Рефераты. Формы и методы налогового контроля

       Интересно, что решение об осмотре (обследовании) соответствующих помещений и территорий, а также о проведении инвентаризации имущества проверяемого лица принимается должностными лицами, проводящими выездную проверку, самостоятельно без какого-либо специального разрешения руководства налогового органа.

       При проведении выездной налоговой проверки у проверяющих на любом этапе может возникнуть необходимость получения пояснений от налогоплательщиков.

       Согласно подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы имеют право вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков для дачи пояснений в связи с уплатой ими налогов либо в связи с налоговой проверкой (например, по каким-либо документам, расчетам, предметам или в связи с проведением хозяйственной операции, последствия которой невозможно выявить исходя из представленных документов и т.д.).

       Если проверяемое лицо не представляет в течение более двух месяцев налоговому органу необходимые для расчета налогов документы или выездной налоговой проверкой выявлено отсутствие учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведение учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислять налоги, а также в случае отказа допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения доходов либо связанных с содержанием объектов налогообложения согласно подп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ, у налоговых органов есть право определять суммы налогов, подлежащие уплате в бюджетную систему Российской Федерации, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках.

       К сожалению, до сих пор не введен в действие единый документ, регламентирующий порядок определения сумм налогов расчетным путем. Каждый налоговый инспектор использует понятную только ему одному технологию расчетов, основанную не на нормах действующего законодательства. Очевидно, что необходимость этого документа назрела давно, тем более что зачастую невыполнение законных требований налоговых органов может быть вызвано и объективными обстоятельствами (например, вследствие непреодолимой силы была утеряна вся документация).

       На основе информации, собранной с помощью осуществления на стадии проведения выездной налоговой проверки перечисленных выше мероприятий, действий и процедур, проверяющие сотрудники налогового органа проводят анализ деятельности налогоплательщика, проверяют вновь полученную информацию с уже имеющейся информацией о деятельности проверяемого налогоплательщика и сопоставляют ее с отчетными документами, выявляют несоответствия в содержании исследуемых документов, факты нарушения порядка ведения бухгалтерского учета, составления налоговых деклараций и анализируют влияние указанных нарушений на формирование налоговой базы.

       Если у сотрудников налоговых органов при этом возникают достаточные основания полагать, что налогоплательщиком совершено налоговое правонарушение, то они приступают к формированию доказательственной базы, в процессе чего он вправе воспользоваться всеми полномочиями, предоставленными ему НК РФ, в том числе и рассмотренные выше, а также по привлечению свидетелей, экспертов, специалистов, переводчиков.

Окончание стадии проведения выездной налоговой проверки оформляется справкой о проведенной проверке.

Пункт 15 ст. 89 НК РФ регулирует порядок составления и вручения справки о проведенной проверке, в соответствии с которым в последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику или его представителю.

В случае если налогоплательщик (его представитель) уклоняется от получения справки о проведенной проверке, указанная справка направляется налогоплательщику заказным письмом по почте.

Ранее данный порядок не был установлен на уровне закона, хотя потребность в этом была обусловлена необходимостью обеспечения наиболее полной защиты прав и законных интересов налогоплательщиков, т.к. они не знали, когда фактически заканчивалась в их отношении выездная налоговая проверка, а сотрудники налоговых органов, проводящих проверку, не спешили им об этом сообщать, т.к. не было такой обязанности. На практике налогоплательщики вплоть до составления акта выездной налоговой проверки не знали, на каком этапе находится проверка, по этой причине они не имели возможности проконтролировать соблюдение проверяющими сроков, предусмотренных НК РФ и определяющих процедуру проведения выездной налоговой проверки, от которых во многом зависел объем полномочий проверяющих (после завершения выездной налоговой проверки и до составления акта проверяющие не имели права проводить мероприятия налогового контроля и запрашивать какие-либо новые документы).

