Рефераты. Формы и методы налогового контроля

       Помимо этого, при проведении камеральных налоговых проверок основных и крупнейших налогоплательщиков в обязательном порядке не реже одного раза в квартал (а при проверке других категорий налогоплательщиков - не реже одного раза в год) должен осуществляться анализ соответствия уровня и динамики показателей налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности, отражающих объемы производства и реализации продукции, работ и услуг, с уровнем и динамикой показателей объемов потребления налогоплательщиком электро- и теплоэнергии, водных, сырьевых и других ресурсов; а также анализ основных показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика в сравнении со средними показателями по группе аналогичных налогоплательщиков.

       В предыдущей редакции ст. 88 НК РФ по сравнению с действующей, в которой также содержалось подобное правило, не упоминалось даже о сроке внесения необходимых исправлений налогоплательщиком.

       Фактически данное обстоятельство и неясность формулировок, использованных в старой редакции ст. 88 НК РФ, приводило к тому, что, как правило, налогоплательщику вообще не представлялась возможность внесения исправлений в налоговую декларацию, т.к. ему не сообщалось об обнаруженных ошибках и несоответствиях, а сразу оформлялось решение о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.

       Чаще всего, если решение о привлечении к налоговой ответственности выносилось без сообщения налогоплательщику об обнаруженных ошибках и противоречиях и если отсутствовало требование о даче пояснений и внесении изменений, в судебном порядке оно признавалось недействительным по причине нарушения предусмотренного законом права налогоплательщика внести исправления в налоговую декларацию, если ошибки и противоречия в ней стали результатом технической или арифметической ошибки и не повлекли за собой нарушения законодательства о налогах и сборах

       В соответствии с п. 4 ст. 88 НК РФ (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом N 137-ФЗ) налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).

       При этом, как установлено в п. 5 ст. 88 НК РФ, лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном ст. 100 НК РФ.

       Очевидно, что такой порядок служит выявлению всех обстоятельств, повлекших внесение ошибочных сведений в налоговые декларации, в том числе в результате совершенных случайно технических и арифметических ошибок, а также устранению данных ошибок посредством согласованных действий налогоплательщика и налогового органа на стадии проведения камеральной налоговой проверки.

       Таким образом, предъявление указанного требования является обязательным условием полного и всестороннего проведения камеральной налоговой проверки и необходимым для принятия обоснованного решения по результатам такой проверки, т.к. призвано обеспечить дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков.

Дополнительные полномочия налоговых органов при проведении камеральной налоговой проверки.

       В некоторых сложных ситуациях, например при проведении камеральных налоговых проверок основных или крупнейших налогоплательщиков или при отсутствии пояснений налогоплательщика относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, сотрудники налогового органа, проводящие камеральную налоговую проверку, вправе использовать установленные ст. 31 НК РФ и иными законодательными актами полномочия, осуществление которых допускается в ходе камеральных налоговых проверок и способствует сбору и надлежащему закреплению доказательств совершения налогового правонарушения, в том числе:

- вызывать на основании письменного уведомления налогоплательщиков для дачи пояснений (подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ);

- привлечение экспертов, специалистов и переводчиков (подп. 11 п. 1 ст. 31 НК РФ, ст. ст. 95 - 97 НК РФ);

- привлечение свидетелей (подп. 12 п. 1 ст. 31 НК РФ, ст. 90 НК РФ);

- другие полномочия, предоставленные НК РФ налоговым органам и отвечающие требованиям камеральной налоговой проверки.

       К тому же, если при проведении камеральной налоговой проверки у налогового органа возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика, имеющейся у иных лиц, налоговый орган до 1 января 2007 года вправе был назначить встречную проверку в соответствии со ст. 87 НК РФ (в старой редакции), а теперь просто истребует все необходимые документы в порядке, установленном новой ст. 93.1 НК РФ.

       В НК РФ не содержится запрета реализовывать все вышеперечисленные полномочия налоговыми органами в случае, если камеральной налоговой проверкой не выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо не установлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа и полученным им в ходе налогового контроля.

       Следовательно, даже при наличии только подозрений у налогового органа о наличии обстоятельств, свидетельствующих о допущенных нарушениях налогового законодательства <2>, сотрудники налогового органа в сроки, предусмотренные для проведения камеральной налоговой проверки, вправе осуществлять указанные полномочия в целях сбора доказательств и формирования доказательственной базы.

       Если подозрения по результатам проведенных мероприятий налогового контроля подтвердятся, то по правилам ст. 88 НК РФ в новой редакции об этом должно быть сообщено налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или соответствующие исправления в установленный срок.

       В случае если в установленные сроки для проведения камеральной налоговой проверки запланированные мероприятия налогового контроля не были окончены или не дали результатов, то камеральная налоговая проверка считается завершенной и не требующей специального оформления, а полученные материалы могут в дальнейшем быть использованы при проведении выездной налоговой проверки в качестве дополнительной информации.

Особенности процедуры истребования у проверяемого лица документов в ходе камеральной налоговой проверки.

       По общему правилу, действовавшему до 1 января 2007 года, которого

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

<2> Законодательство о налогах и сборах отдельно не выделяет, какие налоговые правонарушения могут быть обнаружены только в ходе камеральной налоговой проверки, а какие - только при проведении выездной налоговой проверки.

придерживались сотрудники налоговых органов, считалось, что при проведении камеральной налоговой проверки налоговые органы имели право истребовать у налогоплательщика дополнительные документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Лицо, которому предъявлялось требование о представлении документов, обязано было направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок (ст. 93 НК РФ в редакции до внесения изменений Федеральным законом N 137-ФЗ).

       На деле это приводило к тому, что запрашивалось неограниченное количество документов, что, в свою очередь, легло тяжелым бременем на налогоплательщиков, т.к. требовались существенные материальные и трудозатраты для ксерокопирования и заверения копий всех запрашиваемых документов. Зачастую пяти дней на это попросту не хватало, а непредставление налогоплательщиком всех запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или отказ от представления их в установленные сроки признавались налоговым правонарушением и влекли ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ, согласно которой непредставление в установленный срок налогоплательщиком налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, влечет взыскание штрафа в размере 50 руб. за каждый не представленный документ.

       Поправки, внесенные Федеральным законом N 137-ФЗ в ст. 88 НК РФ, решили эту задачу, существенным образом изменив подход к этой процедуре, - согласно общему правилу, закрепленному в п. 7 ст. 88 НК РФ (в новой редакции), при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено ст. 88 НК РФ или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено НК РФ.

       Таким образом, если руководствоваться данными изменениями, по общему правилу у налогоплательщика нет обязанности, а у налогового органа нет права требовать документы, служащие основанием для исчисления и уплаты налога, что в значительной степени ограничивает круг вопросов, подлежащих камеральной налоговой проверке.

Исключения составляют следующие случаи:

- выявление ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, а также, если выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля;

- использование налогоплательщиком налоговых льгот;

- заявление налогоплательщиком права на применение налогового вычета по налогу на добавленную стоимость;

- проведение камеральной проверки по налогам, связанным с использованием природных ресурсов,  налоговые органы вправе помимо документов, указанных в п. 1 ст. 88 НК РФ, истребовать у налогоплательщика иные документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты налогов (п. 9 ст. 88 НК РФ).

       Помимо этого, необходимо отметить, что в настоящее время, в отличие от ранее действующего порядка, представление документов, подтверждающих достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет), является правом, а не обязанностью налогоплательщика, т.е. согласно п. 4 ст. 88 НК РФ прописана норма, в соответствии с которой налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.