Рефераты. Залог как форма обеспечения возвратности кредита

предложению и ознакомить с ними заемщика; в) соответствие кредитного

предложения кредитной политике банка и структуре формирования его ссудного

портфеля. Приведет ли предоставление нового кредита к дальнейшей

диверсификации кредитного портфеля и снижению кредитного риска или обратным

результатам.

Ключевым моментом анализа любой заявки и сопроводительных документов,

а также результатов бесед является определение характера заемщика и его

кредитоспособности. Кредитный инспектор, часто помогая заемщику готовить

заявку, выясняет объем доходов и представляющих ценность активов (таких,

как высоколиквидные ценные бумаги или сберегательные депозиты), которыми

располагает заемщик для погашения кредита. Устные ответы клиенты, как

правило, дают значительно больше информации, чем сведения, изложенные в

письменном виде. Одновременно инспектор обращается к банкам, с которыми

сотрудничал или сотрудничает клиент.

Кредитные инспекторы придают значение не только размеру, но и

стабильности доходов заемщиков (юридических и физических лиц). Они

предпочитают получать от клиента информацию о чистом доходе (то есть доходе

после всех выплат и удержаний). Если речь идет об индивидуальном заемщике,

то сотрудники банка обычно связываются с работодателями клиента для

проверки достоверности указанного им уровня доходов и продолжительности

работы в данной фирме.

Косвенным показателем размера и стабильности дохода служат данные о

среднедневном остатке на депозитном счете клиента. Эти данные,

представленные заемщиком, инспектор сопоставляет с информацией, полученной

из соответствующего банка. Поддержание значительных остатков на депозитных

счетах в банке свидетельствует о надежности финансового положения клиента,

его финансовой дисциплинированности и серьезности намерения погасить

получаемый кредит.

В числе факторов, на которые обращает внимание опытный кредитный

инспектор, - продолжительность занятости и проживания клиента (частного

лица) на одном месте. Большинство банков, как правило, отказываются

предоставлять кредиты лицам, работающим на указанном им месте лишь

несколько месяцев, и фирмам, которые были недавно зарегистрированы.

Рассматривается также длительность проживания клиента по одному адресу,

поскольку чем дольше клиент живет на одном и том же месте, тем более

стабильным считается его положение. Нестабильность места проживания или

частая перемена адреса рассматриваются при решении вопроса о выдаче кредита

как негативный момент.

Кредитные инспекторы неодобрительно относятся к появлению так

называемой «пирамиды долга», когда заемщик берет кредит в одной фирме или

банке для оплаты долга другому кредитору. Из поля зрения инспектора не

исчезает значительная или растущая задолженность клиента по кредитным

карточкам и частому возврату чеков, выписанных клиентом с его счета. На

основе подобных фактов делается вывод о реальном финансовом положении

клиента и его навыках управления денежными средствами. На этом

предварительном этапе работы по кредитованию инспектор стремится определить

порядочность клиента и достоверность представленной им информации.

Инспектор особенно обращает внимание на то, указал ли клиент все свои долги

или, по данным кредитовавших его банков, у клиента существуют и другие

обязательства, о которых он «забыл» упомянуть или не оплатил и скрылся.

Итак, кредитный инспектор внимательно изучает все документы,

представленные потенциальным заемщиком, проводит с ним все необходимые

беседы, оценивает информацию, полученную на запросы и составляет анализ

кредитной заявки (Приложение №3). После консультаций с руководством банка и

начальником кредитного отдела кредитный инспектор принимает решение о

продолжении работы с клиентом или отказе ему.

Если принимается решение о продолжении работы с клиентом, то инспектор

комплектует кредитное досье (включая в него заявку и сопроводительные

документы, ответы на запросы, записи бесед и т.д.) и направляет его в

кредитный отдел. В этом отделе осуществляется тщательное изучение

кредитоспособности клиента и дается оценка кредитного риска.

Изучение кредитоспособности заемщика. Оценка кредитоспособности

предполагает, прежде всего, использование показателей, характеризующих

деятельность заемщика с точки зрения возможности погашения ссудной

задолженности.

