предложению и ознакомить с ними заемщика; в) соответствие кредитного
предложения кредитной политике банка и структуре формирования его ссудного
портфеля. Приведет ли предоставление нового кредита к дальнейшей
диверсификации кредитного портфеля и снижению кредитного риска или обратным
результатам.
Ключевым моментом анализа любой заявки и сопроводительных документов,
а также результатов бесед является определение характера заемщика и его
кредитоспособности. Кредитный инспектор, часто помогая заемщику готовить
заявку, выясняет объем доходов и представляющих ценность активов (таких,
как высоколиквидные ценные бумаги или сберегательные депозиты), которыми
располагает заемщик для погашения кредита. Устные ответы клиенты, как
правило, дают значительно больше информации, чем сведения, изложенные в
письменном виде. Одновременно инспектор обращается к банкам, с которыми
сотрудничал или сотрудничает клиент.
Кредитные инспекторы придают значение не только размеру, но и
стабильности доходов заемщиков (юридических и физических лиц). Они
предпочитают получать от клиента информацию о чистом доходе (то есть доходе
после всех выплат и удержаний). Если речь идет об индивидуальном заемщике,
то сотрудники банка обычно связываются с работодателями клиента для
проверки достоверности указанного им уровня доходов и продолжительности
работы в данной фирме.
Косвенным показателем размера и стабильности дохода служат данные о
среднедневном остатке на депозитном счете клиента. Эти данные,
представленные заемщиком, инспектор сопоставляет с информацией, полученной
из соответствующего банка. Поддержание значительных остатков на депозитных
счетах в банке свидетельствует о надежности финансового положения клиента,
его финансовой дисциплинированности и серьезности намерения погасить
получаемый кредит.
В числе факторов, на которые обращает внимание опытный кредитный
инспектор, - продолжительность занятости и проживания клиента (частного
лица) на одном месте. Большинство банков, как правило, отказываются
предоставлять кредиты лицам, работающим на указанном им месте лишь
несколько месяцев, и фирмам, которые были недавно зарегистрированы.
Рассматривается также длительность проживания клиента по одному адресу,
поскольку чем дольше клиент живет на одном и том же месте, тем более
стабильным считается его положение. Нестабильность места проживания или
частая перемена адреса рассматриваются при решении вопроса о выдаче кредита
как негативный момент.
Кредитные инспекторы неодобрительно относятся к появлению так
называемой «пирамиды долга», когда заемщик берет кредит в одной фирме или
банке для оплаты долга другому кредитору. Из поля зрения инспектора не
исчезает значительная или растущая задолженность клиента по кредитным
карточкам и частому возврату чеков, выписанных клиентом с его счета. На
основе подобных фактов делается вывод о реальном финансовом положении
клиента и его навыках управления денежными средствами. На этом
предварительном этапе работы по кредитованию инспектор стремится определить
порядочность клиента и достоверность представленной им информации.
Инспектор особенно обращает внимание на то, указал ли клиент все свои долги
или, по данным кредитовавших его банков, у клиента существуют и другие
обязательства, о которых он «забыл» упомянуть или не оплатил и скрылся.
Итак, кредитный инспектор внимательно изучает все документы,
представленные потенциальным заемщиком, проводит с ним все необходимые
беседы, оценивает информацию, полученную на запросы и составляет анализ
кредитной заявки (Приложение №3). После консультаций с руководством банка и
начальником кредитного отдела кредитный инспектор принимает решение о
продолжении работы с клиентом или отказе ему.
Если принимается решение о продолжении работы с клиентом, то инспектор
комплектует кредитное досье (включая в него заявку и сопроводительные
документы, ответы на запросы, записи бесед и т.д.) и направляет его в
кредитный отдел. В этом отделе осуществляется тщательное изучение
кредитоспособности клиента и дается оценка кредитного риска.
Изучение кредитоспособности заемщика. Оценка кредитоспособности
предполагает, прежде всего, использование показателей, характеризующих
деятельность заемщика с точки зрения возможности погашения ссудной
задолженности.
При анализе кредитоспособности используются различные источники
информации: а) материалы, полученные непосредственно от клиента; б)
материалы о клиенте, имеющиеся в архиве банка; в) сведения, сообщенные
теми, кто имел деловые контакты с клиентом (его поставщиками, кредиторами,
покупателями его продукции, банками и т.д.); г) отчеты и другие материалы
частных и государственных учреждений.
