в неделю продавец

работать не может - иначе нарушится требование о 40-часовой рабочей

неделе). Конкретный вариант можно выбрать, исходя из удобства работы других

служб магазина, а также с учетом пожеланий сотрудников.

В). Расчет количества сотрудников

Какие полезные сведения для расчета количественной потребности в

персонале можно извлечь из всех приведенных данных?

1. Рис. 1 и МРФ показывают, что раскладка товара и оформление ценников

поручаются продавцам. Следует принять решение, когда и каким образом

осуществляются эти действия. Во время работы магазина – значит, необходимо

учитывать, что какая-то часть продавцов будет отвлечена на раскладку

товара. В другое время – удлиняется рабочая смена, требуется менять график

дежурства продавцов. Предположим, что было решено раскладывать товар во

время работы, в периоды наименьшего потока покупателей.

2. Рис. 2 иллюстрирует совокупность действий, необходимых для

обслуживания одного покупателя. Из МРФ видно, что продавец занят в

операциях 1-7, кассир - в операциях 11-15. Менеджер зала участвует

практически во всех операциях в качестве контролирующего работника. В

среднем магазин будет принимать 150 посетителей в день, т. е. 10-20 человек

в час. Таким образом, в каждой из 7 секций одновременно будет находиться 1-

3 человека (при условии равномерного распределения покупателей по залу).

Такое количество покупателей может обслужить один продавец, в то же время

такая норма не является заниженной, так как магазин должен поддерживать

высокий уровень обслуживания клиентов. В моменты пика потока посетителей

продавцы могут подменять друг друга, им также будет помогать менеджер зала.

3. Для определения числа кассиров следует учитывать прогнозное

количество покупок - 30-50 в день, или 3-5 в час. Для оформления этих

покупок достаточно одного человека. По мере накопления статистики по

количеству посетителей и продаж в различное время дня можно будет принять

решение об увеличении количества кассиров (возможно, за счет введения

должности продавца-кассира, позволяющей совмещать работу в секциях и за

кассой). В первые недели после открытия магазина наплыв покупателей будет

высоким (при условии грамотно проведенной рекламной кампании). На этот

период лучше воспользоваться услугами временного работника.

4. Итак, в торговом зале должно одновременно находиться 7 продавцов и

один кассир. Это число укладывается в норму управляемости, следовательно,

необходим лишь один менеджер зала.

Подсчитаем общую численность персонала торгового зала. Одновременно в

зале будут находиться следующие сотрудники: продавцы – 7 человек, 1 кассир,

1 менеджер торгового зала. Итого – 9 человек в одной смене. Магазин будут

обслуживать две смены сотрудников, следовательно, до начала работы магазина

следует осуществить отбор и необходимое обучение восемнадцати человек:

- 14 продавцов (желательно, чтобы двое из них имели квалификацию

продавца-кассира - для возможной замены или помощи кассиру);

- 2 кассира;

- 2 менеджера торгового зала.

Расчет качественной и количественной потребности магазина в персонале

торгового зала завершен. Несомненно, работа менеджера по персоналу в этом

направлении не заканчивается с открытием магазина. Некоторое время после

начала работы потребуется на проверку допущений, сделанных при расчетах.

Возможно, что товары магазина будут пользоваться большим или меньшим

спросом по сравнению с запланированным. В этом случае потребуются

корректировки кадровой политики. В дальнейшем также могут возникать

проблемы, связанные с численностью персонала – сезонные спады и подъемы

продаж могут потребовать решения вопросов о временном увольнении или приеме

сотрудников.

2. СОСТАВЛЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИИ

2.1. Должностные инструкции

Решив, что из себя будет представлять работа и сколько сотрудников на

какие должности необходимо принять, следует приступать к разработке

документации. Исследователи этого вопроса советуют начинать с разработки

должностных инструкций.

Зачастую российские фирмы и организации пренебрегают таким элементом

управления, как должностная инструкция. Вместе с тем, этот источник

является крайне необходимым и полезным в организации работы команды. Во-

первых, должностные инструкции дают четкое представление об обязанностях и

ответственности сотрудников. Во-вторых, с помощью инструкций можно избежать

чехарды с дублированием рабочих обязанностей.

Следует иметь в виду, что должностная инструкция может служить реальным

инструментом управления лишь в том случае, если она была разработана на

основе неформального отношения к этому документу, а не взята из справочника

типовых документов.

Прежде всего при разработке должностных инструкций необходимо

учитывать, что данный документ должен быть более информативным и полезным

для управления, чем простое перечисление направлений деятельности

сотрудника. Типичная ошибка менеджеров российских компаний при разработке

должностных инструкций заключается в ограничении их рамками обязанностей

сотрудника.

С точки зрения автора данной работы, при разработке должностной

инструкции – одного из важнейших внутрифирменных организационных документов

– можно сформулировать следующую цель: создать документ, который позволит

регламентировать деятельность сотрудника в рамках конкретной должности в

структуре и системе управления организации.

Последовательность решаемых для достижения этой цели задач может быть

представлена следующим образом. Прежде всего необходимо:

- четко определить цель деятельности сотрудника;

- на основе сформулированной цели определить совокупность задач по ее

достижению;

- выделить последовательность конкретных действий (обязанностей)

сотрудника по решению каждой из поставленных задач;

- наделить сотрудника реальными правами, адекватными сформулированным

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.