При анализе кредитоспособности используются различные источники

информации: а) материалы, полученные непосредственно от клиента; б)

материалы о клиенте, имеющиеся в архиве банка; в) сведения, сообщенные

теми, кто имел деловые контакты с клиентом (его поставщиками, кредиторами,

покупателями его продукции, банками и т.д.); г) отчеты и другие материалы

частных и государственных учреждений.

Получая информацию об изучении банком материалов и сведений,

полученных непосредственно от клиентов, эксперты кредитного отдела

обращающихся к архивам своего банка. Если клиент уже получил ранее кредит в

банке, то в архиве имеются сведения о задержках в погашении долга и других

нарушениях.

Банк устанавливает контакт с другими кредитными организациями, чтобы

использовать их опыт работы с данным заемщиком и выяснить ряд конкретных

вопросов. Какие суммы занимал клиент в предыдущие периоды, и своевременно

ли погашались ранее выданные ему кредиты? Были ли достаточно высокими

остатки на банковских счетах клиента? Объявлялся ли когда-либо клиент

банкротом?

Оценка кредитного риска предполагает обращение внимания на симптомы

возникающих у заемщиков трудностей, которые необходимо отслеживать банкам-

кредиторам, в том числе: 1) задержки в предоставлении заемщиком финансовой

отчетности и в осуществлении платежей в счет погашения кредита или

прекращение контакта с работниками банка-кредитора; 2) любое неожиданное

изменение заемщиком методов расчета амортизации, взносов по пенсионным

платежам, оценки товарно-материальных запасов, начисления налогов или

расчета прибыли; 3) изменение структуры задолженности или отказ от выплаты

дивидендов и снижение кредитного рейтинга заемщика; 4) падение цен на акции

заемщика; 5) наличие чистых убытков в течение одного или нескольких лет,

измеряемых с помощью показателей доходности активов, доходности капитала

или прибыли до уплаты процентов и налогов; 6) неблагоприятные изменения

структуры капитала заемщика (показатели соотношения акционерного капитала и

долговых обязательств), ликвидности или деловой активности (например,

соотношения объема продаж и товарно-материальных запасов); 7)

несоответствие объема фактических продаж или потока наличности аналогичным

денежным показателям, приведенным в кредитной заявке; 8) неожиданные и

необъяснимые сокращения размеров остатков на счетах клиентов.

В таблице 3.4.3. приведены индикаторы проблемного кредита и

рискованной кредитной политики банка.

Таблица 3.4.3.

Сигналы тревоги относительно проблемных кредитов

и проведения рискованной кредитной политики

|Индикаторы проблемного кредита |Индикаторы непродуманной или |

| |рискованной кредитной политики банка |

|-Нерегулярные или просроченные |-Ошибочные оценка рисков, связанная с|

|платежи по кредиту. |заемщиками. |

|-Частое изменение условий |-Кредитование без учета кардинальных |

|кредитования. |изменений в будущем (например, |

| |слияние). |

|-Практика изменения сроков погашения |-Предоставление кредита под обещание |

|кредитов и их суммы. |заемщика выставить крупный депозит. |

|-Необычно высокая ставка по кредиту |-Невозможность составления |

|(возможно- это попытка компенсировать|реалистичного плана погашения по |

|слишком высокий риск банка). |каждому кредиту. |

|-Резкое или неожиданное увеличение |-Предоставление крупных кредитов |

|дебиторской задолженности и/или |одному заемщику. |

|товарно-материальных запасов клиента.| |

|-Сокращение объема продаж и прибыли. |-Высокий удельный вес кредитов, |

| |предоставляемых заемщикам, |

| |находящимся вне обслуживаемой банком |

| |территории. |

|-Увеличение соотношения суммы долга к|-Недостаточно полная документация в |

|акционерному капиталу заемщика, то |кредитных делах. |

|есть левереджа. | |

|-Политика выплаты низких дивидендов. |-Значительный удельный вес кредитов |

| |лицам, связанным с банком |

| |(директорам, служащим или |

| |акционерам). |

|-Отсутствие порядка в документации |-Отсутствие должного контроля за |

|или самой документации (особенно |программой кредитования. |

|финансовой отчетности клиента). | |

|-Низкое качество обеспечения. |-Неучет влияния стадий делового цикла|

| |на кредитоспособность заемщика. |

|-Недостаточная сумма оборотного |-Предоставление кредитов низкого |

|капитала или ее снижение. |качества с целью удержать клиентов от|

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.