Этап 1. Формулировка целей деятельности
В российском бизнесе существует тенденция к пропуску этого этапа -
руководители часто стремятся быстрее перейти к реальной деятельности,
предпочитая задумываться над результатами труда по мере их появления. В
такой ситуации сотрудники не получают никаких ориентиров в своей работе, а
оценка приобретает субъективный характер и часто бывает несправедливой.
После того как были определены основные параметры нового бизнеса,
руководителю необходимо сформулировать четкие, измеримые и осуществимые
цели, которые должны быть достигнуты в результате реализации данного
проекта. Задача менеджера по персоналу на данном этапе - объяснить
руководителю важность постановки целей деятельности, добиться выполнения
этой работы и проанализировать (желательно во взаимодействии с
маркетологом) полученные данные. Анализ поможет предусмотреть все тонкости
будущего дела, позволит к моменту начала работы создать оптимальную модель
предприятия, в том числе и в области количественных и качественных
характеристик персонала.
В рассматриваемом нами примере владелец магазина может поставить перед
менеджерами следующие цели:
1. За первый год работы магазин должен получить не менее 360 тыс. долл.
США общей выручки.
2. Магазин должен привлечь внимание покупателей со средним и
превышающим средний уровнем дохода.
3. К концу года количество постоянных покупателей магазина должно
удерживаться на уровне 30% от общего числа покупателей.
Каким должен быть магазин, чтобы результаты его деятельности
соответствовали поставленным целям? Какой вклад может внести менеджер по
персоналу в реализацию этих целей? На эти вопросы отвечает анализ,
претворяющий цели в конкретные, готовые к воплощению задачи.
В случае уже работающего предприятия, которое развивает существующий
или начинает новый бизнес, наиболее оптимальным представляется формирование
команды специалистов для проведения анализа целей. Помимо маркетолога и HR-
менеджера в нее могут войти представители финансового, производственного
(торгового), сбытового, закупочного и других отделов, бухгалтерии и т. д.
Согласованная работа такой команды поможет максимально конкретизировать
цели будущего бизнеса.
Как правило, при расширении существующего или открытии нового бизнеса
фирмы проводят исследования рынка для получения информации о том, какие
направления деятельности следует развивать для достижения высокой прибыли
или решения других задач, стоящих перед руководителем.
Этап 2. Определение качественной потребности в персонале
А). Составление матрицы распределения функций
Следующим шагом нашей работы является построение матрицы распределения
функций (МРФ). Такая матрица наглядно показывает, какие должностные лица
участвуют в тех или иных работах, составляющих бизнес-процесс.
Использование МРФ на разных этапах деятельности предприятия способно
значительно облегчить работу менеджера по персоналу:
- помощь в определении качественной потребности в персонале;
- исключение дублирования функций или отсутствия исполнителей каких-
либо функций;
- более рациональное использование трудовых ресурсов;
- основа для написания должностных инструкций,
МРФ представляет собой таблицу, отражающую бизнес-процессы предприятия
с их подробной детализацией. Перечислены исполнители работ и функции,
которые каждый исполнитель реализует по отношению к данной работе.
Рассмотрим правила составления МРФ на примере двух бизнес-процессов
магазина - "Поступление товаров в торговый зал" и "Продажа товаров".
Используется система обозначения функций:
• П - подготовка решения;
• Р - принятие решения;
• И - исполнение;
• К - контроль за исполнением решения;
Помимо этих основных функций могут также использоваться
вспомогательные:
• С - согласование решения;
• У - участие в реализации соответствующих функций.
В строке функций не должны повторяться функциональные обязанности
принятия решения (Р) и исполнения (И) для исключения ситуации "нескольких
начальников" или "нескольких исполнителей".
Если действие рутинное или строго регламентированное, может
отсутствовать функция принятия решения. В этом случае решение принимается
на основании устоявшегося порядка или регламента. Также в некоторых строках
могут отсутствовать другие обозначения функций (кроме "исполнения"), если
выполнение данных функций в соответствующем элементе бизнес-процесса не
подразумевается.
Таблица 1. Матрица распределения функций.
|Бизнес-процесс |Исполнители |
| |Кладо|Грузч|Прода|Менед|Касси|Води-|Марке|Бухга|Дирек|
| |в-щик|ик |-вец |-жер |р |тель |-толо|л-тер|-тор |
| | | | |торг.| | |г | | |
| | | | |зала | | | | | |
|ПОСТУПЛЕНИЕ ТОВАРА В ТОРГОВЫЙ ЗАЛ |
|1. Получение |И | |П |Р К | | |С А | | |
|заказа | | | | | | | | | |
|2. Формирование |Р К |И | | | | | | | |
|партии | | | | | | | | | |
|3. Оформление |И | | | | | | |П | |
|док-тов | | | | | | | | | |
|4. Доставка в |П |И | |Р К | | | | | |
|торг. зал | | | | | | | | | |
|5. Выбор места | | | |Р И | | |К А | | |
|для товара | | | | | | | | | |
|6. Установка | | | | | | |П А |И |Р К |
|цены | | | | | | | | | |
|7. Раскладка | | |И |Р К А| | | | | |
|товара | | | | | | | | | |
|8. Оформление | | |И |Р К | | | |П | |
|ценников | | | | | | | | | |
|ПРОДАЖА ТОВАРА |
|1. Встреча | | |И |К | | | | | |
|покупателя | | | | | | | | | |
|2. Выяснение | | |И |К | | | | | |
|запроса | | | | | | | | | |
|3. Рассказ о | | |И |К | | | | | |
|товаре | | | | | | | | | |
|4. Ответы на | | |И |У К | | | | | |
|вопросы | | | | | | | | | |
|5. Помощь в | | |И |К | | | | | |
|примерке, выборе| | | | | | | | | |
|6. Доставка со |П |И |Р |К | | |А | | |
|склада товара | | | | | | | | | |
|нужного цвета, | | | | | | | | | |
|размера (при | | | | | | | | | |
|временном | | | | | | | | | |
|отсутствии в | | | | | | | | | |
|торговом зале) | | | | | | | | | |
|7. Предложение | | |И |К | | | | | |
|сделать заказ на| | | | | | | | | |
|отсутствующий | | | | | | | | | |
|товар | | | | | | | | | |
|8. Оформление | | | |И | | |А | | |
|9. | | | |И | | | | | |
|Звонок-приглашен| | | | | | | | | |
|ие (когда заказ | | | | | | | | | |
|получен) | | | | | | | | | |
|10. Передача | | |И |К | | | | | |
|покупки на кассу| | | | | | | | | |
|11. Оформление | | | | |И | | |К | |
|покупки | | | | | | | | | |
|12. Выдача | | | |К |И | |П | | |
|дисконтных карт,| | | | | | | | | |
|подарков, | | | | | | | | | |
|сувениров | | | | | | | | | |
|13. Упаковка | | | | |И | | | | |
|14. Предложение | | | | |И | | | | |
|доставки покупки| | | | | | | | | |
|15. Оформление | | | | |И | |А | | |
|доставки | | | | | | | | | |
|16. Доставка | | | |Р К | |И | | | |
Заполненная таким образом матрица дает представление о сфере
обязанностей каждого работника, о сложности выполняемой им работы, наглядно
демонстрирует уровень занятости работника. На основе этих параметров, а
также описанного выше анализа целей можно приступать к определению
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17