В настоящее время пока действует форма справки, приведенная в приложении N 3 к Инструкции МНС России N 60. Помимо предмета проверки и сроков ее проведения, в этой справке в соответствии с п. 2.1 Инструкции МНС России N 60 перечисляются также должностные лица, осуществляющие проверку (их должности, классные чины, Ф.И.О.), и основные сведения о проверяемом лице (наименование организации (филиала или представительства организации), ИНН / код причины постановки на учет или Ф.И.О. физического лица и его ИНН) и другие необходимые сведения.

Дата, указанная в этой справке, считается днем окончания выездной налоговой проверки. При этом в Постановлении Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 22.05.2003 N А29-7231/02А упоминается, что нормативно срок составления справки о проведенной проверке не увязан как с ее началом, так и длительностью проведения.

После составления справки о проведенной выездной налоговой проверке начинается процедура оформления результатов выездной налоговой проверки и составления акта.

Таким образом, справка о проведенной выездной налоговой проверке имеет важное процессуальное значение и является точкой отсчета срока, отведенного для окончательного оформления результатов выездной налоговой проверки путем составления соответствующего акта.


2.3. Результаты налоговых проверок: особенности оформления итоговых документов


Оформление результатов проведенной налоговой проверки в череде мероприятий налогового контроля является наиболее судьбоносным моментом для налогоплательщика. Новая редакция НК РФ существенно подправила действовавшую ранее процедуру оформления результатов налоговых проверок.

Прежде всего необходимо отметить, что данная процедура теперь распространяется и на камеральные налоговые проверки (ранее оформлялись соответствующим образом только выездные проверки). Акт по окончании камеральной проверки составляется, только если были выявлены нарушения налогового законодательства. Причем на оформление акта отводится 10 дней после окончания проверки. Акт подписывают проводившие проверку лица и налогоплательщик (его представитель), в отношении которого она проводилась. Об отказе лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, или его представителя подписать акт делается соответствующая запись в акте налоговой проверки.

Срок оформления акта по результатам выездной проверки не изменился. Он равен двум месяцам со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке. Следует иметь в виду, что акт проверки оформляется по результатам любой выездной проверки независимо от того, были выявлены нарушения или нет.

В отношении срока оформления результатов выездной проверки в новой редакции ст. 100 НК РФ слова "не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке" заменены на более точную формулировку - "в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке".

Акт налоговой проверки, в том числе и камеральной, должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем). В случае если лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его представитель уклоняются от получения акта налоговой проверки, этот факт отражается в акте налоговой проверки и акт направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты отправки заказного письма.

Реквизиты акта налоговой проверки. В п. 3 ст. 100 НК РФ приведен перечень необходимых реквизитов, которые должны быть указаны в акте налоговой проверки, а также требования к его содержанию. Так, в обязательном порядке в акте налоговой проверки указываются:

- дата акта налоговой проверки. Под указанной датой понимается дата подписания акта лицами, проводившими эту проверку;

- полное и сокращенное наименование либо фамилия, имя, отчество проверяемого лица. В случае проведения проверки организации по месту нахождения ее обособленного подразделения, помимо наименования организации, указываются полное и сокращенное наименования проверяемого обособленного подразделения и место его нахождения;

- фамилии, имена, отчества лиц, проводивших проверку, их должности с указанием наименования налогового органа, который они представляют;

- дата и номер решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки (для выездной налоговой проверки);

- дата представления в налоговый орган налоговой декларации и иных документов (для камеральной налоговой проверки);

- перечень документов, представленных проверяемым лицом в ходе налоговой проверки;

- период, за который проведена проверка;

- наименование налога, в отношении которого проводилась налоговая проверка;

- даты начала и окончания налоговой проверки;

- адрес места нахождения организации или места жительства физического лица;

- сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении налоговой проверки;

- документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых;

- выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи НК РФ, в случае если Налоговым кодексом предусмотрена ответственность за данные нарушения законодательства о налогах и сборах.

Более детальные требования к составлению актов камеральных и выездных налоговых проверок, как и сами формы актов, в настоящее время утверждены Приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@ "Об утверждении форм документов, применяемых при проведении и оформлении налоговых проверок; основания и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки; порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов; требований к составлению акта налоговой проверки".

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.