Рефераты. Формы и методы налогового контроля

       Отбор налогоплательщиков осуществляется на основе совокупности всей этой информации. При этом большая часть предложений о проверке исходит из налоговых центров. Структуры, занимающиеся поиском внешней информации, дают только 5% предложений.

       Осуществление проверок возложено на созданные в каждом департаменте налоговые центры. При этом налоговые работники, находясь на своих рабочих местах и работая с представленными декларациями, осуществляют камеральный контроль. Необходимо отметить, что ежегодно во Франции проверяется примерно 50 тыс. деклараций: 45 тыс. - от юридических лиц и 5 тыс. - от физических. При таком виде контроля имеющаяся в базе данных информация сравнивается с представленной декларацией; часто уже на этом этапе обнаруживаются расхождения, и инспектор обращается к налогоплательщику, требуя соответствующих объяснений. Если эти объяснения не удовлетворяют налоговую администрацию, она может потребовать доплаты налогов либо обратиться в другие контролирующие подразделения для проведения более детального контроля.

Непосредственно касаясь данного документа, важно отметить, что во Франции действует сложная система налоговых деклараций. Прежде всего это касается малых предприятий и фермеров, а также граждан, являющихся плательщиками налога с физических лиц. Фермеры обязаны ежегодно сообщать сведения об обороте, количестве работающих и полученной прибыли.

В отношении малых предприятий (оборот, эквивалентный сумме до 2 млн руб.) прописана их обязанность ежегодно декларировать только свой оборот. Предполагается, что прибыль составляет определенный процент от оборота в зависимости от сферы деятельности, например в торговле - 50%. Рассчитанная таким образом прибыль облагается по ставкам подоходного налога. В то же время руководство малого предприятия, являющегося налогоплательщиком, может выбрать обычный режим обложения, в этом случае применяется та же ставка налога, что и для крупных предприятий - 33,33%.

Представляемые предприятиями декларации, как правило, составляются с помощью аудиторских компаний или консультационных бюро.

В уведомлении о проверке, направляемом предприятию, рекомендуется присутствие при проверке аудитора. В том случае, если выявится недоброкачественное аудиторское заключение, налоговые органы могут обратиться в компетентные аудиторские организации с просьбой принять меры к недобросовестной аудиторской компании, которая может быть подвергнута штрафам, не говоря о том, что ее репутация пострадает.

Для предприятий, не представляющих декларации, налоговые органы определяют сумму обязательств расчетным путем, исходя изданных по аналогичным предприятиям.

Если декларация представлена позже 30 дней после получения специального уведомления, считается, что она не представлена. В этих случаях налогоплательщик теряет право на состязательную процедуру, на него ложится бремя доказательств. Сумма налога устанавливается по максимуму. Тем не менее попытки взыскать задолженность в бесспорном порядке в 80% случаев приводят к исчезновению налогоплательщика.

Плательщики налога с физических лиц, в том числе иностранные граждане, проживающие во Франции более 6 мес. в году, обязаны ежегодно (до 1 марта) представлять декларацию с указанием поступлений в адрес всех членов семьи. Граждане должны указывать в декларации все свои доходы, в том числе в натуральной форме. Это в их интересах, поскольку при начислении пенсий в расчет принимаются только задекларированные доходы. Основанием для предоставления льгот является запись в декларации "Доход не облагается налогом".

Помимо камерального контроля, осуществляются выездные налоговые проверки. В ходе ревизии проверяющий должен встретиться с руководством предприятия, получить доступ к бухгалтерским документам. При этом продолжительность и глубина таких проверок зависят от размеров проверяемого предприятия.

К малым предприятиям с 1997 г. применяется процедура "Общая проверка малых предприятий". Минимальный срок проверки равен 2 - 3 дням. Контролеры стремятся его минимизировать, так как их прибытие нарушает нормальный ход работы предприятия, кроме того, финансовые последствия проверок таких предприятий не могут быть значительными. Ревизионный период для малых предприятий составляет год. В том случае, если нет нарушений или они незначительны, проверка на этом заканчивается, в других случаях разрешено проверить еще два года. Единственное исключение касается частных лиц: срок их проверки не может превышать 12 мес.

Ревизионный период, или глубина проверки, на крупных предприятиях составляет три года. Обычно проверяются все налоги предприятия за трехлетний период. Глубину проверки можно увеличить в случае убыточности предприятия. При наличии убытка у французского предприятия за границей контролеры проверяют, не является ли причиной такого убытка скрытый перевод прибылей во Францию (трансфертное ценообразование).

Глубину проверки можно увеличить также в том случае, если есть подозрения в злостном уклонении от налогов. При наличии обоснованных подозрений налоговые органы могут обратиться к двум более ранним годам, но для этого необходимо решение суда. Более чем до пяти лет нельзя увеличивать глубину проверки. Период между двумя проверками составляет обычно 4 - 5 лет. Банки проверяются раз в четыре года. Специальных положений о частоте проверок в законе нет. За редчайшими исключениями повторные проверки в отношении одного периода обычно не проводятся.

