Рефераты. Формы и методы налогового контроля

       В соответствии п. 2.7.1 Регламента принятия и ввода в автоматизированную информационную систему налоговых органов данных представляемых налогоплательщиками налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, и бухгалтерской отчетности, утвержденного Приказом МНС России от 04.02.2004 N БГ-3-06/76, по истечении шести дней после установленного законодательством о налогах и сборах срока представления в налоговый орган налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности работники отдела камеральных проверок осуществляют сверку списка состоящих на учете налогоплательщиков, обязанных представлять налоговые декларации и бухгалтерскую отчетность в соответствующий срок, с данными об их фактическом представлении с использованием автоматизированной системы.

       По результатам указанной сверки отдел камеральных проверок в соответствии с правом, предоставленным налоговым органам пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ, вызывает на основании письменного уведомления в налоговый орган налогоплательщиков для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах. В данном уведомлении налогоплательщику сообщается о неисполнении им обязанности по представлению в налоговый орган налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности, а также указывается на необходимость их представления.

       По истечении двух недель с момента истечения срока представления соответствующей декларации налоговый орган формирует список налогоплательщиков, не представивших отчетность, а также проекты решений о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в соответствии со ст. 76 НК РФ.

       В п. 4 ст. 88 НК РФ закреплено положение, согласно которому налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).

       Таким образом, представление документов, подтверждающих достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет), по общему правилу является правом, а не обязанностью налогоплательщика.

       Оформление результатов проверки налоговой декларации. В п. 5 ст. 88 НК РФ закреплена норма, согласно которой лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы.

       В случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки. Эта новая обязанность налоговых органов предусмотрена абз. 2 п. 1 ст. 100 НК РФ.

       Такие требования установлены с 01.01.2007. Ранее положения данной статьи не обязывали налоговые органы составлять акты камеральных налоговых проверок, но и не запрещали этого. С указанной даты одним из основных нововведений в процедуру камеральной проверки явилось установление требования к должностным лицам налогового органа составить акт камеральной проверки. При этом судебная практика подтверждала положение о том, что НК РФ не обязывал налоговый орган составлять акты камеральных налоговых проверок. Так, в Постановлении ФАС Дальневосточного округа от 29.03.2006 N Ф03-А80/06-2/431 суд указывал, что ст. 100 НК РФ предусмотрено оформление акта только по результатам выездной налоговой проверки. Налоговый кодекс РФ не устанавливает обязанностей налогового органа составлять акт по результатам камеральной налоговой проверки и получать от налогоплательщика объяснения по поводу выявленных нарушений налогового законодательства.

       Форма и требования к составлению акта налоговой проверки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

       Следует учитывать, что Приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@ (далее - Приказ N САЭ-3-06/892@), применяемым при проведении и оформлении результатов налоговых проверок и иных мероприятий налогового контроля, начатых после 31.12.2006, утверждены формы актов камеральной и выездной (повторной выездной) налоговой проверки (Приложения 4, 5), а также Требования к составлению акта налоговой проверки (Приложение 6).

Ранее Приказом МНС России от 10.04.2000 N АП-3-16/138 была утверждена только Инструкция о порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах.

В соответствии с Приказом N САЭ-3-06/892@ вводная часть акта камеральной проверки должна содержать:

- номер акта проверки (присваивается акту при его регистрации в налоговом органе);

- наименование места составления акта камеральной налоговой проверки;

- дату акта проверки; под указанной датой понимается дата подписания акта лицом, проводившим проверку;

- должность, фамилия, имя, отчество лица, проводившего проверку, его классный чин (при наличии), с указанием наименования налогового органа;

- сведения о налоговой декларации (расчете), на основе которой проведена камеральная налоговая проверка (наименование налога (сбора), дата представления, первичная либо уточненная (корректирующая), регистрационный номер, период);