Получая информацию об изучении банком материалов и сведений,
полученных непосредственно от клиентов, эксперты кредитного отдела
обращающихся к архивам своего банка. Если клиент уже получил ранее кредит в
банке, то в архиве имеются сведения о задержках в погашении долга и других
нарушениях.
Банк устанавливает контакт с другими кредитными организациями, чтобы
использовать их опыт работы с данным заемщиком и выяснить ряд конкретных
вопросов. Какие суммы занимал клиент в предыдущие периоды, и своевременно
ли погашались ранее выданные ему кредиты? Были ли достаточно высокими
остатки на банковских счетах клиента? Объявлялся ли когда-либо клиент
банкротом?
Оценка кредитного риска предполагает обращение внимания на симптомы
возникающих у заемщиков трудностей, которые необходимо отслеживать банкам-
кредиторам, в том числе: 1) задержки в предоставлении заемщиком финансовой
отчетности и в осуществлении платежей в счет погашения кредита или
прекращение контакта с работниками банка-кредитора; 2) любое неожиданное
изменение заемщиком методов расчета амортизации, взносов по пенсионным
платежам, оценки товарно-материальных запасов, начисления налогов или
расчета прибыли; 3) изменение структуры задолженности или отказ от выплаты
дивидендов и снижение кредитного рейтинга заемщика; 4) падение цен на акции
заемщика; 5) наличие чистых убытков в течение одного или нескольких лет,
измеряемых с помощью показателей доходности активов, доходности капитала
или прибыли до уплаты процентов и налогов; 6) неблагоприятные изменения
структуры капитала заемщика (показатели соотношения акционерного капитала и
долговых обязательств), ликвидности или деловой активности (например,
соотношения объема продаж и товарно-материальных запасов); 7)
несоответствие объема фактических продаж или потока наличности аналогичным
денежным показателям, приведенным в кредитной заявке; 8) неожиданные и
необъяснимые сокращения размеров остатков на счетах клиентов.
В таблице 3.4.3. приведены индикаторы проблемного кредита и
рискованной кредитной политики банка.
Таблица 3.4.3.
Сигналы тревоги относительно проблемных кредитов
и проведения рискованной кредитной политики
|Индикаторы проблемного кредита |Индикаторы непродуманной или |
| |рискованной кредитной политики банка |
|-Нерегулярные или просроченные |-Ошибочные оценка рисков, связанная с|
|платежи по кредиту. |заемщиками. |
|-Частое изменение условий |-Кредитование без учета кардинальных |
|кредитования. |изменений в будущем (например, |
| |слияние). |
|-Практика изменения сроков погашения |-Предоставление кредита под обещание |
|кредитов и их суммы. |заемщика выставить крупный депозит. |
|-Необычно высокая ставка по кредиту |-Невозможность составления |
|(возможно- это попытка компенсировать|реалистичного плана погашения по |
|слишком высокий риск банка). |каждому кредиту. |
|-Резкое или неожиданное увеличение |-Предоставление крупных кредитов |
|дебиторской задолженности и/или |одному заемщику. |
|товарно-материальных запасов клиента.| |
|-Сокращение объема продаж и прибыли. |-Высокий удельный вес кредитов, |
| |предоставляемых заемщикам, |
| |находящимся вне обслуживаемой банком |
| |территории. |
|-Увеличение соотношения суммы долга к|-Недостаточно полная документация в |
|акционерному капиталу заемщика, то |кредитных делах. |
|есть левереджа. | |
|-Политика выплаты низких дивидендов. |-Значительный удельный вес кредитов |
| |лицам, связанным с банком |
| |(директорам, служащим или |
| |акционерам). |
|-Отсутствие порядка в документации |-Отсутствие должного контроля за |
|или самой документации (особенно |программой кредитования. |
|финансовой отчетности клиента). | |
|-Низкое качество обеспечения. |-Неучет влияния стадий делового цикла|
| |на кредитоспособность заемщика. |
|-Недостаточная сумма оборотного |-Предоставление кредитов низкого |
|капитала или ее снижение. |качества с целью удержать клиентов от|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32