По окончании проверки налогоплательщик получает соответствующие рекомендации по устранению выявленных в ходе проверки недостатков, что требует ответных действий с его стороны: в течение 30 дней он должен представить свои замечания. С учетом этих замечаний принимается окончательное решение по результатам проверки. В случае несогласия с решением налогоплательщик может обратиться сначала к руководителю проверяющего подразделения, а затем при неудовлетворительном решении - в суд. При этом налоговая администрация обязана в письменной форме отвечать на вопросы плательщика. Эти ответы он может использовать для своей защиты в суде.

Налоговые проверки с выездом на место подчиняются определенным строгим правилам. Так, налогоплательщик должен быть предупрежден о ней как минимум за восемь дней, для того чтобы иметь время на подготовку. При этом плательщик может обратиться за помощью к специалистам. Без предупреждения внезапная проверка может быть проведена лишь при наличии достоверной информации о том, что предприятие уклоняется от уплаты налогов.

Кроме того, на всех предприятиях может проводиться точечная (тематическая) проверка, когда проверяется какой-либо один налог или один из конкретных вопросов, например применение налоговых льгот. Проверку проводит, как правило, один человек, реже - два специалиста: один по бухгалтерскому учету, другой по информатике (на общенациональном уровне действуют семь бригад по информатике). Повторные проверки в отношении того же периода или того же вопроса не применяются, кроме случаев установления нарушений уголовного характера.

В ходе контроля в девяти из десяти случаев выявляется, что декларации небезупречны, в результате налоговые органы применяют различные санкции. За просрочку подачи декларации взимается 9% в год от просроченной суммы. При выявлении умышленных действий по сокрытию доходов, при представлении неправильных бухгалтерских данных штраф может составлять до 80% от суммы налога. При регулярном невыполнении плательщиком своих обязанностей налоги могут быть взысканы в бесспорном порядке с обращением взыскания на счета налогоплательщика. При выявлении особо изощренных способов уклонения от налогов, при противодействии проверке со стороны плательщика налоговая администрация помимо административного наказания может выступить с предложением уголовного преследования. Уголовное наказание носит символический характер, но к этой мере прибегают все чаще, при этом обвинение в уклонении от уплаты налогов предъявляется лично руководителю.

Иногда предприятия не могут заплатить налоги в связи с финансовыми трудностями. При этом, если речь идет об экономически здоровом предприятии, независимо от его размера, налоговые органы помогают преодолеть затруднения. Таким предприятиям предоставляется отсрочка (на период от нескольких месяцев до нескольких лет), рассрочка уплаты налога. Если же речь идет об экономически несостоятельном предприятии, никаких льгот не предоставляется; предприятие может быть ликвидировано.

Решение таких вопросов находится в компетенции специального совета, который имеется в каждом департаменте.

Налоговая амнистия, по мнению специалистов Главного налогового управления, должна применяться очень редко, при этом должна быть обеспечена определенная выгода для государства.


Организация налогового контроля в Японии


       Система декларирования в Японии внедрялась с большим трудом в послевоенные годы под влиянием налоговой системы США. По признанию самих японцев, за прошедшее время декларирование достаточно прочно внедрилось в сознание налогоплательщиков <4>.

       После проведения налоговой реформы для Японии стало актуальным, чтобы налогоплательщики осознавали ответственность за наполнение бюджета, обладали знаниями налогового законодательства, а также навыками бухгалтерского учета.

       В Японии действует примерно такой же порядок подачи декларации и документальной проверки правильности исчисления и уплаты налогов, как и

-----------------------------------------------------------------------------

<4> До 1947 г. в Японии о самостоятельном отчете перед государством и речи не было - применялась система официальной оценки налоговых сумм.



в России. Так, физические лица в Японии, так же как и в России, отчитываются сразу по окончании года (японцы - с 15 февраля по 15 марта, россияне - с 1 января по 1 апреля).

       В Японии сложилась система "синих" деклараций, которые, как лакмусовая бумажка, отражают степень доверия налоговых властей к исправным плательщикам взносов в бюджет. Обладание правом заполнять синие бланки налагает на них особую ответственность, но, с другой стороны, дает определенные льготы по сравнению с другими декларантами. Ответственность заключается в ведении бухгалтерских книг и постоянных бухгалтерских счетов, соответствующих определенным стандартам. Таким видом доверия у налоговых органов пользуются в настоящее время 50% налогоплательщиков - физических и юридических лиц.

       Методы проверки, имеющиеся в арсенале налоговых органов Японии, различны в зависимости от типа и масштаба контролируемого бизнеса. Они могут проводиться как по месту нахождения налогоплательщика, так и на территории налогового органа. Проверкам подвергаются, как правило, крупные корпорации или лица, ведущие роскошный образ жизни, не соответствующий их официальным доходам.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.