Понятие кредитного мониторинга включает в себя систему наблюдения за
погашением кредитов, разработку и принятие мер, обеспечивающих решение этой
задачи.
Несмотря на то, что сегодня в банковской практике используются
различные способы кредитного мониторинга, все они основаны на нескольких
главных принципах:
1. Периодическая проверка всех видов кредитов. Каждые 30,60 или 90
дней проверяются все крупные кредиты и выборочно – более мелкие.
2. Тщательная разработка этапов кредитного контроля с тем, чтобы
обеспечить проверку всех важнейших условий по каждому кредиту, в том числе:
- соответствие фактических платежей по кредиту рассчитанным данным;
- качество и состояние обеспечения по кредиту;
- полнота соответствующей документации, возможность получить в свое
распоряжение обеспечение и юридическое право предпринимать при
необходимости судебные действия в отношении заемщика;
- оценка изменений финансового положения и прогнозы относительно
увеличения или сокращения потребностей заемщика в банковском кредите;
- оценка соответствия выданной ссуды кредитной политике банка и
стандартам, разработанным контролерами со стороны регулирующих органов в
отношении его кредитного портфеля.
3. Наиболее частая проверка проблемных ссуд, увеличение частоты
проверок по мере роста проблем, связанных с конкретным кредитом.
4. Более частые проверки кредитов в условиях экономического спада или
появления значительных проблем в тех отраслях, в которые банк вложил
значительную часть своих ресурсов (например, заметное изменение налогового
или экспортно-импортного законодательства; появление новых конкурентов или
изменение технологий, требующее использования новых методов производства и
реализации продукции).
Важным элементом кредитного мониторинга является внутренний аудит
кредитования. Такая проверка осуществляется (как негласно, так и открыто)
отделом, подведомственным контролеру банка. Контролер находится в
непосредственном административном подчинении президента банка либо лица,
его замещающего.
Аудиторская проверка имеет целью определить:
- состояние остатков средств на банковских счетах по просроченным
кредитам;
- реальную ситуацию с обеспечением возвратности кредитов и сокращением
кредитного риска;
- положение с организацией кредитного процесса: соответствие практики
выдачи и погашения ссуд требованиям кредитного меморандума банка,
правильность отражения всех ссуд в учетных документах, особенно по
пролонгированным и просроченным ссудам; состояние резервов на покрытие
убытков по ссудам и организация аналогичной работы по кредитованию.
Проверка соблюдения порядка кредитования включает контроль за учетом
заявок на получение ссуд в регистрационном журнале, основными реквизитами
которого являются: дата поступления, наименование и адрес просителя, сумма,
назначение, срок, процентная ставка, обеспечение и примечание. В примечании
указываются дата передачи дела на рассмотрение кредитного комитета и его
решение.
Аудитор проверяет правильность оформления и ведения кредитного досье.
Обычно к кредитном досье документы сконцентрированы в следующих разделах:
- основная кредитная документация (копия кредитного соглашения и
соглашений обеспечения: залога, банковской гарантии, страховании и др.,
доверенность на право подписания документов, свидетельства о состоянии
обеспечения, график погашения кредита);
- основная финансово-экономическая информация о заемщике (копии
балансов и отчетов о прибылях и убытках, бизнес-план, информация о денежных
поступлениях, копии лицензии и налоговой декларации);
- материалы о кредитоспособности (анализ, подготовленный в самом банке-
кредиторе, аналитические документы, полученные от информационно-кредитных
бюро, ответы на запросы в банки и комиссии о кредитной истории
потенциального заемщика и др.);
- переписка с клиентом по вопросам выдачи и погашения кредита, записи
всех встреч и телефонных разговоров по этому вопросу.
В случае погашения кредита составляется справка о закрытии дела и
передачи его в архив. В случае не погашения кредита дело передается в
юридический отдел банка с целью открытия иска о не возврате ссуды и
представлении дела в арбитраж. Аудитор проверяет правильность оформления
всех документов, наличие необходимых реквизитов, ссылок и подписей. Он
обращает внимание на то, что в сумму кредита не должна включаться сумма
уплаченного страхового взноса или нотариального платежа при оформлении
залога или суммы гарантии.
