Рефераты. Вопросы и ответы к междисциплинарному экзамену (государственное и муниципальное управление)

Быстрый или, наоборот, нулевой и даже отрицательный экономи­ческий рост не всегда говорят о быстром экономическом развитии, топтании на месте или экономической деградации. Приведем не­сколько примеров.

Структурные изменения в экономике страны могут привести к такой ситуации, когда стагнация или сокращение выпуска одних видов продукции из-за падающего или неизменного спроса на них сопровождается быстрым ростом других видов продук­ции. Так, в США в 80-х гг. не росло потребление стали, сельхозпро­дукции, легковых автомобилей, но одновременно увеличивался вы­пуск сложных изделий, например персональных компьютеров. Но и в выпуске компьютеров количественный рост недостаточно отражает другие аспекты их производства: продажи персональных компьютеров США за 1981—1988 гг. выросли с 1,1 до 9,5 млн шт., по стоимо­сти — с 3,1 до 27,7 млрд долл., а доллар за это время обесценился на 25%. Таким образом, персональные компьютеры дешевели, хотя их технические характеристики и качество росли. При подсчете комп­лексного показателя экономического роста ВВП - вышеуказан­ные моменты привели к тому, что он не до конца отражал динамику экономического развития США за 80-е гг.

Тем не менее, при всех его недостатках, экономический рост оста­ется наиболее употребимым критерием экономического развития. Экономический рост может измеряться в физическом выражении (физический рост) и стоимостном (стоимостной рост). Первый способ более надежен (так как позволяет исключить воздействие инфля­ции), но не универсален: при расчете темпов экономического роста трудно вывести общий показатель для производства разных изделий. Второй способ употребляется чаще, однако не всегда возможно до конца «очистить» его от инфляции. Правда, в статистике ряда стран измеряют макроэкономический рост на базе роста производства на­иболее важных для этих экономик товаров, используя при этом их удельные веса в общем объеме производства.

На макроэкономическом уровне ведущими показателями динами­ки экономического роста являются:

— рост объема ВВП/ВНП или НД;

— темпы роста ВВП/ВНП и НД в расчете на душу населения;

— темпы роста промышленного производства в целом, по основным отраслям и на душу населения.


*Вопрос 66. Инфляция: причины, следствия, пути преодоления. Характеристика инфляционных процессов в России.


Инфляция – общее повышение уровня товарных цен.  Выделяют две причины инфляции:  инфляция спроса и инфляция предложения.

А) Инфляция спроса – увеличение спроса при неизменном или снижающемся количестве предложения. Большое количество денег охотиться за малым количеством товаров. Государство вызывает дефицит госбюджета и покрытием является дополнительная эмиссия денег.

Б) Инфляция издержек  – сокращается предложение  при неизменном спросе. Предложение снижается под воздействием роста издержек производства по причинам: роста зарплаты и роста стоимости ресурсов. Налицо спираль –рост зарплаты ведет к повышению цен, это ведет в свою очередь к росту зарплаты.

Темпы Инфляции, динамика ее процессов различная:

-         Умеренная, ползучая  до 10% в год;

-         галопирующая до 200 % в год;

-         гиперинфляция – свыше 200 %.

Следствия инфляции. Уменьшение реальных доходов. Страдают в первую очередь люди имеющие фиксированные доходы (бюджетники), и те кто отдает деньги (банки). В результате происходит перераспределение доходов. Снижаются стимулы к трудовой деятельности. Ограничивается инвестиционная деятельность.

Как преодолеть инфляцию? 

1.     Принять меры к снижению денежной массы;

2.     принять меры к стимулированию производства, постараться совместить объемы производства и потребления.


Характеристика инфляционных процессов в России.

Россия пережила одновременно все типы и темпы инфляций.

                                                                                                                   



















*Вопрос 67.  Финансовая система и государственный бюджет. Проблема бюджетного дефицита и государственного долга в РФ.

 

Финансы – денежные взаимосвязи по поводу образования, распределения и перераспределения денежных средств и фондов. Это кровеносная система.

Финансовая система – совокупность финансовых явлений и институтов, или система финансовых учреждений.

Выделяют: а) государственные финансы – бюджетная система, внебюджетные фонды, финансы госпредприятий, государственный кредит;

б) финансы хозяйствующих субъектов; в) страхование.

Главным средством перераспределения ВВП служат государствен­ные финансы, которые состоят из государственного бюджета и вне­бюджетных фондов. Через государственные финансы перераспре­деляется значительная часть ВВП.

Структура государственного бюджета. Бюджет и внебюджетные фонды.

Государственный бюджет это годовой план государственных расходов и источников их фи­нансового покрытия. Проект бюджета ежегод­но обсуждается и принимается законодатель­ным органом - парламентом страны, штата или муниципальным собранием. По завершении финансового года полномочные предста­вители исполнительной власти отчитываются о своей деятельности по мобилизации доходов и осуществлению расходов в соответствии с принятым в предыдущем году законом о бюджете.