- полное и сокращенное наименование либо фамилию, имя, отчество лица, представившего налоговую декларацию (расчет). В случае представления налоговой декларации (расчета) организацией по месту нахождения ее филиала, представительства помимо наименования организации указывается полное и сокращенное наименование филиала, представительства;

- идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);

- код причины постановки на учет (КПП);

- указание на то, что проверка проведена в соответствии с НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах;

- даты начала и окончания проверки;

- место нахождения организации (ее филиала, представительства) или место жительства физического лица;

- перечень документов, представленных проверяемым лицом, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа, на основе которых проведена проверка;

- сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении камеральной налоговой проверки: об истребовании документов (информации) и иных действиях, произведенных при осуществлении камеральной налоговой проверки;

- иные необходимые сведения.

       Акт камеральной налоговой проверки составляется в двух экземплярах, один из которых остается на хранении в налоговом органе, другой - вручается проверенному лицу.

       При подготовке акта камеральной налоговой проверки должностное лицо налогового органа обязано руководствоваться общими требованиями к составлению и содержанию акта выездной (повторной выездной) налоговой проверки.

       Пункт 3 ст. 93 НК РФ устанавливает сроки представления документов по требованию налогового органа. Такой срок составляет 10 дней. Так, п. 3 ст. 93 НК РФ установлено, что в случае, если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение 10 дней, оно в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно уведомляет проверяющих должностных лиц налогового органа о невозможности представления в указанные сроки документов с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленные сроки, и о сроках, в течение которых проверяемое лицо может представить истребуемые документы.

       В течение двух дней со дня получения такого уведомления руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе на основании этого уведомления продлить сроки представления документов или отказать в продлении сроков, о чем выносится отдельное решение.

       В п. 4 ст. 93 НК РФ прямо прописано, что отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ.

Стадия проведения камеральной налоговой проверки завершается после окончания всех необходимых мероприятий налогового контроля, характерных для данной стадии, подведением ее итогов. Сотрудник налогового органа, проводивший камеральную налоговую проверку, делает на основе имеющихся документов заключение о наличии или отсутствии признаков состава налогового правонарушения в деяниях налогоплательщика.

Если проверяющий сотрудник налогового органа на основе собранных доказательств (в том числе если представленные налогоплательщиком дополнительные документы подтверждают наличие обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения, или если налогоплательщик не представил пояснения по требованию налогового органа), а также имеющихся у него документов, придет к выводу о совершении налогоплательщиком налогового правонарушения, то он должен перейти к следующей стадии камеральной налоговой проверки - оформлению ее результатов в порядке ст. 100 НК РФ, которая, начиная с 1 января 2007 года, распространяется и на камеральные налоговые проверки, начатые после этой даты.

Хочется отметить, что в НК РФ нет нормы, регламентирующей порядок оформления окончания камеральной налоговой проверки, в отличие от выездной налоговой проверки, по окончании которой составляется справка о проведенной проверке.

Точное определение данного момента имеет значение для отсчета предусмотренного п. 1 ст. 100 НК РФ (в новой редакции) срока для составления акта налоговой проверки - не зная этой даты, налогоплательщик не сможет проконтролировать действия сотрудников налоговых органов, проводящих камеральную налоговую проверку, он не сможет проверить, соблюдаются ли сроки на составление акта налоговой проверки, не нарушены ли его права и законные интересы.

В связи с изложенным очевидно, что процедуру оформления результатов камеральных налоговых проверок, в ходе которых выявляются налоговые правонарушения, в случае если она завершается до истечения максимального срока ее проведения (3 месяца), необходимо дополнить указанием на конкретный порядок оформления окончания камеральной налоговой проверки, что будет служить гарантией обеспечения прав налогоплательщиков.

Когда по итогам проведенной камеральной налоговой проверки полученная от налогоплательщика и имеющаяся у налогового органа информация не свидетельствует о факте совершения налогового правонарушения, то на этом камеральная налоговая проверка считается оконченной. Никаких документов по этому поводу налоговый орган не составляет.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.