Выдача кредита должна сопровождаться открытием специального ссудного
счета в операционном отделе банка. Этот счет открывается в соответствии с
письменным распоряжением операционному отделу, подписываемым первым лицом
банка и исполнителем. В нем указывается сумма кредита, срок, процентная
ставка и основания для выдачи. Аудитор контролирует состояние ссудных
счетов, а также ведение аналитического учета ссудных операций на бланках
лицевых счетов, открытых каждому заемщику, на каждый вид ссуды. Им
проверяется также синтетический учет, осуществляемый на активных балансовых
счетах.
В отчетах о результатах аудиторской проверки делаются выводы
относительно:
- общего состояния предоставления кредитов и их погашения;
- основных причин кредитных неплатежей (в результате недостаточной
квалификации: сотрудников, занятых этими проблемами, практики выдачи
кредитов вне установленной процедуры – по указанию руководства банка);
- положения со списанием безнадежных кредитов;
- состояния фондов для покрытия задолженности по кредитам;
- состояния ведения кредитной отчетности и другой документации, в том
числе кредитного досье. Содержатся рекомендации относительно финансовых,
кадрово-организационных и других мер по решению проблемы погашения
кредитов. Отчет предоставляется управляющему и совету директоров банка.
Проверка кредитов необходима для осуществления разумной программы
банковского кредитования. Она помогает руководству банка не только быстрее
выявлять проблемные кредиты, но и постоянно контролировать соответствие
кредитной политики банка действиями уполномоченных сотрудников кредитного
управления (отдела). Кредитный контроль помогает также управляющему и
совету директоров банка в оценке совокупного риска и осуществлении
соответствующих превентивных мероприятий по укреплению финансовой
устойчивости банка.
Помимо кредитных операций коммерческие банки Приднестровской
Молдавской Республики активно работают на межбанковском кредитном рынке, а
также участвуют в операциях с ценными бумагами. Однако полномасштабное
проведение последних значительно затруднено неразвитостью фондового рынка.
Как показывает опыт функционирования отечественных и зарубежных
кредитно-финансовых организаций, одним из необходимых условий успешной
работы банка является мониторинг коммерческих банков.
Одной из основных задач центрального банка ПМР выступает поддержание
стабильности и надежности банковской системы. В условиях изменяющейся
экономической ситуации в республике, и в первую очередь среды
функционирования коммерческих банков, обеспечение регулирующих, надзорных и
стимулирующих функций Приднестровским республиканским банком, мониторинг
коммерческих банков выходит на первый план. В этой связи проведение в
ноябре 2001 года анкетирования коммерческих банков имело своей целью
установление дополнительного информационного канала между Центральным
банком, осуществляющим государственную политику в монетарной сфере, и
коммерческими банками, являющимися проводниками денежно-кредитной политики
ПРБ. Посредством анкетирования финансовых субъектов Приднестровский
республиканский банк стремится наладить процесс гармонизации отношений
между Центральным и коммерческими банками, учитывая мнение субъектов
финансового посредничества по тем или иным вопросам.
Система мониторинга банковской системы охватывает три большие сферы:
- макроэкономические исследования: постоянные наблюдения за
преобладающими в экономике тенденциями позволяет определить возможные
направления деятельности банковской системы, поскольку перспективы ее
развития напрямую связаны с изменениями, происходящими в реальном секторе
экономики;
- исследования различных сегментов денежного и финансового рынков: от
их состояния в немалой степени зависит финансовое положение кредитных
организаций, так как это непосредственная сфера их деятельности;
- анализ состояния непосредственно банковской системы.
Задачами мониторинга банковской системы являются:
- систематическое наблюдение за функционированием банковских
учреждений;
- контроль взаимодействия денежно-кредитной сферы и реального сектора
экономики, оценка влияния такого взаимодействия на макроэкономическую
стабильность государства;
- превентивное (на самых ранних стадиях) обнаружение проблем в
банковском секторе;
- формирование позиции относительно целесообразности и своевременности
применения инструментов регулирования.
На первом этапе анкетный опрос включал следующие категории вопросов:
- текущее состояние банка и оценка его развития в ближайшей
перспективе;
- основные источники средств банка и направления их размещения;
- факторы, определяющие те или иные процессы и тенденции в
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32