Государственный бюджет всегда представляет собой компромисс, отражающий соотношение сил основных групп носителей различ­ных социально-экономических интересов в стране. Каждый такой компро­мисс сопровождается политической борьбой, предвыборной и в сте­нах парламента, фракционной внутри партий и на страницах печати.

Основная часть государственных доходов и расходов проходит через государственный бюджет, включающий в себя бюджет центрального пра­вительства и местных властей. В зависимости от административно-территориального устройства той или иной страны (двухступенчатого -центральное правительство и местные органы власти или трехступенчатого -центральное правительство; прави­тельства республик, краев, областей, земель, провинций, штатов; местные органы власти) бюджеты соответственно бывают централь­ными; областными, земельными, провинциальными и т.д.; местными.

В России бюджетная система устроена по принципу фискального федерализма: бюджета относительно независимы, т.е. имеют собственную налоговую базу, бюджеты могут взаимодействовать на договорной основе, за федеральным бюджетом финансирование общенациональных программ.

К бюджету тесно примыкают внебюджетные фонды (средства) — денежные средства государства, имеющие целевое назначение и не включенные в государственный бюджет. Внебюджетные средства на­ходятся в распоряжении центральных или местных органов власти и концентрируются в специальных фондах, каждый из которых пред­назначен для определенных нужд. Примером может быть Пенсион­ный фонд РФ. Внебюджетные фонды создаются за счет специальных (целевых) налогов, займов, субсидий из бюджета.

Внебюджетные фонды расширяют возможности вмешательства го­сударства в экономику, минуя бюджет, и, следовательно, парламент­ский контроль. Кроме того, создается видимость уменьшения дефи­цитности бюджета.     

Бюджет государства состоит из доходов и расходов. Доходная часть формируется за счет налоговых поступлений - 80%, неналоговые поступления – 6-7% и целевые бюджетные фонды – 8-7%. Расходы подразделяются на функциональные и по экономическому образованию (капитальные и текущие затраты).

Превышение расходов над доходами ведет к образованию бюд­жетного дефицита, который покрывается государственными зай­мами — внутренними и внешними. Они осуществляются в виде про­дажи государственных ценных бумаг, займов у внебюджетных фон­дов (например, у фонда страхования по безработице или пенсионного фонда) и в порядке получения кредитов у банков (эта форма финан­сирования бюджетного дефицита часто практикуется местными вла­стями) .

Государственные займы — не единственный путь покрытия дефи­цита государственного бюджета. У большинства развитых стран со времен перехода от золотого к бумажно-денежному обращению на­коплен значительный опыт покрытия бюджетного дефицита путем дополнительной эмиссии денег.

Задолженность правительственных органов накапливается и превращается в государствен­ный долг. Его приходится выплачивать с про­центами. Говорят, что сегодняшние государственные займы — это завтрашние налоги. Некоторые налогоплательщики являются вла­дельцами государственных ценных бумаг. Они получают проценты по этим бумагам и одновременно платят налоги, которые частично идут на выплату государственных займов и кредитов. Как правило, из текущих бюджетных доходов не удается выплачивать полностью проценты и в срок погашать государственные займы. Постоянно нуждаясь в средствах, правительства прибегают ко все новым займам покрывая старые долги, они делают еще большие новые.

Государственный долг растет в разных странах разными темпами. Превышение государственного долга над ВВП более чем в 2,5 раза считается опасным для стабильности экономики, особенно для устой­чивого денежного обращения.

Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний, а также на краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (от 1 года до 5 лет) и долгосрочный (свыше 5 лет). Наиболее тяжелыми являются краткосрочные долги. По ним вскоре приходится выплачивать основ­ную сумму с высокими процентами. Такую задолженность можно пролонгировать, но это связано с выплатой процентов на проценты.


*Вопрос 68. Фискальная политика государства и проблемы реформирования налоговой системы в РФ.


Фискальная политика государства (ФПГ) – политика манипулирования доходами и расходами государства с целью воздействия на занятость, уровень цен и обеспечение экономического роста.

Различают:

- дискретную (изменяемая ФПГ) и недискретную ФПГ (встроенная, автоматическая ФПГ). Дискретная ФП – изменение доходов и расходов в ходе экономического цикла. Недискретная ФП – государство не принимает никаких действий в сфере налоговой политики, само наличие налоговой системы и расходов государства уже влияет стабилизирующе на экономику..   

- сдерживающую и стимулирующую ФП. Сдерживающая ФП  в трех вариантах – увеличение налогов, снижение госрасходов, первое и втрое одновременно. Стимулирующая ФП (на фазе кризиса, спада) – снижение налогов, увеличение госрасходов, первое и второе вместе.  

Основной инструмент ФПГ являются налоги и государственные расходы..

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.